Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностное развитие. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Симбиотический": подростки страдают от постоянного контроля и эмоционального отвержения со стороны матерей, отцы же считают их недостаточно взрослыми. У подростков формируется нестабильное и негативное самоотношение, зависимое от внешней оценки. Они чувствуют себя несвободными, но ответственными за реализацию ценностей, причем заданных извне, а не своих собственных. Это квазиответственность… Читать ещё >

Личностное развитие. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основное психологическое новообразование юношеского возраста заключается в личностном самоопределении, или установлении первой цельной формы идентичности (Э. Эриксон). Достижение идентичности — это долгий и трудный процесс определения самого себя, из-за которого отрочество и называют самым сложным и критическим периодом в развитии человека. Дж. Марсиа выделил четыре варианта, или статуса, формирования идентичности в юности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.

  • Предрешенность, или предрешенная идентичность, наблюдается тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентичности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы). Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают выбор), их действия отличаются последовательностью. Юноши в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению, но сравнению с теми, кто находится в статусе моратория.
  • Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор из многих альтернатив. Эта фаза формирования идентичности характерна для старшеклассников и студентов колледжей.
  • Диффузия идентичности — наименее благоприятный вариант развития. Молодые люди, находящиеся в этом статусе, не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. В этой группе чаще встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны (Г. Крайг).

Подлинная (достигнутая) идентичность является показателем психической зрелости человека, его способности самостоятельно решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь, и самому нести ответственность за принятые решения.

Отечественные психологи считают, что период ранней юности есть переход к самодетерминации поведения человека (Д. А. Леонтьев). Личностное самоопределение, т. е. определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, рассматривается как исходное, дающее начало всем другим видам самоопределения. «Диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основанием собственного развития» (М. Р. Гинзбург).

Суть подросткового кризиса заключается в смещении движущих сил личностного развития извне вовнутрь на основе интеграции и полноценного развития механизмов свободы и ответственности. Именно их интеграция обеспечивает здоровое разрешение подросткового кризиса. «Часто такая интеграция не происходит, что приводит к вхождению во взрослую жизнь с неразрешенным подростковым кризисом и неразвитой способностью к самодетерминации. Дальнейшее развитие личности тормозится, его динамика принимает непоследовательные, деструктивные или инволюционные формы. Нездоровые формы разрешения подросткового кризиса связаны с недостаточно развитыми механизмами свободы и ответственности» .

Исследователями выделено четыре паттерна самодетерминации в переходном возрасте (К. Р. Калитеевская и др.):

  • 1. " Автономный" : стабильное позитивное самоотношение, внутренняя опора при принятии решений, основанных па личных ценностях и собственных критериях оценки. Принятие со стороны родителей без ограничений автономии.
  • 2. «Симбиотический»: подростки страдают от постоянного контроля и эмоционального отвержения со стороны матерей, отцы же считают их недостаточно взрослыми. У подростков формируется нестабильное и негативное самоотношение, зависимое от внешней оценки. Они чувствуют себя несвободными, но ответственными за реализацию ценностей, причем заданных извне, а не своих собственных. Это квазиответственность. Причина — страх потерять родительскую любовь, высказывая собственное мнение и протестуя против неограниченного влияния родителей. Подросток отказывается от своей автономии для сохранения внешней поддержки, «покупаемой» ценой собственного «Я» .
  • 3. «Импульсивный» (обнаруживается у мальчиков): диффузное нестабильное скорее положительное самоотношение и внешний локус контроля, т. е. дефицит ответственности. При этом внутренняя опора в принятии решений. Родительское отношение: попустительство со стороны матери, давление и отсутствие личностной включенности со стороны отца. Свобода заменена бунтарством и конфронтацией. «Эти подростки привязаны к себе, не склонны изменяться, не имеют четких идеалов, ими легко манипулировать» (Е. Р. Калитеевская и др.).
  • 4. «Конформный» (у девочек): характеризуется критериями выбора, заданными извне, и ссылкой на внешние обстоятельства при оценке результатов деятельности. Родительское отношение: скрытое отвержение, воспитание по типу «как все». Самоотношение нестабильно, зависит от внешних оценок, которые требуется заслужить поведением «как надо». Такие люди могут быть адаптированы в жизни ценой безоговорочного принятия внешних требований.

В эмпирических исследованиях (Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев) получено, что среди автономных больше девушек и старших подростков (16−17 лет против 14−15). Аналогичные сведения имеются и за рубежом. Из приведенных данных видно, что автономная форма самодетерминации представляет собой примерно то же, что и достигнутая идентичность. Причем и та и другая формы являются скорее идеалом. В реальности же большая часть людей сохраняет черты психической незрелости: диффузной идентичности, конформной самодетерминации или импульсивности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой