Развитие европейской интеграции в 1960-1980-е годы
После Договора о слиянии три Европейских сообщества de facto являются единой организацией, управляемой общими главными органами (институтами), следовательно, одними и теми же людьми. В зависимости от предмета и категории вопроса Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд руководствуются нормами Договора о Евратоме (для решений по вопросам атомной энергетики) или, чаще всего, Договора о ЕЭС (для всех… Читать ещё >
Развитие европейской интеграции в 1960-1980-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интеграция в 1960;е гг. Образованные в 1950;е гг.
Европейские сообщества являются организациями, ставящими перед собой однородные цели, включающими одни и те же страны Европы и действующими, по большому счету, в одной и той же сфере общественной жизни.
Первые же годы деятельности показали нецелесообразность существования параллельно в ЕОУС, ЕЭС и Евратоме трех отдельных систем руководящих органов (институтов), поскольку институты трех Сообществ были устроены весьма похожим образом.
Частично эта проблема уже была решена при заключении Римских договоров 1957 г. Подписанное и вступившее в силу вместе с ними дополнительное соглашение — Конвенция о некоторых общих институтах — предусмотрело слияние двух институтов Сообществ и образование общего Суда и общей Ассамблеи.
Когда в 1958 г. ЕЭС и Евратом приступили к своей работе, их представительный и судебный органы начали функционировать как органы всех трех Сообществ.
При этом два основных политических института у всех Сообществ оставались разными: продолжал самостоятельную работу Верховный орган ЕОУС, параллельно с ним функционировали Комиссия ЕЭС и Комиссия Евратома; схожим образом осуществляли деятельность три разных Совета.
Эта практика завершилась в середине 1960;х гг. 8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан, а в 1967 г. вступил в силу Договор об учреждении единой Комиссии и единого Совета Европейских сообществ, известный под неофициальным названием Договор о слиянии.
Содержание этого документа отражает его заголовок: вместо двух комиссий (ЕЭС и Евратома) и Верховного органа ЕОУС образована Комиссия Европейских сообществ, аналогичным способом был создан единый Совет.
После Договора о слиянии три Европейских сообщества de facto являются единой организацией, управляемой общими главными органами (институтами), следовательно, одними и теми же людьми. В зависимости от предмета и категории вопроса Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд руководствуются нормами Договора о Евратоме (для решений по вопросам атомной энергетики) или, чаще всего, Договора о ЕЭС (для всех остальных вопросов). То же самое касалось и норм Договора о ЕОУС (если предмет — сфера угля и стали), когда это соглашение находилось в силе, т. е. до 2002 г.
Практическое значение положений Договора о слиянии девальвировалось после закрепления принципа институционного единства в ст. 3 Маастрихсткого договора 1992 г., а впоследствии Амстердамский договор 1997 г. вообще аннулировал Договор о слиянии 1965 г.
Другим существенным событием в процессах развития европейской интеграции в 1960;е гг. стало завершение формирования общего рынка. Официально венчало этот процесс создание таможенного союза, которое произошло на полтора года раньше запланированного срока — в июле 1968 г. (вместо 1970 г.).
Важнейшим событием на пути к формированию общего рынка стало введение общей аграрной политики в 1966 г. Сельское хозяйство является одним из самых чувствительных направлений европейской интеграции, поэтом}' вполне объяснимо, что уже первые шаги по введению общих мероприятий в обозначенном секторе вызвали обострение противоречий между государствамичленами.
Позиция Франции в этом вопросе спровоцировала в середине 1966 г. так называемый кризис «пустого кресла», французские представители просто бойкотировали заседания Совета в течение нескольких месяцев. Причиной этому послужило то, что сельскохозяйственные мероприятия Сообщества должны были проводиться на основе квалифицированного большинства и французское правительство не могло заблокировать неугодные ему решения в одиночку.
Упомянутый кризис завершился подписанием в 1967 г. в г. Люксембурге специального протокола к учредительному договору Сообщества, который получил название Люксембургский компромисс. Основная идея Люксембургского компромисса заключалась в том, что, несмотря на положения учредительного договора о порядке голосования, по наиболее важным вопросам решение в Совете все равно будет приниматься только после достижения согласия по нему между всеми представителями государств-членов.
К наиболее значимым событиям европейской интеграции в 1960;е гг. можно отнести также легальную констатацию формирования собственной специфической правовой системы Европейских сообществ, сделанную Судом Европейских сообществ в решениях по делам «Van Gend en Loos» (1963 г.) и «Costa v. ENEL» (1964 г.).