Психологические и социальные основания работы с группой
При изучении «Я» в эго-психологии особое место уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы, особенностям функционирования Эго, которое регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает в качестве автономного образования, имеющего свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы… Читать ещё >
Психологические и социальные основания работы с группой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методология и технология социальной работы с группой базируются на психологических теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии, а также осуществлять процесс помощи на уровне группы.
Истоками социальной работы с группой являются.
- ? Молодежное движение: социальное самовоспитание в группе ровесников или молодых людей.
- ? Педагогика «реформы»: Герман Литц и движение сельских школ-интернатов.
- ? Групповая динамика, Курт Левин: группа как социальное образование, влияние стилей руководства, группа встречиобщения, тематическое взаимодействие.
- ? Соседские школы/сеттльменты: английские сеттльменты, где студенты апробировали с соседями новые формы социальной поддержки.
Классификация теорий групповой работы по М. Пэйну.
Робертс и Новей (1976) | Фелдман и Водарски (1975) | Папелл и Ротман (1966) | Дуглас (1979) | Болгопал и Васил (1983) | Браун (1992) |
Теория | |||||
Общая. | ; | ; | Эклектичная. | ; | ; |
Орган изацион ная. | Традиционная. | —. | —. | —. | Регулярных встреч. |
—. | —. | —. | —. | —. | << Г осподсгву ющая". |
Психосоциальная. | —. | Лечебная. | Лечебная. | Лечебная. | —. |
Функциональная. | —. | —. | —. | —. | —. |
Средовая. | — | Взаимопомощи. | Взаимопомощи/. Средовая. | Средовая. | — |
—. | —. | —. | —. | —. | Психотерапевтическая. |
Развивающая/. Гуманистическая. | Группо-ориентированная. | Группо-ориентированная/Развивающая / Стадий зрелости /Л ичностного роста. | Развивающая. | Личностно-ориентирован ная/Г ешгальт/Психодрама/Т рансактный анализ. | |
Задаче-ориенти; рованная. | Поведенческих изменений. | Социальноориентированная. | — | —. | —. |
; | ; | ; | Решения задач. | ; | ; |
О).
Робертс и Новен (1976) | Фелдман и Водарски (1975) | Папелл и Ротман (1966) | Дуглас (1979) | Болгопал и Васил (1983) | Браун (1992) |
Теория | |||||
Кризисной социализации. | —. | —. | —. | —. | —. |
Интервенции. | —. | —. | —. | —. | —. |
Проблемно-ориентированная. | —. | —. | —. | —. | Управляемых групповых взаимодействи й. |
—. | Поведенческих изменений. | —. | —. | Поведенческая. | Поведенческая. |
Социально-ориентированная. | Социальноориенти; рованная/Социального взаимодействия/Само; управления/Взаимной поддержки. | ||||
—. | —. | —. | —. | —. | Активизации. |
—. | —. | —. | —. | —. | Регистрация/Диагностика/Ведение. |
Общую теоретическую модель групповой работы обосновали К. Папелл и Б. Ротман. В основе модели лежат теоретические подходы эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации.
Эго-психология. Концепции эго-психологии в групповой работе позволяют объяснить внутреннюю самоорганизацию индивида, его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понимать поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, анализировать то, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется его внутреннее беспокойство.
При изучении «Я» в эго-психологии особое место уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы, особенностям функционирования Эго, которое регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает в качестве автономного образования, имеющего свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать и развить навыки психологической защиты индивида, найти различные варианты функционирования в зависимости от разных форм агрессии со стороны среды.
На основе концепции эго-психологии сопротивление в групповой работе осмысляется не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Соответственно и сопротивление, и конфликт в основной модели групповой работы рассматриваются как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление трактуется не только как интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но и как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эго-психологии основное назначение работы с группой — поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитие самореализации.
Когнитивные теории и теории социального научения позволяют социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидов в межгрупповом взаимодействии, определять ценностные ориентации клиентов. Большое внимание уделяется здесь формированию знания о мире и ситуации без вступления в непосредственный контакт. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.
Теория отношений позволяет осмыслять межличностные взаимодействия как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения анализируются как определенные устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для выстраивания психологической дистанции в процессе межгруппового общения.
Ролевая теория личности подразумевает, что в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе.
Теория коммуникации основана на представлениях о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях и нацеленный на достижение определенного результата. В данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. В процессе групповой динамики теория коммуникаций дает возможность социальному работнику наблюдать специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы их преодоления, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.
Указанные теории, другие психологические и социальные концепции позволяют понимать динамику основных процессов в группе, которые получают развитие как на уровне группы, так и ее отдельных членов, а также при помощи групповых механизмов способствовать решению проблем клиента (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Концепт групповой работы.