Типология стилей профессиональной деятельности
![Реферат: Типология стилей профессиональной деятельности](https://gugn.ru/work/6559101/cover.png)
Этот процесс предполагает, с одной стороны, учет внутренних условий ИСД (структурных компонентов) в их взаимодействии, с другой стороны, внешних условий и требований деятельности. Становление ИСД, как правило, осуществляется двумя путями: посредством самовоспитания, т. е. стихийно, и путем целенаправленного обучения. В процессе организованного формирования ИСД очень важно учитывать следующие… Читать ещё >
Типология стилей профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема стиля профессиональной деятельности предполагает изучение человека в пространстве, факторов его развития, деятельности и поведения. К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (познавательные, эмоциональные, деятельностные; руководства, общения, поведения, жизни и многие другие). Все эти стили можно подразделить на две группы: неспецифические, или общечеловеческие и общепрофессиональные, стили и непосредственно индивидуальные стили деятельности.
По критерию соотношения требований деятельности и возможностей человека выделяют следующие типы ИСД[1]:
- • результативный стиль, формируемый с учетом требований деятельности. Здесь человек приспосабливается, адаптируется к профессии;
- • максимально оптимальный стиль, который выбирается в соответствии со склонностью человека и в то же время не вступает в противоречие с требованиями деятельности. Здесь и эффективность возрастает, и человек работает без излишнего напряжения своих психических сил;
- • компенсаторный стиль, означающий наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности;
- • субъектно-комфортный стиль, основанный на субъективных предпочтениях и «удобствах» деятельности, выбираемой человеком (продолжительность и режим работы, содержание и место работы и др.). Этот стиль ориентирован на удовлетворенность человека и потому нс всегда может быть результативным;
- • нерациональный, или деформирующий, стиль, включающий способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим особенностям человека и поэтому требующие от него огромных и неадекватных психических затрат, перегрузок. Компенсаторные ресурсы при таком стиле весьма ограничены, что не может не отразиться на образовании профессиональных деформаций;
- • маскирующий стиль, скрывающий недостатки человека без возможности компенсации;
- • корректирующий стиль, когда человек перестраивает свои природные особенности с учетом прижизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения;
- • преодолевающий стиль, когда человек выходит за пределы своих возможностей, находя в себе новые ресурсы;
- • творческий стиль, когда человек выходит за пределы требований профессии и обогащает ее, опережая современников;
- • избыточный стиль, когда человек добровольно отдает больше своих сил и возможностей, чем это требуют профессиональная деятельность и социум.
По степени преобладания у человека той или иной стороны профессиональной деятельности и профессионального общения различают следующие типы ИСД:
- • осторожный (с преобладанием контрольной части деятельности над ориентировочной); импульсивный (с преобладанием исполнительной части деятельности над ориентировочной); рискующий (с преобладанием исполнительной части деятельности над контрольной);
- • атакующий, контратакующий и защитный стили в спорте;
- • рассуждающе-методический (с четкой организацией всех сторон деятельности), эмоционально импровизационный.
Формирование индивидуального стиля деятельности
Этот процесс предполагает, с одной стороны, учет внутренних условий ИСД (структурных компонентов) в их взаимодействии, с другой стороны, внешних условий и требований деятельности. Становление ИСД, как правило, осуществляется двумя путями: посредством самовоспитания, т. е. стихийно, и путем целенаправленного обучения. В процессе организованного формирования ИСД очень важно учитывать следующие положения:
- 1) в настоящее время становится все более очевидным, что ИСД формируется всегда и при всех условиях, и не только сознательно, но и стихийно;
- 2) возникнув первоначально на основе природных особенностей, ИСД «обрастает» затем целой системой личностных качеств, которые в конце концов и определяют его эффективность;
- 3) в процессе обучения и совершенствования деятельности происходит не сглаживание, а, наоборот, возрастание дифференциации индивидуального стиля.
ИСД может играть не только позитивную, но и негативную роль в деятельности человека. До сих пор ИСД понимался как оптимальный индивидуальный стиль. Однако оптимальный стиль — это лишь частный случай общего процесса формирования индивидуального стиля деятельности. В этой связи правомерно говорить о двух разновидностях ИСД:
- а) в основном позитивный стиль, помогающий добиваться успешных результатов в деятельности. Задача педагога в этом случае помочь обучающемуся усовершенствовать этот стиль, сделать его оптимальным в данных условиях;
- б) в основном негативный стиль, мешающий учащемуся, закрепляющий его отрицательные тенденции поведения и развития. Задача педагога здесь — «расшатать» сложившийся косный индивидуальный стиль, организовать работу по постепенному формированию нового, позитивного индивидуального стиля.
Выделим основные условия формирования индивидуального стиля деятельности.
- 1. Наличие нескольких равноценных программ, промежуточных целей, действий, операций для осуществления одной и той же задачи. Эффективным является процесс воспитания ИСД, учитывающий, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и с опорой на разные природные особенности.
- 2. Учет объективных требований, включающих необходимый объем знаний, навыков, умений для решения поставленных целей и задач.
- 3. Наличие активного интереса и положительного отношения к деятельности. При этом активные мотивы выбора системы действий, операций, промежуточных целей должны соответствовать особенностям человека. В этом случае тот или иной стиль выбирается потому, что он наиболее эффективен и повышает продуктивность деятельности, кроме того, наиболее адекватный данному человеку стиль порождает состояние удовлетворенности и комфорта. Вследствие этого, эффективным является то воспитание, которое учитывает индивидуальное своеобразие природных особенностей человека.
- 4. В качестве существенного условия коррекции деятельности выступает формирование автоматизмов, противодействующих негативным тенденциям. Одна из задач здесь заключается в том, чтобы выяснить, при каком сочетании индивидуальных характеристик участников совместной деятельности достигается наиболее эффективное ее выполнение.
- 5. Нахождение совокупности сильных и слабых сторон; упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.
- [1] См.: Маркова, Л. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 141−142.