Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система муниципального самоуправления в Санкт-Петербурге

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хорошим индикатором муниципальной активности может служить использование права законодательной инициативы в Законодательном Собрании (безотносительно к тому, что принимаются ли вносимые законопроекты, или нет). Как известно, таким правом обладают муниципальные советы. С принятием Федерального закона № 131-ФЗ МСУ осуществляется на внутригородских территориях, в соответствии с уставами городов… Читать ещё >

Система муниципального самоуправления в Санкт-Петербурге (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Санкт-Петербург (как и Москва) — город федерального значения: одновременно и субъект РФ, т. е. субъект государственной власти, и город с обычными городскими проблемами, т. е. субъект МСУ. Формулировка в Конституции РФ о невхождении МСУ в систему органов государственной власти для Санкт-Петербурга и Москвы породила массу проблем, массу коллизий. Долгое время было в принципе не понятно, как строить эффективную систему МСУ в городе федерального значения. Под эффективной системой МСУ мы будем здесь понимать такую систему, в которой вопросы местного значения решаются с наименьшими затратами времени и ресурсов, решаются органами МСУ, в рамках закона, при участии местного населения и в его интересах.

С принятием Федерального закона № 131-ФЗ МСУ осуществляется на внутригородских территориях, в соответствии с уставами городов федерального значения; предметы ведения, доходные источники и передаваемые объекты собственности определяются городскими законами.

В городе образован Совет муниципальных образований, куда входят представители более 90 МО.

Хорошим индикатором муниципальной активности может служить использование права законодательной инициативы в Законодательном Собрании (безотносительно к тому, что принимаются ли вносимые законопроекты, или нет). Как известно, таким правом обладают муниципальные советы.

Муниципальные выборы в последнее время сопровождаются явной поддержкой кандидатов от партии «Единая Россия» со стороны избирательных комиссий, городской администрации. Последние муниципальные выборы прошли в 2014 г. и также имели место нарушения в пользу кандидатов от партии власти, следующие выборы будут в 2019 г.

Сами муниципалы так формулируют основные проблемы, стоящие перед петербургским МСУ[1]:

  • — органы МСУ не обладают достаточными полномочиями и достаточными ресурсами (финансовыми, экономическими, кадровыми) для решения местных вопросов, по факту эти вопросы решают органы государственной власти города;
  • — районные администрации бесконтрольно расходуют средства городского бюджета. Их практически не контролируют депутаты Законодательного Собрания и не имеют права контролировать муниципалы;
  • — депутаты муниципальных советов все больше теряют мотивацию своей деятельности. Они ощущают себя не властью, а активистамиобщественниками, свои усилия они фокусируют на работе с местными жителями, а не на участии в работе совета.

В настоящее время система петербургского МСУ характеризуется следующими основными параметрами.

  • 1. Территории МСУ и виды МО. Город поделен на 111 муниципальных округов, в которых созданы 111 МО. Петербургские МО делятся на 82 МО, функционирующих внутри городской черты, и на 29 МО, действующих в пригородах Санкт-Петербурга. В свою очередь, пригородные МО делятся на МО поселений — 20 и МО городов-пригородов — 9. Различным видам МО законом города предоставлен различный объем предметов ведения.
  • 2. Вопросы местного значения и полномочия петербургских МО. Законодательство определяет следующие основные вопросы местного значения:
    • • благоустройство и озеленение территории;
    • • сбор и вывоз отходов;
    • • организация и содержание муниципальных архивов;
    • • согласование адресных программ по размещению объектов розничной торговли;
    • • создание условий для развития массовой культуры и спорта;
    • • организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков;
    • • определение территорий, на которых не допускается торговля алкоголем;
    • • регулирование тарифов на услуги, размещение муниципального заказа;
    • • дошкольные детские организации;
    • • автостоянки и парковки;
    • • ремонт и содержание дорог;
    • • содержание и благоустройство мест погребения и воинских захоронений.

К полномочиям органов МСУ по решению вопросов местного значения относятся:

  • 1) принятие устава МО, издание муниципальных правовых актов;
  • 2) принятие бюджета МО и отчета о его исполнении;
  • 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 4) установление официальных символов МО;
  • 5) организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума;
  • 6) учреждение печатного СМИ.

К контрольным полномочиям органов МСУ относятся:

  • — контроль муниципального совета за исполнением органами и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения;
  • — возможность создания контрольного органа МО, если таковой предусмотрен уставом МО.

Среди важнейших переданных государственных полномочий можно выделить вопросы опеки и попечительства. Отметим, что в законодательных актах о МСУ в Санкт-Петербурге 1997 г. опека и попечительство входили в перечень местных вопросов, позже они исчезли из перечня и передаются для исполнения как отдельные государственные полномочия.

  • 3. Муниципальные финансы.
  • 4. В муниципальную собственность переданы несколько отдельных учреждений социальной сферы (детские сады, подростковые клубы, учреждения физкультуры и спорта, дома культуры и т. п.).

В настоящее время органы МСУ Санкт-Петербурга финансово очень слабы: в 2015 г. сумма консолидированных местных бюджетов города составила чуть больше 10 млрд руб., при том что бюджет города составлял примерно 0,5 трлн руб., таким образом, доля муниципалитетов составляет порядка 2,5%. В табл. 18.1 приведены данные об исполнении бюджета по расходам за 2015 — I квартал 2017 г.2

Таблица 18.1

Сравнение расходов бюджета муниципальных образований и расходов бюджета Санкт-Петербурга за 2015 г., 2016 г. и I квартал 2017 г.

2015 г. (млрд руб.).

2016 г. (млрд руб.).

I квартал 2017 г. (млрд руб.).

Расходы бюджета СПб (млрд руб.).

Расходы бюджета муниципальных образований (млрд руб.).

Расходы бюджета СПб (млрд руб.).

Расходы бюджета муниципальных образований (млрд руб.).

Расходы бюджета СПб (млрд руб.).

Расходы бюджета муниципальных образований (млрд руб.).

431,9.

10,2 (2,4%).

496,5.

11,4 (2,3%).

100,3.

1,6 (1,6%).

  • 1 URL: http://www.fincom.spb.ru/files/cf/npd/budget/2016/ispolnenie/zakonispbd-2016.pdf.
  • 2 URL: http://www.fincom.spb.rU/files/cf/budget_implementation/2.18%20 form/2017/consbd-lq-2017.pdf.
  • 1

Обратим внимание, что в 2016 г. на 12% по сравнению с 2015 г. (на 1,3 млрд, руб.) увеличились средства на опеку и попечительство — переданное МСУ отдельное государственное полномочие. Так же, как и в Москве местного самоуправления в городе практически нет.

В настоящее время система органов власти, осуществляющих свои функции в Санкт-Петербурге, выглядит так (рис. 18.1):

Система органов власти в Санкт-Петербурге. Двойным контуром обведены органы МСУ.

Рис. 18.1. Система органов власти в Санкт-Петербурге. Двойным контуром обведены органы МСУ1.

  • 1) на территории города действуют территориальные отделения федеральных органов исполнительной власти: Федеральная регистрационная служба, Федеральная миграционная служба и др. — эти органы сформированы федеральными органами исполнительной власти без участия жителей города, и они не решают местных вопросов;
  • 2) в систему органов государственной власти Санкт-Петербурга входят:
    • а) Законодательное Собрание Санкт-Петербурга — высший и единственный законодательный орган государственной власти СанктПетербурга — он формируется в результате выборов населением города;
    • б) Правительство Санкт-Петербурга — высший исполнительный орган государственной власти — правительство формируется при участии депутатов Законодательного Собрания, т. е. при участии представителей населения;
    • в) Губернатор Санкт-Петербурга — высшее должностное лицо города, возглавляющее Правительство города — губернатор утверждается в должности депутатами Законодательного Собрания, т. е. при участии представителей населения;[2]
    • г) Администрация Санкт-Петербурга — исполнительный орган государственной власти города, возглавляемый Правительством. В состав администрации входят Комитеты Санкт-Петербурга — отраслевые органы исполнительной власти и Администрации районов СанктПетербурга (18 административных районов) — территориальные органы исполнительной власти;
    • д) судебные органы государственной власти: Уставный суд СанктПетербурга, мировые судьи — эти органы не решают местных вопросов;
  • 3) органы местного самоуправления Санкт-Петербурга.

Итак, применительно к сегодняшнему Санкт-Петербургу (субъекту РФ, городу федерального значения) местная власть включает в себя органы МСУ 111 МО (их полномочия в решении вопросов местного значения определены законами Санкт-Петербурга) и органы государственной власти города, когда они решают вопросы местного значения города как целого, и его административных районов (городская инфраструктура, городской транспорт, образование, здравоохранение и др., — то, что определено Федеральным законом № 131-ФЗ для городского округа).

  • [1] Данные проблемы сформулированы на семинаре, посвященном особенностямМСУ в Санкт-Петербурге и Москве в июне 2009 г.
  • [2] В качестве схемы органов МСУ в МО выбрана самая распространенная в городесхема «совет — управляющий (менеджер)».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой