Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, после чего привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Закрепленная в ст. 93 Конституции РФ процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ здесь может лежать только государственная… Читать ещё >

Порядок избрания Президента РФ и прекращения его полномочий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в ст. 81 Конституции РФ, а их детализация — в Федеральном законе от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации. Если он эту обязанность не выполняет, то выборы назначает ЦИК РФ. Днем голосования по общему правилу является второе воскресенье месяца, в котором шесть лет назад проводились предыдущие выборы Президента РФ и в котором Президент РФ был избран (а в случае досрочных выборов — последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президентом РФ).

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, иола, места проживания и т.н. имеет один голос. Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованиям:

  • • иметь гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию);
  • • быть не моложе 35 лет (предельный возраст законодательство не устанавливает; по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет);
  • • постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока нет; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории РФ).

Президентом РФ также не может быть избран гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока (если этот срок ко дню голосования не истек), а также — на досрочных выборах — гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности, но состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия или отрешения от должности. Кроме того, на кандидата в Президенты РФ распространяются и общие (отмеченные выше в параграфе 15.1 настоящего пособия) запреты для возможности быть избранным, установленные избирательным законодательством и связанные с наличием судимости по определенным составам преступлений, привлечением к административной ответственности за определенные правонарушения и т. п. Других ограничений пассивного избирательного права законодательство не устанавливает.

Выдвижение кандидатов возможно:

  • а) политическими партиями (при этом партия может выдвинуть только одного кандидата, в том числе нс являющегося членом данной партии);
  • б) в порядке самовыдвижения (т.е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек).

Регистрацию кандидатов осуществляет ЦИК РФ после проверки собранных в поддержку кандидата подписей избирателей. В 2012 г. были существенно смягчены требования по сбору подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов на всех уровнях выборов (Федеральный закон от 02.05.2012 № 41-ФЗ). Теперь кандидат на должность Президента РФ, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тыс. подписей избирателей (при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7500 подписей). Подписи в поддержку выдвинутого кандидата обязана собрать и политическая партия (не менее 100 тыс. подписей), при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей (ранее количество требуемых подписей составляло 2 млн).

Таким образом, предварительную поддержку кандидат должен получить как минимум в 40 российских регионах. От сбора подписей освобождаются политические партии, представленные в Государственной Думе, а также в законодательных органах не менее чем 1/3 субъектов РФ (по результатам ближайших предшествующих выборам Президента РФ парламентских выборов федерального и регионального уровней). Регистрация кандидатов на должность Президента РФ на основании избирательного залога не предусматривается. Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными: если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, то выборы по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. По одной кандидатуре возможно повторное голосование, если после выбытия всех зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат, но и в этом случае единственный кандидат будет избранным Президентом РФ при условии получения не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК РФ.

Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. В 2007 г. были отменены минимальный порог явки, необходимый для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися (ранее он составлял 50% от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом), а также возможность голосования «против всех» кандидатов. Если из двух зарегистрированных кандидатов ни один не получил более 50% голосов избирателей, выборы признаются несостоявшимися. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (второй тур) но двум кандидатурам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Если ко дню повторного голосования один из них выбывает, то в борьбу за пост Президента РФ включается следующий по числу полученных в первом туре голосов кандидат.

При повторном голосовании победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов. Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, то назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30 день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей КС РФ (на практике круг присутствующих намного шире) Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. Именно с момента принесения присяги избранный Президент РФ приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет. При этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд.

Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно, но следующим основаниям:

  • 1) смерть;
  • 2) отставка (добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом);
  • 3) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Конкретизации данного основания (условий и процедуры определения стойкой неспособности) ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержат. Правовую позицию по данному вопросу высказал КС РФ в Постановлении от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Конституционный Суд РФ указал, что к пониманию конституционного статуса главы государства и, в частности, положений Конституции РФ о досрочном прекращении исполнения Президентом РФ полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия нельзя механически привлекать отраслевое законодательство (трудовое, социально-обеспечительное, здравоохранительное), в частности ст. 49 и 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487−1, касающиеся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности, а также порядка установления степени утраты трудоспособности, и сформулировал некоторые ориентиры законодателю для возможного последующего регулирования вопроса прекращения полномочий Президентом РФ по данному основанию.

Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания) волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Досрочное прекращение полномочий является элементом конституционного статуса Президента РФ, в связи с чем правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия по указанному основанию имеет конституционный характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с соблюдением вытекающих из положений Конституции РФ требований, с тем чтобы обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий Президента РФ, исключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти. Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в подобном случае не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ. По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ст. 10, ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 82, ч. 1 ст. 92 и ч. 1 ст. 93, при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти;

4) отрешение от должности.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, после чего привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Закрепленная в ст. 93 Конституции РФ процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ здесь может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы численностью не менее 1 /3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения необходимым количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т. п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, т. е. 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями ВС РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и КС РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой должен принять Совет Федерации (квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты). Если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высшие судебные инстанции.

Конституция РФ не предусматривает поста вице-президента, и во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ (равно как и в случае, когда Президент РФ выполнять не в состоянии свои обязанности) их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом временное исполнение обязанностей главы государства может переходить к Председателю Правительства РФ как по воле Президента РФ (на основании его решения), так и автоматически, когда Президент РФ объективно не может или не желает принять соответствующее решение. Соответствующее толкование положений ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ дал КС РФ в Постановлении от 06.07.1999 № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации». К исполняющему обязанности Президента РФ Председателю Правительства РФ полномочия главы государства переходят не в полном объеме: он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум и инициировать поправки и пересмотр Конституции РФ.

В Российской Федерации, как и во многих других государствах, избран подход, в соответствии с которым юридического понятия «бывший Президент» не существует: после прекращения исполнения полномочий (в том числе и досрочно, за исключением отрешения от должности) глава государства приобретает специальный статус. В целях обеспечения преемственности власти, устойчивости конституционного строя, социального спокойствия в обществе, сохранения государственной тайны, которой обладает глава государства, социальной справедливости Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» устанавливает ряд гарантий:

  • а) правовых (иммунитет (хотя и не абсолютный), особый порядок привлечения к юридической ответственности, аппарат помощников и др.);
  • б) социальных (государственная охрана, специальная связь, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, сохранение права на медицинское обслуживание в прежнем порядке, социальные гарантии членам семьи в случае смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и т. п.);
  • в) материальных (пожизненное денежное содержание, пожизненное пользование государственной дачей, оборудованное служебное помещение и т. п.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой