Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Европейская культура и искусство на рубеже XX—XXI вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационные технологии определили и существенные трансформации в сфере как европейского, так и мирового образования. Одной из новых форм организации учебного процесса стало так называемое дистанционное обучение, базирующееся на принципе самостоятельного образования студента на основе использования им учебных материалов самых разных информационных ресурсов. Таким образом, качественно новой… Читать ещё >

Европейская культура и искусство на рубеже XX—XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие европейской культуры на рубеже XX—XXI вв. характеризуется сочетанием самых разных форм и художественных направлений. Бурное протекание глобализационных процессов; динамичное развитие науки и техники; уплотнение исторического времени, в результате которого стиль жизни и облик окружающей действительности кардинальным образом меняются в течение жизни всего одного поколения, чего не наблюдалось никогда прежде; беспрецедентные по масштабу перемены в политической и социально-экономической сферах — все это накладывает существенный отпечаток на специфику современной культуры европейского региона. Стихийные процессы демократизации и освобождения духовной и творческой жизни европейского общества от удушающих оков «холодной войны», в первую очередь в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве, — привели к восстановлению культурного единства европейской цивилизации и оказали в высшей степени благотворное воздействие на развитие материальной и духовной культуры всего региона, в настоящее время основывающейся на принципах свободы и плюрализма. Бесспорно, авторитарное наследие времен «холодной войны» по-прежнему оказывает влияние на динамику культурного развития целого ряда государств европейского континента, однако данные атавистические тенденции уже не являются определяющим фактором культурной жизни региона.

Огромное воздействие на эволюцию общественной мысли, философии и художественных форм европейской культуры и искусства оказывает фактор широкого распространения всемирной сети Интернет и других средств массовой информации, во все возрастающей степени формирующих качественно новый тип культурного пространства современных европейцев. Виртуальный интернет-контент перестал быть всего лишь отражением информации, присутствующей в реальном мере, а сама Всемирная сеть превратилась одновременно и в самобытную сферу творческой реализации человека XXI в., и в значимый фактор воздействия на культурную жизнь всего современного европейского общества. Более того, широчайшее распространение Интернета, социальных сетей и передовых коммуникационных технологий знаменовало собой вступление Европы в новую, информационную эру, одной из основных характеристик которой стала резкая интенсификация межкультурных контактов как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. Непосредственным результатом данного феномена стало существенное усложнение социальной структуры европейского общества и формирование разветвленной сети глобального культурного взаимодействия.

Информационные технологии определили и существенные трансформации в сфере как европейского, так и мирового образования. Одной из новых форм организации учебного процесса стало так называемое дистанционное обучение, базирующееся на принципе самостоятельного образования студента на основе использования им учебных материалов самых разных информационных ресурсов. Таким образом, качественно новой тенденцией в современном образовании является то, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве, а зачастую и во времени, но в то же время всегда имеют возможность поддерживать с ним диалог посредством новейших средств телекоммуникации.

Завершение «холодной войны», процесс демократизации общественной жизни и расширение плюралистических начал европейской культуры позволили творцам с удвоенной силой обратиться к поиску новых, нетрадиционных и зачастую экстравагантных художественных форм и способов творческого самовыражения. Одним из ярчайших проявлений данной тенденции стало широкое распространение такого явления в европейском искусстве и культуре, как постмодернизм. Следует отметить, что к настоящему моменту феномен постмодернизма еще недостаточно изучен ни в философском, ни в культурологическом плане, вследствие чего четкая дефиниция данного понятия остается делом будущего. Основополагающей ценностью и фундаментальной основой постмодернизма можно назвать абсолютную и ничем не стесненную свободу творческого самовыражения человека, вследствие чего на практике данное направление может характеризоваться широчайшим разнообразием и эклектикой художественных форм и стилей. Подчас произведения постмодерна представляют собой синкретизм уже созданных ранее, готовых форм, зачастую противоречащих или слабо сочетающихся друг с другом, например, традиционного искусства, социалистического реализма (соц-арта), широко известных сюжетов массовой культуры и т. д. Неотъемлемой частью постмодерна является акционизм, г. е. проведение художественных инсталляций и перформансов, во время которых нередко используются сугубо утилитарные предметы, внешне не имеющие ничего общего с эстетикой и парадоксально включаемые творцом в композицию собственного произведения или художественного действа, что приводит к неординарным, зачастую шокирующим результатам. Значимую роль в искусстве постмодерна играет и тема общества потребления, рассматриваемая с исключительно противоречивых позиций: с одной стороны, общество потребления подвергается постмодернистами критике и даже обструкции, для чего используются самые разные, порой совершенно необычные художественные приемы, а с другой стороны, оно признается в качестве той самой культурной среды, которая некогда и породила к жизни постмодернистские тенденции.

Важнейшими, имманентно присущими культуре постмодерна элементами можно назвать игру и самоиронию, которые призваны психологически оттенить остро осознаваемое творцом неблагополучие окружающей действительности и проблемы культурной самоидентификации человека в новую, информационную эпоху. Постмодернистское искусство не претендует на величие, монументальность, сохранение своего культурного наследия в веках — напротив, его ирония распространяется и на собственные художественные формы, зачастую представляющиеся самому творцу и окружающей его публике смешными, ничего не значащими (рис. 8.3).

Франческо Клементе. Автопортрет в и без маски. 2005 г.

Рис. 8.3. Франческо Клементе. Автопортрет в и без маски. 2005 г.

(Постмодернизм).

Нельзя не упомянуть и о таком направлении постмодернизма, как концептуализм, или концептуальное искусство, философской основой которого является постулат о том, что художественное произведение, вне зависимости от его формы, должно в первую очередь служить цели донесения до аудитории той или иной идеи, и в этом отношении концептуализм резко порывает с модернистской и авангардистской традициями, для которых форма имела определяющий, а зачастую и превалирующий характер.

Другим заметным направлением искусства постмодерна можно назвать минимализм, во многом произрастающий из философской концепции конструктивизма и функционализма предыдущих эпох и стремящийся, как это следует из названия, к минимизации художественных форм и к лаконичности, упрощению композиции произведения. Во второй половине XX — начале XXI вв. минимализм получил широкое распространение в самых разных видах европейского искусства: в архитектуре, дизайне, скульптуре, музыке и живописи (рис. 8.4).

Здание Отеля W в Барселоне. Архитектор Рикардо Бофилл.

Рис. 8.4. Здание Отеля W в Барселоне. Архитектор Рикардо Бофилл.

2009 г. (Постмодернизм) Яркими представителями европейского постмодерна можно назвать художников Франческо Клементе, Миммо Палладино и Жерара Гаруста; архитекторов Рикардо Бофилла и Терри Фарелла; кинорежиссеров Питера Гринуэя и Жан-Жака Бейпекса; писателей Джеффа Нуна, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина; композиторов Майкла Наймана, Петериса Васкса и Хенрика Миколая Гурецкого.

Таким образом, культурная жизнь Европы на рубеже XX—XXI вв. стала своего рода художественным отражением противоречий окружающей действительности. Непрестанный поиск места человека и творческой стороны его личности в структуре изменившихся социально-экономических и политических реалий постбиполярного мира и новой, информационной эпохи; неоднозначность и ожесточенная критика концепции общества потребления; наконец, туманное будущее европейского региона — все это не могло не отразиться на специфике мировосприятия современного человека и побуждало его к поиску неординарных, подчас шокирующих художественных форм и творческих решений. Противоречивость постмодернистских тенденций, вне зависимости от субъективной оценки их содержания и эстетических форм, свидетельствует о динамизме творческой, духовной жизни Европы и, что самое главное, о колоссальном культурном потенциале европейского региона. Все это говорит о том, что в культурном плане Европа по-прежнему жива, что говорить о «конце искусства» или «закате Европы» явно преждевременно и что в недрах европейского общества все так же горит «угль, пылающий огнем»[1] — созидательное пламя, из которого в будущем родится еще нс один шедевр мирового искусства.

  • [1] Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой