Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ монопольного поведения фирмы на рынке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотя мы считаем, что совершенных заменителей монопольного товара практически нет, это не исключает наличие несовершенных заменителей монопольной продукции как следствие всеобщей конкуренции фирм за деньги покупателя. Это проявляется, в частности, в виде нисходящей кривой спроса: чем больше цена товара, тем ниже предельная полезность дополнительной единицы товара для покупателя, и тем выше степень… Читать ещё >

Анализ монопольного поведения фирмы на рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Достоинству нас не научит тот, Кто недостойно сам себя ведет.

Джами Абдуразман Нураддин ибн Ахмад

После изучения данной главы студент будет:

знать

¦ что такое монополия в экономическом смысле;

уметь

¦ анализировать последствия монопольной власти для отрасли и экономики в целом;

владеть

¦ навыками регулирования поведение фирмы-монополиста.

Практическая ситуация, иллюстрирующая проблему В 2001 г. антимонопольный орган РФ выявил, что компания-монополист «СГ-Транс», действующая на рынке сжиженных углеводородных газов (СУГ), при поставках продукта потребителям, кроме оплаты за предоставляемые услуги по транспортировке сжиженных газов и железнодорожного тарифа, взимает с потребителей дополнительные расходы порядка 250 руб/т за организацию доставки, что значительно увеличивает итоговую цену реализации сжиженного газа населению. В процессе рассмотрения дела в Министерстве по антимонопольной политике РФ (МАП РФ)[1] стоимость дополнительных организационных расходов была снижена до 141,57 руб., и дело было прекращено. Был ли прав МАП, возбуждая дело? И целесообразно ли было прекратить дело после того, как компания пошла на небольшие уступки? Или следовало применить к фирме более жесткие меры?

Монополия как объект экономического анализа

В тех случаях, когда фирма обладает рыночной властью, начинают проявляться закономерности, характерные для монопольного рынка, даже если фирма не является подлинным монополистом. Экономическую основу государственной политики в области монополий и монопольного поведения составляет монопольный рынок, к изучению которого мы сейчас и приступим.

Монополия представляет собой единственного продавца какоголибо товара. В силу того, что фирма-монополист представляет собой рынок в целом, она сталкивается с кривой спроса, имеющей отрицательный (нисходящий) наклон. В силу этого монополист не может одновременно назначать и цену, и объем продаж. Монопольная фирма может выбирать либо цену — и тогда объем задается спросом, либо объем продаж — тогда величина цены выбирается потребителями.

Еще один популярный миф о монополии связан с возможностью монополии назначать самую высокую цену на свою продукцию. Однако самая высокая цена на рынке — это цена закрытия рынка (или его открытия) т. е. цена, при которой спрос минимален и стремится к нулю (либо только-только первые потребители начинают проявлять интерес). Эта цена никогда не является предметом интереса монополиста. Любая фирма стремится к получению максимума прибыли, и монопольное положение должно компании в этом помочь. Самая же высокая цена на рынке не может предоставить монополисту (впрочем, как и любому другому агенту) высокую прибыль и тем более максимальную прибыль. Для назначения оптимальной цены и выбора оптимального объема продаж монополист руководствуется совсем другими правилами, нежели самая высокая цена на рынке.

Вопрос для размышления

Какие еще популярные мифы о монополии вы знаете? Убедитесь в ходе анализа поведения монополиста, соответствуют ли они тому, что предсказывает экономический анализ.

Хотя мы считаем, что совершенных заменителей монопольного товара практически нет, это не исключает наличие несовершенных заменителей монопольной продукции как следствие всеобщей конкуренции фирм за деньги покупателя. Это проявляется, в частности, в виде нисходящей кривой спроса: чем больше цена товара, тем ниже предельная полезность дополнительной единицы товара для покупателя, и тем выше степень заменяемости товара в товарном наборе потребителя, следовательно, тем ниже будет объем покупок данного товара, даже если это — товар монопольный.

Наличие монополии подразумевает, что вход других продавцов на рынок либо невозможен, либо невыгоден.

В условиях монополии могут существовать следующие основные виды барьеров входа:

¦ наличие патента на продукцию, выпускаемую монополистом, либо на технологию, которую использует монопольный производитель;

¦ наличие лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товара-заменителя;

¦ контроль за источниками сырья или других специализированных ресурсов, используемых в производстве данного товара;

¦ наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика;

¦ высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и локальных монополистов;

¦ политика ценообразования, ограничивающего вход.

В соответствии с преобладающим типом барьера входа (механизма монополизации рынка) выделяют несколько видов монополий.

Государственная франшизная монополия. Этот тип монополии связан с тем, что государство выдает лицензию — франшизу (исключительное право) — только одной фирме на совершение деловых операций в определенных отраслях. Выдача франшизы связана с конкретными интересами государства и может не иметь отношения к технологии производства или стратегии компании. Примеры франшизной монополии имеют место в перевозках такси и услуг связи.

Так, многие муниципалитеты выдают ограниченное число лицензий таксистам в целях поддержания экологического баланса в городе.

Ресурсная монополия основана на обладании компанией особым исключительным природным ресурсом. Таковым чаще всего бывает земля (виноградники), минеральное сырье, золотые и серебряные рудники. История знает ресурсные монополии в виде монополии на соль, специи, восточные сладости, ткани. С течением времени в результате технического прогресса и изменения вкусов потребителей ресурсная монополия может прекратить свое существование.

Патентная монополия создается на основе достижений науки и техники, выражаемой в государственном патенте. В отличие от франшизной монополии здесь требуется представить результаты нововведений.

Естественная монополия возникает на основе ярко выраженного положительного эффекта масштаба. Выпуск большого объема продукции на одной крупной фирме обходится обществу дешевле, чем если бы много мелких фирм производили по небольшому количеству товара каждая. Естественная монополия связана с наличием крупных первоначальных вложений в виде постоянного капитала при сравнительно малых предельных и средних переменных издержках функционирования компании в дальнейшем. Примерами естественной монополии являются транспортные отрасли (железнодорожный транспорт, метро), электроэнергетика, коммунальное хозяйство.

Стратегическая монополия

В данном случае монополия возникает на основе особой стратегии предотвращения входа. Фирма благодаря хорошему менеджменту и высокопроизводительным работникам может создавать преимущества в издержках, чтобы назначаемая ею цена оказалась ниже средних издержек потенциального конкурента, хотя и выше ее собственных затрат. Подобное блокирование входа является исключительно стратегией фирмы и не связано непосредственно с наличием особых ресурсов, патентов и других аналогичных факторов.

Примером стратегической монополии может служить компания «Де Бирс», ценовая политика которой позволяет ей сохранять высокую рыночную долю (приближающуюся к 100%) на алмазном рынке несколько десятков лет.

Еще одной особенностью монопольного рынка является отсутствие кривой предложения монополиста. Кривая предложения — это, по определению, реакция производителя на изменение цены продажи. Однако для монополиста изменение цены и объема — это взаимосвязанные понятия, выраженные в кривой спроса, так что монополист реагирует не на издержки, а на изменение предельной выручки. Например, при росте спроса монополист может увеличить не цену продажи, а объем выпуска, и наоборот.

  • [1] В настоящее время — Федеральная антимонопольная служба.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой