Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка производственных запасов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением… Читать ещё >

Оценка производственных запасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактическая себестоимость при их изготовлении собственными силами организации определяется из затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный капитал, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями.

Фактическая себестоимость МПЗ, полученных безвозмездно, определяется из их текущей рыночной стоимости на дату оприходования.

Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), определяется исходя из рыночной стоимости товара, переданного или подлежащего передаче организацией.

Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих методов, кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров, учитываемых по продажной (розничной)стоимости:

  • — по себестоимости каждой единицы;
  • — средней себестоимости;
  • — себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО[1]) —

Применение одного из методов по конкретному наименованию производства в течение отчетного года соответственно отражается в приказе об учетной политике организации.

МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы и камни), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости.

и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка МПЗ может производиться по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО). Оценка запасов методом ФИФО основана на том, что материальные ресурсы используются в течение месяца в последовательности их приобретения, т. е. ресурсы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: счет, товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших в организацию без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй — для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарнотранспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одноили многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 мес. В них указывают вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается па складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий — в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.

На фактически израсходованные материалы подразделение — получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы, но приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Синтетический учет материалов ведется на активном счете 10 «Материалы», товаров — счете 41 «Товары», по дебету которых отражается поступление запасов:

  • — от поставщиков в соответствии с договорами поставок (в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);
  • — от подотчетных лиц в порядке закупки мелких партий за наличный расчет (в корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);
  • — из производства (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.);
  • — при полной или частичной ликвидации основных средств (в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»);
  • — от учредителей в счет их вклада в уставный капитал (корреспондирует счет 75 «Расчеты с учредителями») по согласованной стоимости;
  • — как безвозмездная помощь (корреспондирует счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления») по рыночной цене.

Кроме того, учетной политикой предприятия может быть предусмотрено использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Тогда все расходы, связанные с заготовлением ресурсов, на основании поступивших расчетных документов (покупная стоимость) предварительно собираются, но дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетами учета источника поступления (в зависимости от того, откуда поступили тс или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке). При этом для текущей оценки движения материалов применяются учетные цены, отличные от фактической себестоимости.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материально-производственных запасов.

Таким образом, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» выявляется остаток, исчисляемый как разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их стоимостью по учетным ценам. Сумма разницы в стоимости приобретенных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16 (остаток по счету 15 на конец месяца показывает их наличие в пути).

Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы списывают (сторнируются при отрицательной разнице) с кредита счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в дебет счетов затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.

Выбытие материальных ресурсов фиксируется, но кредиту соответствующих счетов (например, счета 10 «Материалы»), При этом они могут быть отпущены:

  • — на производственные нужды (дебетуются счета 20, 23, 25, 26, 29, 97), в качестве расходов на продажу (дебетуется счет 44);
  • — на исправление брака (корреспондирует счет 28);
  • — на капитальное строительство хозяйственным способом (дебетуется счет 08);
  • — как вклад в общее имущество по договору простого товарищества (корреспондирует счет 80 «Вклады товарищей»);
  • — списаны, переданы безвозмездно (дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Кроме того, со счета 10 «Материалы» стоимость материалов может быть списана:

  • — по выявленным суммам недостач на суммы определившихся потерь (дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»);
  • — как утраченные в результате чрезвычайных обстоятельств — стихийных бедствий, пожаров, аварий (корреспондирует счет 99 «Прибыли и убытки»; когда убытки компенсирует страховая организация — сначала дебетуется счет 76, субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»).

Выбытие товаров отражается по кредиту счета 41 «Товары», при этом в отличие от материалов:

— стоимость товаров при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи относится в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»;

при отгрузке товаров или передаче их для продажи на комиссионных началах стоимость переносится на счет 45 «Товары отгруженные».

Вопрос для размышления

Новою спецодежду повышенной комфортности, сшитую из ткани со специальной пропиткой, испытают в действии сотрудники филиала ОАО «ФСК ЕЭС» — Сочинское предприятие магистральных электрических сетей Юга.

На каком счете бухгалтерского учета и какими проводками отражается движение этого вида материальных ценностей в ОАО «ФСК ЕЭС»?

Корреспонденция счетов по типовым хозяйственным операциям поступления и выбытия МПЗ приведена в следующем примере.

Пример

Приобретены у поставщика МПЗ: запасные части стоимостью 7000 руб.; специальная одежда — 3000 руб.; прочие основные материалы — 190 000 руб. Учтен НДС, подлежащий уплате поставщикам, в сумме 36 000 руб. МПЗ доставлены на склад покупателя с привлечением автотранспортных организаций. Услуги по доставке запасных частей составили 150 руб., специальной одежды — 2000 руб., прочих основных материалов — 2850 руб. Общая сумма НДС, подлежащая уплате автотранспортным организациям, составила 900 руб. Приобретенные МПЗ частично отпущены со склада в основное производство: запасные части на сумму 7000 руб.; специальная одежда — 1500 руб.; прочие основные материалы — 171 500 руб. Списаны транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам, на сумму 3600 руб. Произведена оплата поставщикам за МПЗ с расчетного счета в сумме 226 000 руб. Предъявляется к вычету НДС по приобретенным материалам и оказанным автотранспортным услугам.

№.

п/и.

Наименование проведенной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Акцептованы (приняты к оплате) платежные поручения поставщиков за поступившие основные материалы по средним покупным ценам (без НДС):

  • — запасные части;
  • — специальная одежда;
  • — прочие основные материалы.

Отражен НДС по приобретенным материалам: (7000 + 3000 + 190 000) • 18% =.

= 36 000 руб.

  • 7000.00
  • 3000.00
  • 190 000.00
  • 36 000.00
  • 10.5
  • 10.10
  • 10.1
  • 19
  • 60
  • 60
  • 60
  • 60

Начислено за доставку материальных ценностей автотранспортными организациями:

  • — запасные части;
  • — специальная одежка;
  • — прочие основные материалы.

Отражен НДС по транспортным услугам: (150 + 2000 + 2850) • 18% = 900 руб.

  • 150.00
  • 2000.00
  • 2850.00
  • 900.00
  • 10.5
  • 10.10
  • 10.1
  • 19
  • 60
  • 60
  • 60
  • 60

№.

п/п.

Наименование проведенной операции.

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов.

Дебет.

Кредит.

Списываются отпущенные со склада основному производству:

  • — запасные части;
  • — специальная одежда;
  • — прочие основные материалы
  • 7000.00
  • 1500.00 171 500,00
  • 20
  • 20
  • 20
  • 10.5
  • 10.10
  • 10.1

Списываются транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам:

— на основное производство.

3600,00.

10.1.

Оплачено с расчетного счета поставщикам.

226 000,00.

Предъявляется к вычету НДС по приобретенным материалам и автотранспортным расходам: 36 000 + 900 = 36 900 руб.

36 900,00.

  • [1] 2 FIFO (от англ, first in, first out — первым пришел, первым ушел).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой