Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие криминологии в античный период

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Софокл (ок. 496−406 до н.э.), древнегреческий поэт и драматург, полагал: «как страшен может быть разум, если он не служит человеку»; «кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума». Эмпедокл (ок. 490−430 до н.э.), философ, поэт, врач, политический деятель, считал, что причина разъединения людей — ненависть. Древнегреческий философ Протагор (480−4151 до н.э.) утверждал, что «человек есть… Читать ещё >

Развитие криминологии в античный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделение античности в исторической и криминологической периодизации определяется высоким уровнем развития Древней Греции и Древнего Рима и становлением некоторых исходных направлений развития криминологии, особенно в эпоху расцвета древнегреческих городов-государств.

Рассмотрение ранней античности следует начать с первого поэта античной цивилизации Гомера, жившего, по мнению современных ученых, в VIII в. до н.э. Древние греки считали его не только великим поэтом и философом, но и судьей на все случаи жизни. Каждое слово «Илиады» и «Одиссеи» было для них непререкаемой истиной.

В VII в. до н.э. в Афинах назрел конфликт между аристократией и демосом (народом), вызванный жестокой эксплуатацией мелких крестьян. Представитель аристократического рода Драконт (Дракон) записал правовые обычаи, ограничившие произвол судебной власти, отменил право родовой аристократии на кровную месть и для предотвращения преступлений против аристократов ввел жестокие законы за нарушение права собственности, которые стали называть «написанными кровью» .

Поскольку в Древней Греции уровень жизни низших сословий резко упал, чтобы избежать народных волнений, требовались реформы. Солон, считавшийся одним из «семи мудрецов» Греции, был избран в начале VII в. до н.э. архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. К «семи мудрецам», по античным преданиям, кроме Солона из Афин относят Фалеса из Милета. Ему приписывают изречения: «Больше всего пространство, ибо вмещает все. Быстрее всего ум, ибо обегает все. Сильнее всего неизбежность, ибо властвует всем. Мудрее всего время, ибо раскрывает все». Периандр из Коринфа говорил: «Лучшая охрана правителя — не копья, а всенародная любовь»; «Наказывай не только за проступок, но и за намерение». Питтаку из Митилены принадлежат следующие высказывания: «Люби умеренность», «Знай всему время». Хилон из Спарты наставлял: «Сдерживай язык»; «Начальствовать учись в своем доме». Биант из Приены считал: «Большинство — зло». Анахарсису из Скифии принадлежат такие изречения: «Всякая виноградная лоза дает три грозди: наслаждения, опьянения и омерзения»; «Рынок — узаконенное место беззакония». Эти афоризмы имеют криминологическое значение. Несмотря на то что они относятся к 500−600 гг. до н.э., их мудрость до сих пор актуальна и далеко не полностью освоена нашими современниками.

В V—IV вв. до н.э. в Греции появились первые философские школы, а имена философов того времени хорошо известны и в наши дни: Гераклит Эфесский, Зенон Элейский, Софокл, Эмпедокл, Протагор, Сократ, Платон, Антисфен, Демокрит, Эпикур, Аристотель и др. Они сформировали многие философские направления, которые имели и криминологические аспекты.

Гераклит (ок. 554−483 до н.э.), философ-диалектик, отрицал статику и считал первоосновой мира движение. Он полагал: «все течет, ничего не стоит на месте»; «своеволие следует гасить скорее, чем пожар»; «народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Но он же считал, что война — отец всех вещей, отец всего.

Софокл (ок. 496−406 до н.э.), древнегреческий поэт и драматург, полагал: «как страшен может быть разум, если он не служит человеку»; «кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума». Эмпедокл (ок. 490−430 до н.э.), философ, поэт, врач, политический деятель, считал, что причина разъединения людей — ненависть. Древнегреческий философ Протагор (480−4151 до н.э.) утверждал, что «человек есть мера всех вещей: существующих — что они существуют, несуществующих — что они не существуют». Он близко подошел к идее специальной и общей превенции. Наказание, по его мнению, осуществляется во имя будущего, чтобы не совершал преступлений ни наказанный, ни другой человек, которому становится известно о применении наказания.

Сократ (470−399 до н.э.) был одним из родоначальников диалектики. Он считал целью философии самопознание как путь к постижению истинного блага. Его занимало нравственное воспитание граждан. «Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Ученик Сократа Платон (428−347 н.э.) был философом-идеалистом, одним из выдающихся греческих мыслителей. Он пытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие на создание стабильного общественного строя, в котором нет частной собственности, порождающей корысть и конфликты между людьми. Он развил ряд положений о способах охраны общества от опасных и неисправимых преступников путем их изоляции, рассматривал мотивы преступлений. Наивысшим благом в мире идей он считал добродетель (мудрость, справедливость, благоразумие, мужество). Некоторые его высказывания, например, такие, как: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни»; «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание государства», имеют важное криминологическое значение. Антисфен (444−365 до н.э.), последователь Сократа, основатель кинизма, учил, что целью жизни является счастье, которое достигается через добродетель и согласие с природой. Вот его высказывания: «Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших»; «Делать хорошее и слышать дурное — удел царей»; «Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав» .

Демокрит (460−370 до н.э.) — философ-материалист, один из основоположников античной атомистики. Основное его произведение — «Малый космос», всего же насчитывается 70 подлинных его сочинений. Он выводил причины преступлений из отсутствия побуждений к добродетели в силу умственных и нравственных пороков; полагал, что в предупреждении преступлений значима роль воспитания. Ему принадлежит множество крылатых выражений, имеющих отношение к криминологии: «Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если люди сами захотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется»; «Причина ошибки — незнание лучшего»; «Не из страха, но из чувства долга до? лжно воздерживаться от дурных поступков». Последователем Демокрита был философ-материалист Эпикур (341−270 до н.э.). Он наказывал: «Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Имей больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего» .

Особое значение для криминологии имеет этика, в которой древнегреческий философ Аристотель (384−322 до н.э.) признавал разумную деятельность человека. Он считал, что наиболее удачные формы государства — монархия, аристократия, «полития», наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Аристотель писал: «Демократический строй представляет бо? льшую безопасность и реже влечет за собой внутренние распри, нежели строй олигархический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры друг с другом и с народом; в демократиях же — только с олигархией; сам против себя народ… бунтовать не станет» .

Перечисленные древнегреческие мудрецы не занимались непосредственно криминологическими проблемами, но все они остались в истории человечества, и многие их идеи служат основой развития криминологии и других наук. К сожалению, многие важные антикриминогенные идеи античности до сих пор не реализованы.

Около 450 г. до н.э., в период ранней Римской республики, специальная комиссия децемвиров, состоявшая из 10 патрициев, впервые записала на 12 медных досках римские законы и выставила их на форуме. Для формулировки законов приглашали и плебеев. В таблицах впервые были определены права плебеев, и это на время прекратило борьбу между ними и патрициями. Плебеи получили ряд существенных уступок — теперь они наделялись землей и имели доступ к государственным должностям. Такое относительное политическое равноправие и жестокие наказания за отступление от норм XII таблиц, несомненно, способствовали предупреждению преступлений.

Период поздней Римской республики считается расцветом рабовладельческих отношений, который сопровождался тремя Пуническими войнами, появлением завоеванных рабов и социальным расслоением. Далее последовали: Союзническая война, многочисленные гражданские войны, восстание рабов под предводительством Спартака. За эти годы заметных достижений в науке отмечено не было. И лишь при императоре Марке Аврелии (121−180 н.э.) была возрождена философия. Он написал сочинение «Размышления» («Наедине собой»), в котором утверждал, что воистину свободен тот человек, который руководствуется разумом, а не страстями и желаниями. По его мнению, «совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства». Особое значение в понимании человеческого, в том числе преступного, поведения имеет его высказывание: «Каждый человек стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет» .

Известной фигурой в истории Рима был Цицерон (106- 43 до н.э.). Основные сочинения этого политика и философа — «О государстве», «О законах», «О пределах добра и зла», а также об ораторском искусстве. Он считал: «благо народа — высший закон»; «величайшее поощрение преступления — безнаказанность»; «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели»; «законы изобретены для блага граждан» .

Если проанализировать действия властей, содержание принимаемого законодательства и высказывания философов тех времен, то можно сделать вывод, что доминирующей причиной преступлений считались социально-экономические условия, уровень жизни низших слоев населения и рабов.

Философы, поэты и драматурги древности заложили основы науки и культуры[1]. В раннем Средневековье все эти основы были забыты почти на тысячу лет. И по сей день идеи древности, прошедшие испытание двумя-тремя тысячелетиями, так и остаются практически не освоенными ни государствами, ни их правовыми системами.

  • [1] Всемирная история / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М., 2000. С. 23−78; Хроника человечества / сост. Б. Харенберг. 2-е изд., доп. М., 2000. С. 26−233; Советский энциклопедический словарь. М., 1989; Энциклопедия афоризмов. Античность. Древняя Индия. Древний Китай. Библия. Минск, 1999. С. 10−700.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой