Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические и социальные основания работы с группой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При изучении «Я» в эго-психологии особое место уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы, особенностям функционирования Эго, которое регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает в качестве автономного образования, имеющего свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы… Читать ещё >

Психологические и социальные основания работы с группой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методология и технология социальной работы с группой базируются на психологических теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии, а также осуществлять процесс помощи на уровне группы.

Истоками социальной работы с группой являются.

  • ? Молодежное движение: социальное самовоспитание в группе ровесников или молодых людей.
  • ? Педагогика «реформы»: Герман Литц и движение сельских школ-интернатов.
  • ? Групповая динамика, Курт Левин: группа как социальное образование, влияние стилей руководства, группа встречиобщения, тематическое взаимодействие.
  • ? Соседские школы/сеттльменты: английские сеттльменты, где студенты апробировали с соседями новые формы социальной поддержки.

Классификация теорий групповой работы по М. Пэйну.

Робертс и Новей (1976)

Фелдман и Водарски (1975)

Папелл и Ротман (1966)

Дуглас

(1979)

Болгопал и Васил (1983)

Браун

(1992)

Теория

Общая.

;

;

Эклектичная.

;

;

Орган изацион ная.

Традиционная.

—.

—.

—.

Регулярных встреч.

—.

—.

—.

—.

—.

<< Г осподсгву ющая".

Психосоциальная.

—.

Лечебная.

Лечебная.

Лечебная.

—.

Функциональная.

—.

—.

—.

—.

—.

Средовая.

Взаимопомощи.

Взаимопомощи/.

Средовая.

Средовая.

—.

—.

—.

—.

—.

Психотерапевтическая.

Развивающая/.

Гуманистическая.

Группо-ориентированная.

Группо-ориентированная/Развивающая / Стадий зрелости /Л ичностного роста.

Развивающая.

Личностно-ориентирован ная/Г ешгальт/Психодрама/Т рансактный анализ.

Задаче-ориенти;

рованная.

Поведенческих изменений.

Социальноориентированная.

—.

—.

;

;

;

Решения задач.

;

;

О).

Робертс и Новен (1976)

Фелдман и Водарски (1975)

Папелл и Ротман (1966)

Дуглас

(1979)

Болгопал и Васил (1983)

Браун

(1992)

Теория

Кризисной социализации.

—.

—.

—.

—.

—.

Интервенции.

—.

—.

—.

—.

—.

Проблемно-ориентированная.

—.

—.

—.

—.

Управляемых групповых взаимодействи й.

—.

Поведенческих изменений.

—.

—.

Поведенческая.

Поведенческая.

Социально-ориентированная.

Социальноориенти;

рованная/Социального взаимодействия/Само;

управления/Взаимной поддержки.

—.

—.

—.

—.

—.

Активизации.

—.

—.

—.

—.

—.

Регистрация/Диагностика/Ведение.

Общую теоретическую модель групповой работы обосновали К. Папелл и Б. Ротман. В основе модели лежат теоретические подходы эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации.

Эго-психология. Концепции эго-психологии в групповой работе позволяют объяснить внутреннюю самоорганизацию индивида, его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понимать поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, анализировать то, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется его внутреннее беспокойство.

При изучении «Я» в эго-психологии особое место уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы, особенностям функционирования Эго, которое регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает в качестве автономного образования, имеющего свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать и развить навыки психологической защиты индивида, найти различные варианты функционирования в зависимости от разных форм агрессии со стороны среды.

На основе концепции эго-психологии сопротивление в групповой работе осмысляется не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Соответственно и сопротивление, и конфликт в основной модели групповой работы рассматриваются как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление трактуется не только как интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но и как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эго-психологии основное назначение работы с группой — поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитие самореализации.

Когнитивные теории и теории социального научения позволяют социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидов в межгрупповом взаимодействии, определять ценностные ориентации клиентов. Большое внимание уделяется здесь формированию знания о мире и ситуации без вступления в непосредственный контакт. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.

Теория отношений позволяет осмыслять межличностные взаимодействия как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения анализируются как определенные устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для выстраивания психологической дистанции в процессе межгруппового общения.

Ролевая теория личности подразумевает, что в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе.

Теория коммуникации основана на представлениях о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях и нацеленный на достижение определенного результата. В данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. В процессе групповой динамики теория коммуникаций дает возможность социальному работнику наблюдать специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы их преодоления, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.

Указанные теории, другие психологические и социальные концепции позволяют понимать динамику основных процессов в группе, которые получают развитие как на уровне группы, так и ее отдельных членов, а также при помощи групповых механизмов способствовать решению проблем клиента (рис. 6.2).

Концепт групповой работы.

Рис. 6.2. Концепт групповой работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой