Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Массовая культура. 
Культурология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В среде обществоведов, да и в широком общественном мнении, длительное время преобладало преимущественно критическое отношение к массовой культуре. Ее называли потоком безвкусицы, «культурой до пояса», средством формирования пассивности и некритического восприятия мира, приспособленчеством к существующим порядкам, идолопоклонством. Разумеется, все сказанное выше не лишено оснований. Однако… Читать ещё >

Массовая культура. Культурология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Массовая культура — субкультура {подкультура) современного индустриально развитого общества, ориентированная на широчайший круг людей, прежде всего молодежь и характеризующаяся упрощенными, легкодоступными ценностями, нормами, правилами поведения, продуктами, опирающаяся на высокоразвитые технико-технологические ресурсы ее производства и доставки потребителю.

Эта разновидность культуры зародилась на рубеже XIX—XX вв., но ее тотальное наступление началось с середины минувшего века. Основными предпосылками возникновения и распространения массовой культуры явились:

  • — равитие капиталистического массового производства, обусловленного высочайшими темпами индустриализации;
  • — усложнение процесса производства, требовавшего резкого повышения затрат психической и интеллектуальной энергии, качественно новых форм профессиональной подготовки;
  • — коммерциализация всех сторон общественной жизни;
  • — урбанизация, в результате которой резко возросла численность городского населения;
  • — рост среднего класса;
  • — маргинализация социальной структуры;
  • — демократизация общественной жизни, вовлечение огромных масс людей в политический процесс;
  • — упадок религиозности и уменьшение влияния церкви на массовое сознание;
  • — развитие средств массовой информации и коммуникации, усиление их пропагандистской роли и воздействия на огромное количество людей;
  • — массированная реклама;
  • — создание мощной сети книгопечатания, сделавшей чтение книг массовым явлением;
  • — распространение идей психоанализа (прежде всего 3. Фрейда), обращенных к инстинктам, наслажденчеству и философии прагматизма (Д. Дьюи);
  • — бескомпромиссная борьба буржуазной и коммунистической идеологий и др.

Массовая культура вклинилась между традиционной и элитарной культурами, позаимствовав у той и другой отдельные элементы и свойства, своеобразно их переработав и став в оппозицию к обеим. Их противостояние охватило все сферы: экономику, политику, быт, досуг, структуру питания, образование, воспитание, повседневное поведение. Массовая культура преодолела пространство и время. В ней как бы все едино: и древность, и современность, устойчивое и мгновенное, прекрасное и аморальное, серьезное и комическое, этническое и интернациональное.

Важнейшими чертами массовой культуры являются: мифологизация и мистификация общественной жизни, уход от действительности, стереотипность, обезличивание, внешний эффект, легковесность, энергетичпость, динамизм, сиюминутность, упрощенность, иллюзорность, импровизация, ажиотажность, конкурентность, кумиромания, отсутствие классических авторитетов, профанация, хамизм, сенсационность, манипуляция сознанием, конформизм, повышенная эмоциональность и возбудимость, эротичность, гедонизм, пропаганда индивидуализма, повышенный коммерческий интерес. В массовой культуре все известно наперед — лучший политический строй, лидеры, победители, символы, наши и чужие и прочее.

Главными субъектами массовой культуры выступили предприниматели, а также творческие личности и коллективы, стремившиеся преодолеть устоявшиеся стереотипы прежней культуры, достичь коммерческого успеха и всеобщего признания. Объектом массовой культуры, ее главным клиентом стала молодежь, усиленно обрабатываемая в интересах бизнеса. Вместе с тем массовая культура поразила и другие слои населения, включая детей и стариков. В процесс ее потребления включились буквально все, осознавали они это или нет. Более всего она нашла себя в поп-музыке, детективах, бульварной литературе, кино, средствах массовой коммуникации, управлении, спортивных соревнованиях, различных шоу, молодежных политических движениях, развлекательных зрелищах, общении, одежде.

Массовая культура охватила самые глубинные слои культуры, включая ее древнейшие элементы — такие, как, например, мифология и религия. Взять, к примеру, телевизионные сериалы: «Молодость Геракла», «Удивительные странствия Геракла», «Зена — королева воинов»; в таких сериалах все перемешано — глубокая древность и современность, каратэ и деньги, секс и шоу, современные словечки и повадки, беспардонно перепутаны имена, события, времена, одежда, географические названия. Короче, миф поставлен на службу все тому же бизнесу. Физическую культуру как исконно священное, великое состязательное действие, где на первом месте были мужество, честь Отечества, поклонение богам, усилиями «массовиков» превратили в денежные шоу (особенно бокс, легкую атлетику, футбол, хоккей, баскетбол, теннис). Многие спортивные клубы покупают и продают игроков, словно баранов, стремятся любыми способами дать гражданство иностранным спортсменам, чтобы они, к тому же, выступали за национальную сборную. Оперу и религию (две совершенно разные вещи) использовали в целях шоу, в результате чего возникает рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Массовая культура стала фактически современной мифологией.

В среде обществоведов, да и в широком общественном мнении, длительное время преобладало преимущественно критическое отношение к массовой культуре. Ее называли потоком безвкусицы, «культурой до пояса», средством формирования пассивности и некритического восприятия мира, приспособленчеством к существующим порядкам, идолопоклонством. Разумеется, все сказанное выше не лишено оснований. Однако массовую культуру, несмотря на многие ее негативные проявления, нельзя рассматривать только и исключительно с отрицательной стороны. В ней столько же достоинств, как и недостатков. Она стала важным фактором развития экономики, совершенствования быта, образования, отдыха, досуга, снятия напряжения и стрессов многих миллионов людей, успешно заполнила пустующую культурную нишу. В своей основе массовая культура является доступной, понятной, выразительной, зрелищной, универсальной, интернациональной, затрагивает широчайший спектр проблем, волнующих человека. Она обращена к многонациональной аудитории, способствует преодолению этнической обособленности и национальной разобщенности, интеграции различных культур, преодолению этноцентризма.

Массовая культура вовлекает многие народы в активные цивилизационные (экономические, политические, духовные) процессы, стремительно делает современный мир единым, взаимосвязанным, способствует активной глобализации общественной жизни. Скажем, американская массовка буквально заполонила весь мировой культурный рынок. Товары, технологии, фильмы, образ жизни, буквально навязываются американцами другим народам.

Массовая культура, это не только то, что культивируется и рекламируется активно Западом. С определенными оговорками к ней можно отнести и культуру советского времени (да и других соцстран), когда широко пропагандировались и внедрялись в общественное сознание стандартные образы преданных, бескорыстных строителей коммунизма (идеальных партработников, шахтеров, строителей, механизаторов, доярок, военных, ученых, инженеров, колхозов-миллионеров, гигантских строек, заводов), где проводились постоянные массовые кампании по «сбору, освоению, изданию, ликвидации, преодолению, внедрению, изучению, борьбе, совершенствованию, построению» и т. п. Советская массовая культура — это знаменитые пятиэтажки, стандартные рабочие поселки, школы и садики, пионерские лагеря, студенческие строительные отряды, школьная форма, одинаковые парты, столы, многомиллионные издания классиков, радио и телепропаганда, производственная гимнастика, занятие физкультурой и спортом и многое другое. Правда, она была крайне идеологизированной и политизированной, контролируемой монокультурой. В ней решающую роль имели не успех и коммерция, а идейная целесообразность.

Благодаря коммерческому варианту свободной массовой культуры, Западу удалось в значительной степени сначала потеснить, а затем разложить и одолеть социалистическую идею и практику с ее вариантом контролируемой массовой культуры. Нельзя сказать, что эта борьба завершилась бесповоротно и окончательно. Определенные вспышки еще имеют место. В современном мире также наблюдается жесткое противостояние массовой культуры и культуры традиционной, которая пока доминирует во многих афро-азиатских странах. Обречена ли массовая культура на полное мировое господство покажет время. Скорее всего, да. Но путь к этому будет нелегким, а возможно и кровавым.

* * *.

Помимо трех основных субкультур в каждой культуре имеется еще множество иных, которые даже сложно обозначить понятийно. Скажем, если взять основную массу городского населения любой страны, включая Россию и попытаться определить, какую же культуру они предпочитают (народную, элитарную, массовую?), то к удивлению обнаружится, что ни первую, ни вторую, ни третью. На самом деле, у них нечто иное — четвертое, которое имеет примеси всех трех, по к ним не сводится. Это своего рода культура повседневности (обыденная культура), которой живет абсолютное большинство людей. Она включает в себя формы организации быта, общения, работу, пользования транспортными и торговыми услугами, средствами массовой информации, образование и самообразование, воспитание детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой