Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Публичная речь. 
Речевая коммуникация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В публичной речи реализуется устная форма литературного языка, используются разные стили, в зависимости от вида публичного выступления: лекция, научное сообщение, отчетный доклад, речь на собрании и т. п. Аудитория (А) — получатель речи, лицо или совокупность лиц, заинтересованных в содержании высказывания, способных понять, осмыслить, оценить и использовать выраженные в нем мысли для принятия… Читать ещё >

Публичная речь. Речевая коммуникация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность любого специалиста связана с различными мероприятиями, на которых произносятся речи. К ним относятся собрания, совещания, презентации, неофициальные застолья и т. п.

Навыки публичной речи расширяют возможности деловых людей, способствуют их карьерному росту, поэтому необходимо владеть основами ораторского искусства и приобретать опыт публичных выступлений.

Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной аудитории; ораторская речь.

По своему характеру публичная речь представляет собой монолог. Однако строгих границ между монологом и диалогом нет, т. к. в любом монологе присутствуют элементы диалога.

Публичное выступление как сложный процесс общения со слушателями является процессом не односторонним, а двусторонним. В этом и заключается его сходство с диалогом. Более того, наличие обратной связи (реакция на слова говорящего) превращает монолог в диалог.

В публичной речи реализуется устная форма литературного языка, используются разные стили, в зависимости от вида публичного выступления: лекция, научное сообщение, отчетный доклад, речь на собрании и т. п.

Публичная речь во многом зависит от того, кто и как ее слушает; она произносится для определенной аудитории.

Аудитория (А) — получатель речи, лицо или совокупность лиц, заинтересованных в содержании высказывания, способных понять, осмыслить, оценить и использовать выраженные в нем мысли для принятия решения.

Характеристики А:

  • • однородность / неоднородность; чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать;
  • • количественный состав; большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех. Отличительной особенностью маленькой аудитории является то, что она не представляет собой единого целого, здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность;
  • • чувство общности; например, в какой-то части зала возникает легкий шум, и он быстро распространяется по всему помещению;
  • • мотив.

Три группы мотивов, которые побуждают к слушанию публичных речей:

  • • мотивы интеллектуально-познавательного плана (интересует тема выступления, хотят расширить свои знания по данной проблеме);
  • • мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии, лекции, и т. п.);
  • • мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать его).

Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей. Для эффективного управления аудиторией рекомендуется применять речевые тактики, т. е. активно использовать личные местоимения «мы», «вы», «нам», «вам», «с нами», «с вами» и т. п. Эти вербальные средства подчеркивают, что речь обращена именно к присутствующим в аудитории.

Важным условием успешного выступления оратора является позитивное отношение к нему аудитории. В свою очередь, оратор должен знать предмет речи и владеть приемами управления аудиторией:

  • 1) вопросно-ответная форма (оратор ставит перед аудиторией вопрос, ждет ответа или сам на него отвечает);
  • 2) юмор является действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории;
  • 3) ссылка на авторитеты или известные источники (приводят слова известных ученых, политических деятелей, ссылаются на популярные газеты и журналы и др.);
  • 4) невербальные средства (установление зрительного контакта с аудиторией, голосовые приемы: повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи, пауза и др.).

Однако тщательная подготовка к публичной речи, т. е. систематическая проработка аргументации, знание возможных возражений и ходов оппонентов, условий согласия и присоединения аудитории, постоянная готовность к речи — залог коммуникативной удачи. Основные этапы подготовки к выступлению:

  • • определение цели и формулировка темы, которые должны быть четкими, отражать содержание выступления;
  • • подбор материала (официальные документы, научная и научно-популярная литература, различные справочники, статьи из газет и журналов, материалы сети Интернет);
  • • изучение, осмысление, оценивание и систематизация данных;
  • • работа над композицией и написание текста выступления. Наиболее распространенной структурой как письменного текста, так и устного выступления считается трехчастная: вступление, основная часть, заключение.

В различных ситуациях профессионального общения приходится иметь дело с разными видами публичных выступлений.

К информационным речам относятся:

  • • представление (сообщение информации о себе);
  • • инструкция (сообщение о способах выполнения задания);
  • • доклад (развернутое изложение какой-либо темы);
  • • отчет (сообщение о своих действиях, работе);
  • • обзор (сжатое сообщение по теме).

Убеждающая речь произносится, чтобы оказать влияние на мнение слушателей, изменить мнение по какому-либо противоречивому вопросу.

Агитационная речь призывает к действию, например, принять участие в каком-либо мероприятии. Отличительной чертой этих речей является пафос, т. е. воодушевление, подъем, энтузиазм.

Рекламная речь (РР) — это оповещение людей всевозможными способами для создания широкой известности чему-либо, информация о потребительских свойствах товаров и преимуществах видов услуг с целью их реализации и создания активного спроса на них; строится по известной формуле: «Внимание — Интерес — Просьба — Действие».

В РР используются речевые средства с положительной оценкой (например, очень привлекательный вид, прекрасно выдерживает нагрузки, совершенная конструкция, необычайный аромат, отличная выделка и т. д.).

Презентация (от лат. presentatio) — публичное выступление с целью представления чего-либо нового, которая проводится в виде торжественного мероприятия, пресс-конференции, официального приема и т. п. Главная цель презентации — представить или поддержать новую идею, внедрить новые методы, предложить купить продукт или услугу.

Этикетные речи относятся к ритуальному общению, целью которого является поддержание доброжелательных отношений, соблюдение требований этикета, например, на профессиональных праздниках, конференциях и т. д.

Этикетные речи начинаются со вступительного слова, которое настраивает аудиторию на предстоящее мероприятие, кратко информирует о программе и порядке его проведения. Ее цель — доставить удовольствие адресату.

К этикетным речам относят и поздравительную речь, произносимую, например, на юбилее какого-либо лица или фирмы. Она должна быть оригинальной, эмоциональной и выразительной. Как правило, сопровождается ответным словом, произносится виновником торжества с целью выразить свою признательность, доставить ответное удовольствие, выразить благодарность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой