Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Международная торговая политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2017 г. Европейский союз отмечал 60-летие Римского договора о создании Европейского экономического союза (ЕЭС), с декабря 1991 г. ставшего Европейским союзом (ЕС). Тогда получили свое новое содержание давние процессы, ведущие к единству Европы — вначале в области экономики, а позже — в области социального и политического строительства, завершившегося в первом десятилетии XXI в. созданием… Читать ещё >

Введение. Международная торговая политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международная или всемирная торговая политика — это сфера государственной деятельности, регулирующая участие стран в международных экономических отношениях и отражающая их торгово-экономическое взаимодействие между собой, т. е. всеми странами-участниками. Внешняя торговая политика государства — это часть государственной экономической политики, она отражает и реализует, во-первых, общую линию государства в международных отношениях; во-вторых, конкретные отношения с той или иной страной. Главная цель торговой политики — создание благоприятных внешних и внутренних условий для экономического роста страны. Одновременно торговая политика каждого конкретного государства является важным фактором развития мирового сообщества. В одном из последних докладов ООН в частности записано: «Использование торговой политики в качестве инструмента диверсификации промышленности и создания добавленной стоимости по-прежнему является ключевой задачей. Кроме того, экспорт товаров и услуг может обеспечить рост доходов для бедных людей, пополнить государственный бюджет, расширить возможности трудоустройства, в том числе за счет высокооплачиваемых рабочих мест за рубежом, особенно для женщин и молодежи. Таким образом, экспорт может способствовать достижению целей устойчивого развития тысячелетия путем избавления людей от нищеты и голода, предоставления возможностей развивающимся странам получать большие выгоды от системы международной торговли»[1].

В число основных задач международной торговой политики входит защита национальной экономики торгово-политическими методами, обеспечение благоприятных условий для вывоза товаров и услуг и для выхода на мировой рынок национальных поставщиков, развитие общей национальной и международной правовой базы и др. Сфера торговой политики, как любая область социально-экономических отношений, постоянно расширяется и сегодня охватывает обмен технологиями, информацией и знаниями, инвестиционное сотрудничество, валютную политику и т. д. В более широком плане, внешняя торговая политика — это в значительной мере продолжение внутренней экономической политики в сфере международных торгово-экономических интересов.

Торговая политика государства осуществляется с помощью различных инструментов и мер экономического, технического, административного, правового характера. Важным средством торговой политики выступает экономическая дипломатия, под которой понимают комплекс приемов, методов и практических действий, применяемых для решения задач, стоящих перед внешнеторговой политикой. Она является относительно новой областью деятельности в сфере международных общественно-политических отношений. Она напрямую связана и взаимодействует с международной политикой, мировой торговлей, международными экономическими отношениями (МЭО) и мировой экономикой (МЭ). В этой сфере экономика тесно переплетается с политикой, поэтому стало обычным говорить о том, что политика экономизируется, а экономика политизируется.

В 2017 г. Европейский союз отмечал 60-летие Римского договора о создании Европейского экономического союза (ЕЭС), с декабря 1991 г. ставшего Европейским союзом (ЕС). Тогда получили свое новое содержание давние процессы, ведущие к единству Европы — вначале в области экономики, а позже — в области социального и политического строительства, завершившегося в первом десятилетии XXI в. созданием огромной объединенной Европы из 28 стран с населением более 500 млн человек, совокупным валовым продуктом в 18 трлн долл., торговым оборотом около 5 трлн долл, и высоким уровнем жизни большинства населения (более 32 тыс. долл. ВВП на душу населения в среднем по 28 странам). ЕС стал главной конкурентной силой, противостоящей США и Китаю, в меньшей мере — потерявшей свой былой динамизм, Японии. Одновременно крупным торговым державам и интеграционным блокам приходится конкурировать с укрепившими свои позиции странами — Индией, Бразилией, Южной Кореей, Сингапуром, Малайзией, Аргентиной, Чили, Турцией, Ираном, ЮАР, а также некоторыми арабскими и африканскими странами, в меньшей мере — со странами Восточной Европы и Центральной Азии, отношения с которыми основываются в основном на нефти, газе и других видах сырья и полуфабрикатов. Создание Европейско-Азиатского экономического союза — ЕАЭС (на базе былого Таможенного союза) было продиктовано намерением изменить данную ситуацию в благоприятном для этих стран направлении: в частности, через кумулятивный эффект добиться повышения темпов экономического роста и конкурентоспособности стран — участников этого союза. Пока что ощутимых успехов за время его деятельности добиться не удалось. Этому имеются свои причины. В том числе длительный спад экономического развития России, что отразилось на ее партнерах по ЕАЭС, особенно на Белоруссии и Казахстане как странах наиболее интегрированных с российской экономикой; отсюда — высокая взаимозависимость деловых циклов этих трех стран.

Еще одна всемирная (или глобальная) тенденция — это резкая дифференциация стран по темпам экономического развития. Неравномерность развития стран — это давняя тенденция, вскрытая впервые еще в начале XX в. В. И. Лениным, но именно в последнее десятилетие она стала особенно заметной, даже в самых интегрированных экономических группах стран. Следовательно, речь идет о том, что некоторые общепринятые положения теории интеграции оказываются не совсем верными. И видимо, существуют причины, препятствующие «подтягиванию» слабых экономик до уровня более зрелых. Скорее всего, речь идет об издержках общей экономической и социальной политики, которая может давать позитивный эффект одним странам, но отрицательный — другим. Отсюда — те противоречия, которые возникли и в ЕС, и в ЕАЭС, и в других интеграционных группах. Однако они все — из разряда решаемых, выход Великобритании из ЕС мы не рассматриваем как начало конца ЕС, о чем пишут многие аналитики. Слишком очевидны положительные эффекты Союза для стран — членов Союза и их граждан, и они способны преодолеть возникшие трудности.

Более сложной представляется судьба ЕАЭС, поскольку в нем самые крупные экономики не показывают пример успешного экономического и социального развития — одного из главных условий успешности интеграционной группы.

В мировой торговле на протяжении столетий действуют две тенденции: одна, ведущая к интернационализации и либерализации; другая — к протекционизму и изоляционизму. На всем протяжении послевоенных десятилетий преобладала первая тенденция; в соответствии с ней проводились раунды ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), когда снижались таможенные пошлины в мировой торговле, создавались благоприятные условия и предпосылки. Однако в XXI в. неуклонно наступает вторая тенденция — усиление элементов протекционизма и изоляционизма. Она нашла свое воплощение в неудаче завершения первого же раунда ВТО (после его преобразования из ГАТТ), начавшегося в Дохе (Катар, 2001) и бесславно закончившегося через 15 лет нулевым результатом.

В последнее время более отчетливые формы приобрела глобальная тенденция, ведущая к обострению конкурентной борьбы между американскими и китайскими корпорациями. В начальный период президентства Барака Обамы его правительством были выдвинуты и активно продвигались два глобальных проекта: первый — это Тихоокеанское торговое партнерство (ТТР), включающее в себя Австралию, Новую Зеландию, Японию и США (развитые страны) и несколько стран Восточной Азии и Дальнего Востока; второй — Трансатлантическое и инвестиционное партнерство (TTIP) между США, ЕС и Канадой.

То обстоятельство, что оба эти проекта столкнулись с мощным сопротивлением определенных политических сил и деловых кругов США, об отказе от которых заявил новый американский президент, — это признаки формирования новой тенденции, отражающей, как представляется, откат от прежних форм неоглобализма при ведущей роли США. Очевидно также и то, что КНР не упустит своего шанса возглавить те международные силы и процессы, выступающие за продолжение глобализации в известных формах, поскольку именно эти условия создали возможности громадного экономического и технологического рывка для Китая.

Задачи учебного курса Основной задачей курса «Международная торговая политика» является формирование у слушателей целостного представления о современных международных экономических отношениях как системе институтов, режимов и договоров; об эволюции подходов к регулированию мировой торговли; о дипломатических методах реализации интересов участников ВЭД, практических решениях актуальных проблем мировой торговли[2].

Учебник отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Международная торговая политика». В процессе изучения курса студент должен овладеть определенными знаниями, навыками и умениями в рамках общекультурных и профессиональных компетенций, включая следующие элементы:

  • • соответствующая культура мышления, способность к обобщениям и анализу; постановка проблемы и поиск способов ее решения; умение вести поиск соответствующей информации, использовать ее, делать выводы на базе анализа исторических, общественно-экономических и культурных явлений и процессов мирового развития;
  • • умение использовать национальные и международные нормы, правила, торговые обычаи, регулирующие внешнюю торговлю России и международную торговлю; логически и аргументированно излагать доводы и контрдоводы в докладах и дискуссиях.

Чтобы овладеть этими компетенциями, студент обязан реализовать их в знании, умении и владении. Для овладения содержательной стороной этих трех взаимосвязанных компонентов компетенций необходимо:

знать

  • • основы торговой политики и дипломатии, включая торговую дипломатию России; роль торговой политики и дипломатии в решении актуальных мировых экономических проблем; деятельность основных акторов международных экономических отношений; принципы и методы осуществления торговой политики; взаимосвязь международной торговли и международной торговой политики;
  • • основные правовые нормы, используемые для регулирования международной торговли, в том числе нормы, введенные в действие в рамках ВТО;
  • • основные факты и события в развитии торговой дипломатии, оказавшие существенное влияние на развитие международной торговли в последние десятилетия;

уметь

  • • находить информацию и анализировать данные в области международной торговой политики, делать соответствующие выводы; использовать источники торгово-экономической и политической информации для анализа ситуации в международной торговле и мировой торговой политике;
  • • выделять главные и определяющие внешнеполитические факторы, влияющие на сферу внешней торговли стран и международную торговлю в целом;
  • • рассматривать глобальные экономические проблемы и дипломатические методы их решений; критически оценивать данные различных источников информации; выявлять причины возможных расхождений;

владеть

  • • навыками анализа крупных общественно-экономических проблем, постановки целей и выбора средств их достижения;
  • • методами и приемами анализа торгово-экономических процессов на базе используемых в международной политике инструментов, приемов, моделей;
  • • навыками использования современных технических и информационно-технологических средств при решении задач международной торговой политики России (том числе в рамках Таможенного союза и членства России в ВТО).

Задачами курса являются:

  • • ознакомление с теоретическими и практическими основами экономической дипломатии;
  • • изучение роли экономической дипломатии в решении актуальных мировых экономических проблем;
  • • рассмотрение основных акторов международных экономических отношений, институциональной основы МЭО, принципов и методов экономической дипломатии;
  • • рассмотрение глобальных мировых экономических проблем и дипломатических методов их решения;
  • • изучение экономической дипломатии России.

Перечень образовательных результатов по итогам курса:

аналитические компетенции:

  • • способность к получению информации из различных источников (Internet, специализированные библиотеки, общение с экспертами);
  • • умение обрабатывать информацию и формулировать выводы и рекомендации;
  • • способность к комплексному и ситуационному анализу политических и социально-экономических процессов в международной среде;
  • • знание глобальных тенденций экономического развития и оценка их влияния на уровне отдельных стран;
  • • способность к прогнозированию и моделированию будущих процессов в мировой экономике;

и.

системные компетенции:

  • • способность к самостоятельной работе, проведению индивидуальных и коллективных исследований по широкому кругу внешнеэкономических проблем;
  • • умение принимать решения исходя из неполного набора данных и ограниченного времени;
  • • способность использовать теоретические знания в практической деятельности, отличать в потоке информации темы, относящиеся к области экономической дипломатии;

коммуникационные компетенции:

  • • знание основ государственного управления, механизма принятия и реализации решений по внешнеэкономическим вопросам;
  • • возможность углубленного обсуждения актуальных тем, вопросов и проблем экономической дипломатии в дискуссионных группах разного уровня (доклад, конференция, неформальное общение);
  • • умение взаимодействовать со специалистами смежных областей гуманитарного знания (политология, история, социология, журналистика), владение профессиональной терминологией.

Формирование данных компетенций достигается за счет чтения лекций и проведения семинаров, самостоятельной работы студентов по освоению рекомендованной литературы, проведения студентами исследований по заявленной тематике, с помощью устных выступлений и презентаций с последующим групповым обсуждением. Оценивание результатов обучения происходит на основе выполнения письменных заданий в форме тестов и рефератов, а также анализа и обсуждения устных докладов на семинарах.

'к 'к 'к

В работе над учебником авторский коллектив стремился сочетать необходимый научный уровень и логичное, рациональное и простое изложение раскрываемой темы. Конкретный практический и статистический материал сопровождается теоретическим анализом, выводами, обобщениями, а также контрольными вопросами для самопроверки. Учебник может быть органично использован с применением современных аудиовизуальных и иных инструментов, применяемых в учебном процессе. Особое внимание уделено использованию множества источников: российских и иностранных, высказываниям и концепциям авторитетных аналитиков-экономистов; статистических данных, в основном, международных организаций и учреждений, таких как ООН, ЮНКТАД, ВТО, МВФ, Всемирный банк, Евростат, национальные статистические доклады и годовые сборники, а также периодическая литература. Одновременно, соблюдая стандарты, установленные министерством, авторы учебника считали полезным применять разнообразные приемы для закрепления учебного материала (постановка вопросов, контрольные задания и т. д.).

