Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разделение управленческого труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) — это люди, занимающие ключевые позиции в организации: менеджерысобственники, генеральный директор или президент, члены совета директоров и аппарат управления организацией в целом (центральный штаб). Их главная задача состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может успешно работать и конкурировать… Читать ещё >

Разделение управленческого труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным фактором повышения результативности управления является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Рассмотрим три основных вида разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, ролевое (технологическое).

1. Функциональное разделение труда в управлении. Содержанием труда менеджеров являются функции, представляющие собой однородные виды работ, связанных с планированием, организацией, мотивированием, контролем и пр. Все эти функции, в силу того что они составляют содержание процесса управления, называют общими. Однако они требуют специальных знаний, и профессионалы, выполняющие их, должны быть знакомы с методами решения соответствующих задач.

В крупных организациях, где управленческий труд специализирован, можно встретить менеджеров, выполняющих ту или иную функцию управления. Одни из них, например, отвечают за функцию планирования и несут ответственность за систему планов, в соответствии с которыми функционирует организация. В практике отечественных предприятий их называют плановиками, хотя в процессе планирования принимают участие другие менеджеры, например, руководство организации, разрабатывающее планы стратегического развития.

Аналогично этому другие менеджеры специализируются на выполнении функций, связанных с организацией труда, производства и управления, с контролем, а также с разработкой систем стимулирования, направленных на усиление мотивации работников организации.

Функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (general manager) или линейными, и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации. Поэтому общий менеджер — это руководитель предприятия или отдельных его частей, осуществляющий интеграцию работы функциональных менеджеров и специалистов.

В задачи общих менеджеров входят:

  • — выработка видения будущего, т. е. картины того, какой должна стать организация в перспективе и как этого можно достичь;
  • — развитие потенциала организации и персонала;
  • — принятие необходимых действий для достижения поставленных целей.

В соответствии с этими задачами общие менеджеры концентрируют свое внимание на формировании и сохранении ценностей организации, на определении стратегических целей и направлений развипз тия, на организации работы и распределении ресурсов, на контроле за ходом реализации планов.

2. Структурное разделение труда. Структурное разделение труда производится на основании таких элементов управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная принадлежность.

Разделение труда, в силу большого разнообразия факторов, воздействующих на него, специфично для каждой организации. В то же время можно выделить два подхода, составляющих основу структурного разделения труда менеджеров по вертикали и по горизонтали.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления: высшего, среднего и первого; горизонтальное — на структурном построении организации как системы, в составе которой кроме собственно производства могут быть подсистемы, специализирующиеся на маркетинге, инновациях, финансах, персонале ит. д.

Вертикальное разделение труда менеджеров отражает иерархичность построения структуры управления и является основополагающим для современных организаций. Оно предполагает выделение специалистов трех уровней: высшего, среднего и первого:

— менеджеры высшего уровня (топ-менеджеры) — это люди, занимающие ключевые позиции в организации: менеджерысобственники, генеральный директор или президент, члены совета директоров и аппарат управления организацией в целом (центральный штаб). Их главная задача состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров — это разработка стратегии долгосрочного развития, в которой устанавливаются цели организации, необходимые для их достижения ресурсы, и способы продвижения на рынке.

Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать главные вопросы функционирования и развития организации (такие, например, как привлечение крупных инвестиций в новый производственный процесс, слияние с другой фирмой, закрытие филиала, разработка нового продукта и пр.). Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, доминированием вопросов стратегического и перспективного развития, наиболее тесными связями с внешней средой, полномочиями принимать разнообразные решения в условиях большой неопределенности и недостаточной информированности;

— менеджеры среднего уровня — это управленческий персонал, который в соответствии со своим положением в иерархической системе выполняет двойственную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и играя руководящую роль для менеджеров первого уровня.

Обычно к среднему уровню относят менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства, продаж и т. д.

В крупных организациях может быть несколько уровней среднего менеджмента, и это дает основание для разделения менеджеров среднего уровня на несколько слоев. К высшему слою относят тех, кто направляет деятельность менеджеров следующих, находящихся ниже слоев с целью доведения до них стратегии и политики высшего руководства компании и оказания помощи по руководству оперативной деятельностью. Менеджеры среднего уровня, находящиеся в самом низу, работают в тесном контакте с исполнителями.

Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации, и в то же время они осуществляют прямое руководство выполнением процессов и операций. В связи с тенденцией к делегированию полномочий с верхнего уровня вниз менеджерам среднего уровня нередко приходится решать вопросы развития подразделений; кроме того, на них ложится большая ответственность по реализации планов организационных изменений, спускаемых сверху. На отечественных предприятиях роль средних менеджеров значительно возросла в связи с расширением прав структурных подразделений организаций;

— менеджеры первого уровня (в литературе принято называть их также менеджерами низового уровня) — это управленческий персонал, который несет прямую ответственность за работу исполнителей, т. е. работников организации, производящих продукцию или услуги. Руководители этого уровня имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Таким руководителем, например, является бригадир, начальник смены или участка, руководитель группы.

Управленческий персонал и руководство этого уровня находятся в постоянном контакте с исполнителями, доводят до них планы работ, организуют производственные и другие процессы, осуществляют контроль за исполнением, решают множество самых различных проблем, возникающих при осуществлении текущего и оперативного планов. Иными словами, менеджеры этого уровня принимают в основном оперативные решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов. Чаще всего их работа носит рутинный, повторяющийся характер: постановка оперативных задач, составление плана работ на определенный период времени, организация работы исполнителей, контроль хода ее выполнения и т. д.

Для исполнителей менеджеры первого уровня являются их прямыми начальниками, с остальными руководителями они входят в контакт значительно реже, так как практически все важные вопросы решают на этом уровне управления. В обязанности менеджеров входит не только разрешение всего множества возникающих здесь вопросов и задач, но также оперативный анализ сложных ситуаций, требующих быстрого реагирования, и своевременная передача наиболее важной информации на следующий, средний уровень для принятия решений, имеющих значение для других подсистем или организации в целом.

В крупных и средних организациях вертикальное разделение труда дополняется горизонтальным. В составе организации могут быть сформированы функциональные подсистемы, каждая из которых выполняет специфические задачи, нередко именуемые функциональными сферами. Эго маркетинг, производство, персонал, финансы, инновации, менеджмент, охрана окружающей среды и др. Теоретически функциональные подсистемы равнозначны, но своей роли в достижении целей организации, хотя в те или иные периоды какая-то одна из них может приобрести особенно большую значимость.

3. Разделение труда по роли менеджеров в процессе управления. Этот вид разделения труда (его называют также технологическим) производится с учетом характера и сложности выполняемых работ, а также масштабов ответственности за работу. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководители, специалисты, служащие.

С позиции технологии процесса управления задачи руководителя сводятся, прежде всего, к принятию решений и организации их практической реализации. Специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, отвечая за их обоснованность и соответствие требованиям. Служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации.

Руководителем является член организации, который чаще всего имеет в своем подчинении других работников организации, наделен полномочиями направлять их действия и несет всю полноту ответственности за состояние управляемого объекта. Такой статус предопределяет особую роль руководителей в организации и содержание выполняемых ими работ.

Главное в деятельности руководителей любого ранга — это работа с людьми, не только непосредственно подчиненными, но и со всеми, кто прямо или косвенно связан с функционированием управляемого объекта как внутри предприятия, так и за его пределами.

Руководители работают в тесном контакте со своими подчиненными и другими руководящими работниками предприятия при постановке целей и задач, при формировании в коллективе системы ценностей и норм поведения; при разработке путей решения возникающих в ходе работы проблем. С участием коллектива они осуществляют распределение ресурсов и организуют процесс, учитывая потенциал специалистов, их сильные и слабые стороны.

В работе руководителей с людьми и организациями, непосредственно не подчиняющимися им, большое место занимают координация общих усилий по достижению целей, переговоры с представителями заинтересованных компаний, а также обмен информацией.

Значение межличностного взаимодействия особенно важно для наших руководителей в условиях, когда произошло разрушение действовавших многие годы хозяйственных связей, на месте бывших партнеров появились конкуренты, а налаживание новых контактов потребовало использования совершенно новых подходов к организации сотрудничества между предприятиями и людьми.

Большое внимание в общем менеджменте уделяется личности руководителя. В списке наиболее важных характеристик «человека управляющего» можно выделить следующие:

  • 1) стратегическое мышление — способность к анализу развития ситуации в долгосрочной перспективе с учетом всех существующих факторов; определение потенциального воздействия внешних сил на организационную деятельность, формулировка и оценка альтернатив развития;
  • 2) организационные навыки — способность оптимально распределять ресурсы; умение обеспечить ими сотрудников; умение установить необходимый уровень контроля, следить за достигнутыми результатами, соотнося их с установленным планом;
  • 3) организованность — определение личных приоритетов и целей, соответствующих задачам компании; разумное распределение рабочего времени; умение оптимально обрабатывать информацию, выделяя важные моменты без излишней детализации; способность работать с большой нагрузкой;
  • 4) коммуникационные способности — умение слушать и слышать сообщения и информацию, умение выступать экспромтом или будучи подготовленным, перед любой аудиторией и на любую тему;
  • 5) умение устанавливать внешние контакты — способность развивать и поддерживать отношения с клиентами, поставщиками, общественными и государственными представителями; умение представлять свою организацию, выполнять работу с постоянной заботой о репутации компании;
  • 6) навыки общения — способность эффективно взаимодействовать с окружающими; способность завоевывать поддержку на любом организационном уровне;
  • 7) умение управлять конфликтами — способность разобраться во множестве точек зрения, осуществлять контроль за развитием стрессовых и кризисных ситуаций; умение разрешать конфликты и разногласия;
  • 8) направленность на достижение поставленных целей;
  • 9) способность к управлению переменами — умение правильно решать профессиональные задачи в условиях перемен, в неблагоприятной ситуации или при любой другой напряженной обстановке; проявление необходимой гибкости для осуществления требуемых изменений.

Содержание и характер труда руководителей зависят от того уровня иерархии, к которому относятся их должности. Например, руководители высшего уровня значительную часть своего времени и усилий затрачивают на разработку концепции, стратегии и политики организации, а также на поддержание внешних контактов с другими предприятиями и организациями.

Выполнение основных задач требует от руководителей умения управлять движением организации вперед, мотивировать персонал продуктивно решать проблемы и повышать свое мастерство. Поэтому на руководителей возлагается ответственность за непрерывное обучение, повышающее общий потенциал организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой