Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции налога. 
Налоги и налогообложение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рактер, распространяется на всех физических и юридических лиц, обязанных, согласно действующему налоговому законодательству, платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для… Читать ещё >

Функции налога. Налоги и налогообложение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции (от лат. functio — исполнение, совершение). Они реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему. Экономическая наука различает четыре функции налога. Схематично функции налога показаны на рис. 1.4.

Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.

Фискальная функция (от лат. fiscus — фиск, т. е. государственная казна) является основной функцией налога. Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. В конце I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск — эго единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. Отсюда, собственно, и пошло обозначение государственной казны термином «фиск». Фискальная функция носит всеобъемлющий ха;

Функции налога.

Рис. 1.4. Функции налога.

рактер, распространяется на всех физических и юридических лиц, обязанных, согласно действующему налоговому законодательству, платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других вопросов, а также финансирование государственных расходов.

Распределительная функция налога наиболее тесно связана с фискальной функцией. Ее суть заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды, установленные законом, осуществляется перераспределение финансовых ресурсов из производственной сферы в социальную (здравоохранение, просвещение, наука, культура и пр.), а также государство финансирует крупные межотраслевых целевые программы, имеющих общегосударственное значение. Особо важным представляется перераспределение финансовых ресурсов для инвестирования в капиталоемкие и фондоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т. е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство. Итак, через данную функцию осуществляется государственное регулирование экономики.

Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территории страны. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Поскольку распределительная функция выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества, ее достаточно часто называют еще и социальной.

Социальное предназначение данной функции заключается в установлении системы налогов с физических лиц и осуществлении государством перераспределения доходов граждан с направлением части финансовых ресурсов наиболее обеспеченных членов общества на содержание наименее обеспеченных граждан. Данная функция обеспечивает поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Как активный участник процессов распределения и перераспределения, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на процесс производства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру потребительского спроса, который в свою очередь может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продукции, которое является определяющим для производства. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

Поэтому контрольная функция проявляется, во-первых, через проверки эффективности хозяйствования, а во-вторых, через контроль за эффективностью проводимой экономической политики государства и за налогоплательщиками.

Действительно, развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает основу теневой экономики. Уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Недостача в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или непосредственно в налоговую систему, или в социальную сферу, или в бюджетную политику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой