Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие археологической науки на Тайване. 
Археологические исследования в Гонконге и Макао

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка научных и преподавательских кадров сосредоточена в стенах Тайваньского государственного университета (ТГУ; до 1945 г. — Императорский университет Тайхоку). Его первым китайским ректором стал основатель и директор ИИФ Фу Сынянь (1896- 1950). Структура, обеспечивавшая в японский период специализацию «культурная антропология», была преобразована в этнологическую лабораторию… Читать ещё >

Развитие археологической науки на Тайване. Археологические исследования в Гонконге и Макао (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тайвань

Начало тайваньской археологической науки связано с деятельностью японских ученых. Первая их группа (в составе которой был выдающийся археолог Тории Рюдзо) появилась на острове уже в 1896 г.; правда, главное внимание уделялось этнографическим исследованиям[1]. Такая направленность отчасти определялась потребностями колониального управления туземцами. Раскопки начались в следующем году. В 1928 г. был основан Императорский университет Тайхоку, в составе которого действовала кафедра краеведения и антропологии. Наиболее заметным достижением археологии этого периода стали раскопки в начале 1930;х гг. некрополя в районе современного национального парка Кэньдин на самом юге острова. Там были обнаружены захоронения в каменных ящиках с довольно богатым сопроводительным инвентарем. Спорадически в экспедициях участвовали и местные китайцы — например, Линь Хуйсян (1901;1958), в 1930 г. опубликовавший монографию «Первобытная культура туземцев Тайваня», в которой он использовал археологические материалы. После капитуляции Японии в 1945 г. первый период в основном закончился, хотя отдельные представители японской профессуры (Кокубу Наоити и др.) продолжали преподавательскую и даже экспедиционную работу вплоть до 1949 г.

Согласно периодизации развития тайваньской археологии после 1949 г., предложенной акад. Цзан Чжэньхуа в конце 1990;х гг., история ее развития делилась на четыре основных периода:

  • 1) 1949;1961 гг. — время активных полевых работ, результаты которых позволили выстроить хронологическую последовательность существования местных культур;
  • 2) 1961;1971 гг. — десятилетие, в котором наиболее значимыми считаются открытие культуры Чанбинь экспедицией ТГУ в 1968 г. и плановые раскопки памятников Фэнбитоу, Дабэнькэн, Инпу в сотрудничестве с Йельским университетом;
  • 3) 1970;е гг., прошедшие под знаком исследования бассейна рек Чжошуйси и Дадуси и проникновения на Тайвань из США принципов «новой археологии»;
  • 4) с 1979 г. — распространение «контрактной» и «спасательной» археологии; создание особой исследовательской группы при Тайваньском историческом музее и начало археологических работ под водой.

Периоды были выделены, по-видимому, как промежутки времени (первые три — приблизительно равные), на каждый из которых распространяется влияние названных важных мероприятий (проектов или комплексов деятельности, имеющих единую прикладную задачу — создание цельной картины функционирования древних культур в первый период и получение информации о разрушаемых памятниках — в последний). Во всяком случае, из этого можно заключить, что на первом этапе был успешно накоплен и проанализирован обширный материал, благодаря которому уже с 1960;х гг. стало возможным выделение и разработка опорных памятников. Методологические инновации подняли тайваньскую археологию на мировой уровень, что, как и создание общей картины эпохи камня и металла на острове, в основном подготовило специалистов к интерпретации результатов срочных точечных исследований, число которых стало неуклонно возрастать с 1980;х гг.

Главной организацией, направляющей археологические исследования на острове, стал Институт истории и филологии (ИИФ) в составе Академии Синика, переместившийся на Тайвань зимой в 1948 г. Еще в 1929 г. руководителем сектора археологии (объединившим также антропологов и этнографов) был назначен Ли Цзи, позднее возглавившим и весь институт (с 1955 по 1972 г.). В результате структурных изменений 1990;х гг. в настоящее время ИИФ делится на четыре отдела: истории, антропологии, археологии и филологии; образован ряд исследовательских центров, в том числе археологического изучения Тайваня и Юго-Восточной Азии. Действуют рабочие группы по эпиграфическому исследованию шанских и чжоуских бронз, по изучению и публикации материалов городища Иньсюй в Аньяне, геоархеологическая и зооархеологическая лаборатории.

Отдельными проблемами археологии на острове занимаются в Институте этнологии Академии Синика. Исследовательская деятельность в области археологии ведется и в стенах музеев. Значительными археологическими коллекциями обладают Национальный музей Гугун, Национальный (до 1999 г. — Провинциальный) музей Тайваня, Государственный музей естественных наук. Несколько учреждений созданы на месте археологических памятников: в 1998 г. на базе выставочного зала образован Музей культуры Шисаньхан (памятник раннего железного века); в 2002 г. официально открылся Национальный музей первобытных культур Тайваня, основная часть коллекции которого связана с культурой Бэйнань (эпоха позднего неолита — раннего металла).

Подготовка научных и преподавательских кадров сосредоточена в стенах Тайваньского государственного университета (ТГУ; до 1945 г. — Императорский университет Тайхоку). Его первым китайским ректором стал основатель и директор ИИФ Фу Сынянь (1896- 1950). Структура, обеспечивавшая в японский период специализацию «культурная антропология», была преобразована в этнологическую лабораторию, в 1949 г. вошедшую в состав факультета археологии и антропологии ТГУ (ФАА), который в 1982 г. переименован в факультет антропологии. Деканом ФАА был назначен Ли Цзи. Китайские археологи стали готовиться на острове впервые: в годы японской оккупации количество тайваньских студентов на гуманитарной специальности в университете исчислялось единицами, и антропологов среди них, видимо, не было. Источником формирования преподавательского состава являлся археологический сектор ИИФ, и многие ученые не покидали кафедру долгие годы. Так, Ли Цзи еще за год до своей кончины читал курс «Первобытная история Китая»; 36 лет педагогической работе посвятил другой ветеран китайской археологии проф. Гао Цюйсюнь (директор ИИФ в 1978— 1981 гг., зав. сектором в 1972;1979 гг.), который до войны участвовал в раскопках Сяотуня вместе с Ли Цзи. В 1959 г. он начал публикацию другого важнейшего аньянского памятника Хоуцзячжуан, использовав вывезенные с континента материалы раскопок Лян Сыюна. Среди профессорского коллектива ФАА были выдающийся специалист по эпиграфике Дун Цзобинь (директор ИИФ в 1951; 1955 гг.), Ши Чжанжу (еще один ветеран Аньяна; зав. сектором археологии в 1979;1983 гг.), Лин Чуньшэн, Жуй Ифу и Ян Симу.

В настоящее время археологов и антропологов готовят также в университетах Цинхуа в г. Синьчжу, Чжэнчжи в г. Тайбэй, Цзинань в уезде Наньтоу, Чэнгун в г. Тайчжун.

В первое десятилетие после перемещения на Тайвань, сотрудники ИИФ, с одной стороны, лишившись возможности работать с привезенными материалами довоенных экспедиций, а с другой — оказавшись на практически неизвестной китайским археологам территории, активно вели полевые работы. В ноябре 1949 г. Ли Цзи организовал раскопки памятника Дамалинь у г. Пули, превзошедшие по масштабу и результатам все прежние полевые работы на острове. Экспедиции большей частью проводились под руководством Ши Чжанжу. Ко времени обретения ИИФ постоянных зданий и необходимой инфраструктуры в районе Наньган близ Тайбэя (1954 г.), в ТГУ уже были подготовлены местные исследовательские и преподавательские кадры. Таким образом, сектор археологии Института занимался обработкой коллекций материкового Китая (в первую очередь, из Аньяна), а ФАА вел полевые работы (в том числе в соответствии с планами студенческих практик) и изучение тайваньских материалов.

В 1964;1965 г. проф. ФАА Сун Вэньсюнь вместе с блестящим представителем первого поколения китайских выпускников-ученых ФАА Чжан Гуанчжи (к тому времени уже получившим докторскую степень в Гарварде и преподававшим в Йельском университете) реализовали «План изучения доисторических культур Тайваня». В его ходе была составлена коллекция материалов с абсолютными датировками и с использованием методов стратиграфии выстроена общая схема развития системы древних культур острова.

В свое второе возвращение на Тайвань в 1972;1974 гг. Чжан Гуанчжи сумел объединить силы археологов ИИФ и ТГУ, успешно осуществив «Проект междисциплинарного исследования источников по истории природных условий и культур в бассейнах рек Чжошуйси и Дадуси пров. Тайвань». Привлечение к сотрудничеству антропологов Йельского университета придало проекту международный статус, а тайваньской археологии — новый импульс, продемонстрировав преимущества комплексного подхода при изучении древних культур. Именно тогда на Тайване стал общепринятым анализ памятников материальной культуры с учетом факторов обусловленности жизнедеятельности древних сообществ особенностями естественной среды обитания. В ходе проекта при археологическом секторе ИИФ был создан Центр археологического изучения Тайваня, после чего изучение местных материалов постепенно заняло важное место в деятельности института. В первые десятилетия XXI в. внимание археологов также распространяется не только на древность, но и на эпоху заселения острова ханьцами, изучаются следы освоения Тайваня периода XVII—XIX вв. В 2013 г. ИИФ был передан Центр археологических исследований Исследовательского отдела гуманитарных и социальных наук Академии Синика, что позволило объединить ресурсы и тематику исследований двух организаций.

В 1970;х гг. в связи с ростом экономики и экстенсивным освоением ресурсов острова стала очевидной угроза не только экологии, но и будущему изучению памятников древней истории Тайваня. Осознание этой проблемы способствовало принятию в 1972 г. «Закона о национальных парках», в соответствии с которым при учреждении парка проводилась разведка территории разными специалистами, в том числе и археологами. Их заключение могло стать основанием к выделению особого района охраны исторических памятников. Возрастание антропогенного давления на природу стимулировало продолжение работы по законодательному оформлению охраны окружающей среды. Это привело к возникновению понятия «контрактной археологии», отражающего работу специалистов по договору со строительными и иными хозяйственными организациями для обязательной оценки осваиваемых земель на предмет содержания объектов, значимых для исторической науки. При обнаружении артефактов строительство останавливается для проведения «спасательных» археологических работ.

Начиная с 1980;х гг. организация и финансирование большей части археологических работ осуществляется Управлением по делам культурного наследия, деятельность которого опирается на солидную юридическую основу. В настоящее время роль законодательного оформления изучения прошлого острова выполняет принятый в 2005 г. «Закон об охране культурного наследия» (первая редакция относится к 1982 г.), в который четырежды вносились изменения (последний раз в 2016 г.), и «Разъяснения о применении Закона об охране культурного наследия» (2017 г.), а также впервые принятые в 2005 г. и действующие в редакциях 2017 г. подзаконные документы: правила контроля и охраны археологических памятников, требования к проводящим археологические раскопки, порядок принятия решений об установлении наличия археологических памятников и их уничтожения. В 2017 г. приняты специальные правила, регулирующие специфические аспекты процедуры покупки земли, где зафиксировано наличие археологических памятников.

Кроме того, в 2015 г. введен в действие «Закон об охране подводного культурного наследия» и выработан четырехлетний план развития направления подводной археологии, включающий открытие соответствующего исследовательского центра в Управлении по делам культурного наследия Министерства культуры и приобретение специального исследовательского судна. В 2016 г. введены в действие «Разъяснения о применении» вышеуказанного закона и правила, регулирующие требования к получателям разрешения на проведение подводной исследовательской работы.

Наиболее ярким примером спасательных работ стало изучение акад. Сун Вэньсюнем и проф. Лянь Чжаомэй местонахождения Бэйнань при перемещении железнодорожной станции Тайдун в 1980 г. Кроме того, множество памятников выявлено при строительстве Южного научно-технического парка в Тайчжуне, в том числе Наньгуаньли и Наньгуаньлидун (в 1996 г.), значительно обогативших знания по эпохе неолита. На этой территории действует экспозиция находок и завершается строительство здания филиала Национального музея доисторических культур. Невозможность заблаговременного планирования спасательных мероприятий, участие в которых является не только научным, но и общественным долгом ученых, в последнее время серьезно нарушает осуществление текущих исследовательских программ. Тем не менее в 1990;е и 2000;е гг. по поручению правительства специалисты ИИФ подготовили ряд комплексных обзоров археологических памятников разных районов острова.

В конце 2017 г. важнейшими археологическими открытиями за последние полтора десятилетия были объявлены памятники Аньхэ в г. Тайчжун (раскопки 2013;2014 гг. кладбища возрастом в 4 800- 4 000 лет, отнесенного к неолитической культуре Дабэнькэн) и Цзюсяндань в уезде Тайчжун (находки 2003 г. изделий из металла, керамики, нефрита и стекла, отнесенных к новому культурному типу и датированных 2 100−1 200 лет назад, свидетельствующих о возможных связях как с территорией Южного Китая, так и Вьетнама и Филиппин). Кроме того, как крупный успех оценены результаты изучения памятников Басяньдун в уезде Тайдун, Циулань в уезде Илань, Хуаганшань в уезде Хуалянь и раскопок в старой части района Цзоин г. Гаосюн. К этому списку добавим обнаружение в 1983 и 2000 гг. на о. Цимэйдао (архипелаг Пэнху) трех производственных площадок по изготовлению орудий из базальта, возраст которых оценивается в 4 000 лет; предполагается, что продукция этих мастерских экспортировалась на Тайвань и другие территории ЮгоВосточной Азии.

Отметим, что возобновившееся в 2008 г. изучение пещер Басяньдун в уезде Тайдун, в частности, подтвердило гипотезу о большей древности палеолита Тайваня, чем свидетельствовали полученные ранее датировки. Памятник был впервые изучен в 1968 г., открыто 17 пещер. Начиная с 2012 г. под руководством акад. Цзан Чжэньхуа обнаружено 13 новых пещер со следами жизнедеятельности древних людей периода 25−15 тыс. лет назад, а также орудия и керамику более поздних периодов. Однако антропологический материал для древнейшего этапа заселения острова отсутствовал. Напротив, в 2015 г. ученые установили очень поздние даты для так называемого цзочжэньского человека, останки которого нашли в 1976 г. в районе г. Тайнаня. Его предварительно связали с позднепалеолитической культурой Чанбинь и датировали возрастом 30−20 тыс. лет назад (на основании данных о содержании фтора и марганца в осколках черепных костей, проанализированных в японской лаборатории). Однако тщательное датирование по С-14, проведенное в Австралии и США, показало возраст лишь в 3 000 лет.

Среди основных вопросов, которые решают археологические исследования на настоящем этапе, Лю Ичан (2015) выделил проблемы происхождения и расселения австронезийцев; реконструкции системы транспортных связей и обмена древнего населения региона; определения связей между известными археологическими культурами и аборигенными этносами Тайваня; коррекции картины развития острова в исторический период, полученной на основании письменных источников; сохранения культурного наследия и др.

Благодаря плановым и спасательным раскопкам в настоящее время полевые исследования охватили практически все уголки Тайваня, а также острова Люйдао, Ланьюй и Пэнхуледао, благодаря чему обнаружены и изучены сотни археологических памятников. Интерпретация этого обширного материала требует вписывания его в контекст всего региона Юго-Восточной и Восточной Азии. Необходимость выхода на диалог со специалистами по археологии приморских провинций юга КНР и соседних стран осознана как одна из задач развития тайваньской археологии.

Гонконг (Сянган) и Макао (Аомэнь)

Выделить древности Гонконга и Макао в особый объект научного исследования позволяют как географическая и культурная специфика, так и сложившаяся историографическая традиция. Археологическое изучение Гонконга началось в 1921 г. силами любителей старины из числа британских чиновников и миссионеров, а также некоторых представителей китайских интеллектуалов (У. Скофилд, о. Д. Финн, Юань Фули и др.). Следует отметить, что уже первые публикации археологических коллекций (в 1928 г.) содержали не только их описание, но и сопоставление с материалами сопредельных районов.

В разные периоды в полевых работах принимали участие такие специалисты с мировым именем, как Ю. Г. Андерсон и Чжэн Дэкунь. Благодаря их деятельности удалось в основном преодолеть инерцию «колониального» подхода к истории региона, точка отсчета которой у большинства авторов была связана с приходом европейцев. В 1967 г. было создано Археологическое общество Гонконга со своим печатным изданием. В общей сложности удалось выявить более 100 памятников, относящихся к периоду неолита, бронзовому и раннему железному векам, династиям Тан и Сун, которые подтверждали связи с культурами Южного Китая, а также предполагали контакты с более отдаленными районами Восточного Китая и Юго-Восточной Азии.

С конца 1970;х гг. заметную роль в археологическом сообществе Гонконга играл американский археолог Уильям Мичем, который был почетным научным сотрудником Центра азиатских исследований Гонконгского университета. За 35 с лишним лет активной работы он руководил раскопками 23 памятников эпохи неолита и палеометалла на территории Гонконга и Макао; в 2008 г. издал книгу под названием «Археология Гонконга», где попытался обобщить накопленный к началу XXI столетия материал.

В 1976 г. правительство учреждает Консультативный комитет по древним памятникам и Канцелярию древних памятников и строений, в 1979 г. — Центральное археологическое хранилище. Кроме того, в 1975 г. учреждается Музей Гонконга, который включает в себя большие разделы по археологии, ранней истории и народным обычаям (этнографии).

В 1980;1990;е гг. за счет крупномасштабных охранных раскопок были полностью раскопаны такие местонахождения эпохи неолита и раннего металла, как Дунвань и Шапу в Гонконге и мастерская Хэйша (Хак Са) в Макао, которые могут послужить опорными памятниками для выработки хронологической и типологической шкалы не только для указанного региона, но и для сопредельных территорий. В Хак Са удалось проследить полный производственный цикл: сырье (обычно кварцит, хотя единично также использовались нефрит и горный хрусталь) —> заготовка —> полуфабрикат —? готовое изделие стандартной формы. Размах производства позволил предположить, что кольца изготавливались как средство платежа для торгового обмена. Получена дата по радиокарбону 5 700 ± 100 лет, однако сами руководители раскопок не склонны преувеличивать ее значение и по аналогиям с керамикой других культур датируют весь комплекс возрастом примерно 4 000 лет назад (то есть эпохой позднего неолита или, возможно, палеометалла). Результаты этих раскопок обсуждались на представительных международных конференциях (в 1991, 1994, 1996, 1998 гг.), что позволило существенно уточнить ответы на многие конкретные вопросы.

Наиболее заметную роль в этот период (вплоть до наших дней) играет Центр по изучению археологии и искусства Китая в составе Китайского университета Гонконга, которым руководит проф. Тан Чун (Дэн Цун). Он проводит крупномасштабные раскопки не только на территории двух полуанклавов, но и на материке, а также во Вьетнаме. Организованные под его руководством конференции способствовали налаживанию рабочих контактов между археологами всего Большого Китая. Для интерпретации полученных данных он активно использует этнографические материалы, собранные в ходе экспедиций к разным народам Южного Китая и Юго-Восточного Китая. Так, удалось доказать широкое применение одежды из луба в период неолита и бронзового века и реконструировать процесс ее изготовления. Для изучения другого важного класса находок — нефритовых украшений — широко применялись методы экспериментальной археологии, с помощью которых удалось восстановить неолитическую технологию, которая зиждилась на использовании примитивного токарного станка, причем для крепления каменного сверла-резца использовался также каменный подшипник[2][3]. В изучении нефритовых изделий Восточной Азии проф. Тан Чун также опирался на сотрудничество с российскими учеными (в том числе с преподавателями Новосибирского университета, в стенах которого он неоднократно выступал с лекциями |5).

  • [1] Тесная связь с этнологией и антропологией, сложившаяся на начальном этапе, становится одной из сущностных черт последующего развитияархеологии Тайваня.
  • [2] Tang Chung, Komissarov S. A. Nephrite cultures in prehistoric NortheastAsia// Вести. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15,№. 4: Востоковедение. С. 5−10.
  • [3] Археология может стать основой партнерских отношений Китайского университета Гонконга и НГУ // Сайт Новосиб. гос. ун-та. 27.10.2016.URL: https://nsu.ni/9dbd839bc8ee21c8c233091558574388#l (дата обращения10.03.2018).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой