Социальная политика государства в социально-культурной сфере
Чертами культуры как особой сферы деятельности являются: во-первых, многообразие ее форм, во-вторых, добровольный характер потребления культуры, в-третьих, сочетание профессиональных и непрофессиональных (любительских) навыков у производителей этих услуг. Развитие ценностного подхода и новых возможностей организаций культуры в рамках концепции электронного правительства и электронного государства. Читать ещё >
Социальная политика государства в социально-культурной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях перехода к рыночным отношениям в России большое значение приобретает развитие сферы культуры, решающей необходимые для любого общества и государства просветительские и научно-исследовательские задачи, занимающейся сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др. Е. Л. Шекова, например, подчеркивает, что «сфера культуры объединяет различные организации и объединения, а также частных лиц, оказывающих культурно-просветительские, образовательные, реставрационные услуги, занимающихся организацией досуга населения» .
Культура занимает важное место I! жизни общества. Можно говорить о существовании определенного гарантированного минимума культурных благ, доступных для всех граждан государства. Причем по мере совершенствования гражданского общества и усиления экономической мощи государства все больше культурных благ включается в этот минимум. Увеличение доступности культурных благ достигается посредством расширения сети учреждений культуры и развития системы средств массовой коммуникации, являющихся для подавляющего большинства потребителей основным источником приобщения к продуктам творческой деятельности.
Чертами культуры как особой сферы деятельности являются: во-первых, многообразие ее форм, во-вторых, добровольный характер потребления культуры, в-третьих, сочетание профессиональных и непрофессиональных (любительских) навыков у производителей этих услуг.
Многообразие форм передачи достижений культуры предполагает множественность классификации учреждений культуры:
- • по видам деятельности культура разделяется на творческие (литературное творчество, театрально-массовые представления, радио и телевидение, просветительско-культурные учреждения (музеи, выставки, библиотеки) и производственные подотрасли (издательская, кинематографическая, ювелирная и др.);
- • по формам воздействия — массовые и индивидуально ориентированные;
- • по характеру воздействия — на шоу-бизнес или камерную аудиторию;
- • по способам финансирования в сфере культуры четко выделяются две составляющие: коммерческая и некоммерческая.
Коммерческая составляющая объединяет юридических и физических лиц, функционирующих на условиях самоокупаемости. К ним относятся организации шоу-бизнеса, кинотеатры, видеосалоны, выставочные комплексы, художественные и реставрационные мастерские, а также экскурсоводы, реставраторы, оценщики, эксперты, антрепренеры.
Некоммерческая составляющая сферы культуры включает организации и отдельных граждан, не способных финансировать свою деятельность за счет получаемых доходов. Это музеи, театры, библиотеки, филармонии, а также искусствоведы, большинство писателей, художников и композиторов.
Качество услуг учреждений культуры — это высокий уровень культуры населения и доступности культурных ценностей и культурных мероприятий для потребителей различных социальных групп. Это степень развития бренда культурного учреждения и так называемого морального дохода работников учреждений культуры. Это низкий уровень культурных рисков индивидуума (воздействие уровня культуры на дальнейшую трудовую и личную жизнь человека) и общества в целом, непосредственно влияющих на качество жизни населения.
Учреждения культуры также не имеют четкой связи цепочкой формирования ценностей и не имеют единой стратегии культурного развития населения и обеспечения прироста богатства общества по культурному признаку. Они могут объединяться по мере реализации конкретных культурных проектов, но непосредственно не связаны процессом оказания культурных услуг.
В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития культуры в России:
- • создание мощных некоммерческих брендов;
- • дифференциацию организаций культуры;
- • активное развитие менеджмента в культуре;
- • изменение приоритетов в финансировании культуры и развитие фандрейзинга;
- • развитие ценностного подхода и новых возможностей организаций культуры в рамках концепции электронного правительства и электронного государства.
Рассмотрим первые две тенденции подробнее.