Исследования конфликта в рамках психологии развития, конструктивной и педагогической психологии
В современных новых подходах — это форма актуализации и удержания противоречия, необходимый психологический механизм любого деятельностного изменения, в том числе и развития. Это — специфическое средство, используемое при создании условий для саморазвития человека в ситуации включения в интеллектуальные системы и образовательные институты (детский сад, школа, вуз, системы повышения квалификации… Читать ещё >
Исследования конфликта в рамках психологии развития, конструктивной и педагогической психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конфликт в рамках педагогической психологии и психологии развития традиционно понимается как деструктивное для осуществления педагогических воздействий явление, подлежащее профилактике или специальному устраняющему регулированию.
В современных новых подходах — это форма актуализации и удержания противоречия, необходимый психологический механизм любого деятельностного изменения, в том числе и развития. Это — специфическое средство, используемое при создании условий для саморазвития человека в ситуации включения в интеллектуальные системы и образовательные институты (детский сад, школа, вуз, системы повышения квалификации (переквалификации)). Конфликт рассматривается как атрибут обучения (становление культурных форм деятельности, мышления, общения) и как необходимая процессуальная форма удержания противоречия в русле его продуктивного разрешения.
Рекомендуемая литература
Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.; Воронеж, 1996.
Башев В. В. Открытое действие взрослого // Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования. Материалы 4-й научно-практической конференции. — Красноярск, 1997.
Билъчуганов С. Ю. Экспериментальное исследование динамики осознания по методикам Ж. Пиаже // Вопросы возрастной и генетической психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
Бюллетень клуба конфликтологов. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1991—1997. — Вып. 1—6.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991.
Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972.
Детский сад в Японии. — М.: Прогресс, 1978.
Долъто Ф. На стороне ребенка. — М.: Аграф, 1997.
Долъто Ф. На стороне подростка. — М.: Аграф, 1997.
Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1972. — № 2.
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Рос. пед. агентство. 1995.
Замалетдинова Г. С. Конфликтная устойчивость подростков. — Фрунзе, 1988.
Зарецкий В. К. Если ситуация кажется неразрешимой // Всесоюзный гуманитарный фонд им. А. С. Пушкина. — М.: ТПО «Ахилл», Центр психологии и психотерапии, 1991.
Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. — СПб.; Рига: Эксперимент, 1997.
Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М.: Педагогика, 1991.
Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщений на XI научнопрактич. конф. по конструктивной психологии. — Красноярск, 1990.
Лукашенок О. Я, Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Мерлин В. С. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуальности». — М.: Педагогика, 1986.
Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1910.
Пашукова Т И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. — М., 1984.
Перре-КлермонА.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991.
Первышева Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1964.
Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового кризиса // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
Привалихина Т. И. Особенности преодоления учебно-предметных затруднений младшими школьниками как критерий возрастной динамики // Педагогика развития: Возрастная динамика и ступени образования. Материалы 4-й научнопрактической конференции. — Красноярск, 1997.
Психология конфликта. Хрестоматия / сост. Н. В. Гришина. — СПб.: Питер,.
2001.
Психология конструктивной конфликтности личности / под ред. А. В. Карпова, М. М. Кашанова. — Ярославль, 2013.
Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.
Сергоманов П. А. Диагностика конфликтов детей младшего школьного возраста // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3-й научно-практической конференции. — Красноярск, 1996.
Сергоманов П. А., Хасан Б. И. Ситуация учения-обучения как конфликт // Журнал практического психолога, 1999. — Вып. 2.
Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. — М.: Наука, 2000.
Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
Усманова Э. 3. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации // Вопросы психологии. — 1986. — № 4.
Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Апрель-Пресс, 2000.
Фрустрация, конфликт, защита (Из книги Crutchfield R., Livson N. Elements of Psychology. N. Y., 1974) // Вопросы психологии. — 1991. — № 6.
Хасан Б. И., Бреслав Г. М. Пол и образование. Конфликты половозрастной идентификации. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1996.
Хасан Б. И. Конфликтная компетентность — атрибутивный эффект развивающего обучения // Педагогика развития: Проблемы современного детства и задачи школы. Материалы 3-й научно-практической конференции. — Красноярск, 1996.
Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.
Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Почему педагог должен быть конфликтно компетентен // Гражданское образование — путь к демократическому обществу. Civics education for Democratic Society. Материалы международной конференции. Proceedings of the International Conference. — СПб., 1999.
Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. — 2000. — № 2.
Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.
Цукерман Г. А. Оценка без отметки. — М.; Рига, 1999.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984.