Задачи курса, античная мысль и современность

Можно, наверное, представить, хотя это очень сложно, чего лишилась бы современная цивилизация без античной культуры, ее науки и истории. Если бы из этой цепи выпал только Гомер, вряд ли появился бы Шекспир. А бессмертные творения великих художников Возрождения на сюжеты античного мира? Да возможно ли было само Возрождение? Нет, разумеется, нечего было бы «возрождать».

Античные мыслители были первыми энциклопедистами, стоящими у истоков всех направлений научных знаний — от естествознания, математики, медицины, астрономии и механики до философии, которая включала в те времена все науки (отсюда понятие натурфилософия). Трудно не задать вопрос о том, какие силы задали стимулы получения таких обширных универсальных знаний. Тогда ведь не было министерства образования и науки, которое стремится к тому, чтобы наши выпускники университетов «учитывали требования работодателей» или чтобы они были «квалифицированными потребителями». Когда Диоген Синопский (IV в. до н.э.), киник, ученик Антисфена, залезал в бочку, служившую ему кафедрой, а вокруг рассаживались ученики (студенты — от studio) и слушали суждения великого философа об этике, общих основаниях устройства человеческой природы, согласно которым лишь самые достойные могут именовать себя «гражданами мира», вряд ли он пользовался «учебной программой указанного выше министерства» и указаниями учитывать «потребности предпринимателей». Главным для античных мыслителей было воспитание молодого гражданина всесторонне образованным, физически крепким и выносливым, готовым служить отечеству.

Еще во времена распада традиционного (первобытного) общества и формирования первых государств-городов в регионе Средиземноморья, в этих греческих полисах появилось удивительное художественное творчество — поэмы бессмертного Гомера с его героями, которые не могут превзойти ни по сюжетному замыслу, ни художественному воображению, ни замысловатости действия и даже по пространственному охвату — никакие современные бестселлеры. «Приам, царь Трои, отец Гектора, которого убил Ахиллес; он, в свою очередь, был поражен стрелой брата Гектора, когда попал в единственно уязвимое место пятку Ахиллеса». В этих строчках отражается шелест миновавших столетий, а воображение рисует образы, сюжеты, один замысловатее другого. И героизм, и бескорыстие, и преданность, и самое главное — честь.

Уже в те времена в замечательных художественных произведениях мы находим сведения о хозяйственной деятельности древних греков, непроизводительном характере рабского труда: «Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет», — это слова из «Одиссеи». Множество предыдущих исследователей отметили, что в работах Сократа, Ксенофонта, Платона и Аристотеля, были сделаны первые, но важные попытки теоретического обобщения хозяйственного устройства первых греческих государств и городов — так называемых полисов. И естественно, подчеркивая свою национальную самобытность, самые талантливые и объективные историки, философы и экономисты всегда подчеркивали то, как много невидимых связей между современным обществом и древними греко-римскими цивилизационными порядками в их представлениях Закона, Права и Справедливости, хозяйственной деятельности, бережном отношении к имуществу, деньгам и т. д.

Известно и то, что само слово (понятие) «экономия» (греч. «ойкономиа») является производным от «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон, правило. Этим понятием начинается одно из заглавий сочинения Ксенофонта, в котором в форме диалога (излюбленная форма повествования в Древней Греции и Риме) изложены довольно рациональные советы и правила ведения земледелия и домашнего хозяйства, некоторые из них полезно было бы знать и нашим дачникам. Однако Аристотель, используя этот же термин в том же значении, как и Ксенофонт, значительно расширил его понимание с позиций некой протополитической экономии. «Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки»[3], — совершенно справедливо писал советский экономист профессор А. В. Аникин. Античные мыслители проложили широкую дорогу к познанию мира, современным наукам, образованию, методам исследования общественных процессов. Поэтому изучение целого ряда дисциплин, в том числе нашего курса, на наш взгляд, сильно выиграет, если будет опираться на уместные научные и иные положения великих мыслителей античности.

  • [1] URL: http://esa.un.org/techcoop/russian/PN_TradePolicyNote-RU.pdf
  • [2] UNCTAD. Handbook of Statistics 2015. United Nations, 2015, New York and Geneva, 2015. P. Ill (Foreword).
  • [3] См.: Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса.М.: Политиздат, 1979. С. 19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой