Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мелодия. 
Формы мелодического движения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расстояние между самым нижним и самым верхним звуками образует диапазон мелодии. Высшая точка мелодии, вносящая напряжённость, называется кульминацией. Кульминация часто падает на точку золотого сечения (примерно в третьей четверти мелодического построения). Мелодия — одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношениях. Среди различных компонентов… Читать ещё >

Мелодия. Формы мелодического движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мелодия — одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношениях. Среди различных компонентов музыкальной речи она занимает ведущее место. Другие средства выразительности, как правило, дополняют её.

Метроритмическая сторона очень важна для мелодии, так как метроритм организует звуки мелодии. Кроме того, ритм придаёт выразительность мелодии, нередко вносит жанровые черты. В этом участвуют такие метроритмические средства, как размер, акцентировка, ритмический рисунок. Например: трёхдольный размер в сочетании с пунктирным ритмом, привносит черты вальса. Или размер 4/4, короткий пунктир, чёткая регулярная акцентировка мелодии создаёт ощущение марша.

Не менее важна ладовая сторона мелодии. Лад создаёт определённый характер, нередко национальный колорит (пентатоника — татарская, башкирская музыка). Обострённое тяготение неустоев в устои образует особые зоны напряжённости и разрядки, а также выразительные интонации («вопроса», «жалобы», «призыва»…).

Кроме метроритма и ладовой основы для выразительности мелодии очень важна звуковысотная линия. Она представляет собой чередование подъёмов и спадов, скачков и поступенного движения. Перечислим основные формы мелодического движения:

  • — восходящее движение (возрастание напряжённости)
  • — нисходящее движение (спад напряжённости)

Пример: П. Чайковский «Июнь» из ф-ного цикла «Времена года».

  • — волнообразное движение, образующееся чередование восходящего и нисходящего движения, со скачками. Пример: Шуман «Флорестан» из ф-ного цикла «Карнавал». Скачки в мелодии тогда бывают «поющие», когда они заполняются поступенным движением. Пример: Н. Гурилёв, романс «Матушка — голубушка».
  • -горизонтальное движение, на повторяющемся звуке.

Расстояние между самым нижним и самым верхним звуками образует диапазон мелодии. Высшая точка мелодии, вносящая напряжённость, называется кульминацией. Кульминация часто падает на точку золотого сечения (примерно в третьей четверти мелодического построения).

Пример: Бетховен, соната№ 1, ч.1.

Иногда в мелодии встречается повтор мотива на другой высоте — секвенция. Этот приём развития встречается в музыке разных стилей.

Классическая мелодия часто строится по аккордовым звукам, в частности, по трезвучию Пример: Л. Бетховен, Соната № 5, ч.1.

У романтиков нередко встречается орнаментальная мелодия (Шопен), за счёт применения неаккордовых звуков — задержания, проходящих, вспомогательных звуков и предъёма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой