Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классификация искусств. 
Направления, течения и стили в искусстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Романтизм раньше всею проявил себя в литературе, но затем получил распространение в музыке: австриец Фр. Шуберт (1797−1828), немец Р. Вагнер (1813−1883), итальянец Никколо Паганини (1782−1840), венгр Ф. Лист (1811−1886), поляк Фр. Шопен (1810−1849); в живописи: француз Эжен Делакруа (1798−1863), англичане Дж. Констебл (1776−1837) и Уильям Тёрнер (1775−1851). Выдающимися российскими романтиками… Читать ещё >

Классификация искусств. Направления, течения и стили в искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная классификация выделяет следующие разновидности искусства: изобразительное, музыкальное, «синтетическое»,

«техническое», декоративно-прикладное и др.

К изобразительному искусству относится живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство. Все эти изобразительные искусства воздействуют на человека визуально, то есть через зрительное восприятие.

Музыка как вид искусства рассчитана на слуховое восприятие. Главными выразительными средствами в музыке являются звук, мелодия, гармония, ритм. Гете подчеркивал, что величие искусства ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться.

Синтетические виды искусства — это такие виды, которые представляют собой органическое слияние разных видов искусств. Сюда относятся театр, балет, который объединяет танец, музыку, живопись, скульптуру; эстрадное искусство. К числу синтетических видов искусства относится светомузыка. Теоретиком и создателем светомузыки был русский композитор А. Н. Скрябин (1872−1915). Увлекшийся его идеями художник Ьаранов-Россине изобрел оптофоническое пианино, то есть клавиатуру, где каждая нота вместе со звуком передавала на экран цвет. Таким образом, музыкант, играя музыкальное произведение, одновременно на экране создавал цветовое преображение музыки.

Декоративно-прикладное искусство является самым древним. Его название происходит от латинского глагола decoro — украшать. «Прикладное» указывает на различные вещи: орудия труда, оружие, посуду, одежду, мебель и т. д. К декоративно-прикладному искусству относится также преобразование природных ландшафтов. На основе декоративно-прикладного искусства возникло садово-парковое искусство.

Кроме классификации произведений искусства есть еще понятие направлений, течений и стилей в искусстве. Они не были придуманы, а сложились естественным образом и существуют в хронологической последовательности. Поэтому они объективны в отличие от придуманных «пролетарского» направления и направления «социалистического реализма». Эти направления исчезли вместе с теми, кто их придумал.

Самое старое направление — это романский стиль в западноевропейском искусстве (X — XIII вв.). Он проявился в архитектуре, скульптурном декоре, имеет религиозное содержание, отличается монументальностью, широким использованием арок и сводов, опирающихся на колонны, многофигурными скульптурными композициями.

Готический стиль (итальян. gotico — готский. Варварский) пришел на смену романскому в XIII — XIV вв. В отличие от величественных романских конструкций, располагавшихся в горизонтальном плане, готический стиль отличается вертикальным планом. Он также связан с религиозной архитектурой и все готические соборы устремлены ввысь. Для них характерны многоцветные витражи. Наиболее известными памятниками готического направления являются собор Парижской богоматери. Кёльнский собор.

Стиль барокко (итал. странный, причудливый) проявился в архитектуре, музыке, живописи, литературе, в декоративном искусстве XVI — XVIII вв. Этот стиль характеризуется пышностью, богатством криволинейных форм, в музыке и литературе — это манерность, витиеватость. Примером может служить музыка Вивальди (1678−1741). Барокко был результатом великих географических открытий и знакомства с искусством Африки, Азии и Америки.

Классицизм (лат. classicus — образцовый), отразившийся в искусстве, литературе, архитектуре, музыке (XVII — нач. XIX в.), явившийся возвращением к античности. Для этого стиля характерны рационализм, чувство нормы, стремление к идеальным образам. Под влиянием Декарта везде утверждался рационализм. Русский классицизм в литературе представлен Д. И. Фонвизиным (1745−1792), Г. В. Державиным (1743−1816), А. П. Сумароковым (1717−1777); в архитектуре — В. И. Баженовым (1738- 1799), М. Ф. Казаковым (1738−1812), в живописи — А. П. Лосенко (1737−1773), К. П. Брюлловым (1799−1852), А. А. Ивановым (1806−1858).

Рококо (от фр. rocaille — раковина) — стиль, присущий главным образом для французского искусства. Он промежуточный между барокко и классицизмом (XVIII). Он отразил вкусы дворянской аристократии времен Людовика XV. Особенно проявился в архитектуре, живописи. Отличается стремлением к изяществу, утонченности. Своеобразие росписи в их фантазии, пасторальных и мифологических сюжетах.

Сентиментализм (фр. sentiment — чувство) (вторая пол. XVIII в.) — уход от рационализма, разочарование в прогрессе цивилизации, восходит к идеям Ж.-Ж. Руссо. Этот стиль в живописи, музыке, литературе создавал особое настроение, меланхолическую мечтательность, повышенную чувствительность. В русской литературе ярким представителем является Н. М. Карамзин (1776−1826), повесть «Бедная Лиза».

Романтизм — идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства (конца XVIII — нач. XX вв.). Это реакция на результаты французской революции. Отражает критическое отношение к капиталистическому «прогрессу». Романтики призывали к свободе и гражданской независимости. Возник большой интерес к фольклору, к демократической, народной культуре. Наибольшее распространение романтизм получил в Германии: братья А. и Ф. Шлегели, в Англии — Дж. Байрон (1788−1824).

Романтизм раньше всею проявил себя в литературе, но затем получил распространение в музыке: австриец Фр. Шуберт (1797−1828), немец Р. Вагнер (1813−1883), итальянец Никколо Паганини (1782−1840), венгр Ф. Лист (1811−1886), поляк Фр. Шопен (1810−1849); в живописи: француз Эжен Делакруа (1798−1863), англичане Дж. Констебл (1776−1837) и Уильям Тёрнер (1775−1851). Выдающимися российскими романтиками в литературе стали В. А. Жуковский (1783−1852), М. Ю. Лермонтов (1814- 1841), Ф. И. Тютчев (1803−1873); в живописи О. А. Кипренский (1782−1836).

В современной России романтизм стал возрождаться в 90-е гг., но в начале XXI в. формализм и технократизм вытеснили стремление к классицизму и романтизму.

Реализм как основная тенденция художественной культуры человечества существует с глубокой древности вплоть до настоящего времени. Наиболее полное раскрытие он получил в XIX в. Реализм ярко проявил себя в живописи и литературе. Но вместе с тем он проявился и в синтетических искусствах — театре, балете, кино, фотоискусстве. Выдающимися творцами реалистическою искусства являются А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; художники Репин, Суриков и т. д.

Натурализм (от латин. nature — природа) возник в конце XIX в. в Европе и Америке иод влиянием философии позитивизма и его главных представителей О. Конта (1798−1857) и Г. Спенсера (1820−1903),

утверждавших, что позитивное знание может быть получено из комплексного изучения выводов из отдельных специальных наук. В литературе натурализм отразился прежде всего в творчестве Э. Золя (1840−1902).

Писатели и художники натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке «всю подноготную», проявляя особый интерес к биологическим сторонам его жизни. Жизнь людей они рассматривали с точки зрения физиологии, наследственности, расовой принадлежности. Натурализм в искусстве будь то живопись, кино, литература характеризовался описанием насилия, жестокости. Натурализм особенно получил распространение в эпоху сексуальной революции. Натуралистические романы и рассказы писал П. Д. Боборыкин (1836−1921), М. П. Арцыбашев (1878−1927).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой