Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность протестантских конфессий в Новейшее время. 
Процессы интеграции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном англиканстве вырисовываются новые тенденции, и разница между «Высокой» и «Низкой» церквями начинает стираться. Многие англикане желают, как это выразил один епископ, чтобы англиканство стало более католическим в богослужении, более евангелическим в молитве и более современным по духу. Под влиянием американских теологов усиливается радикальная теология. Выразителем этой тенденции… Читать ещё >

Деятельность протестантских конфессий в Новейшее время. Процессы интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время христиане, насчитывающие около миллиарда человек, принадлежат более чем к 20 780 различным деноминациям, подавляющее большинство которых являются протестантскими; число последователей протестантизма составляет около 408 млн.

Лютеранские и кальвинистские церкви.

Влиятельной конфессией протестантизма в XX в. осталось лютеранство, которое проникло в США, Южную Америку и вместе с миссионерским движением в Азию (главным образом в Индию) и Африку (в прежние немецкие колонии). Теперь в мире существуют 192 лютеранские церкви, общее число последователей лютеранства превысило 80 млн христиан, из которых более 2/3 проживают в Германии и скандинавских странах. На рубеже XIX и XX вв. явились первые признаки возвращения теологии к старолютеранской традиции и попытки консолидировать все лютеранские группировки в одну организационную целостность. Объединительные тенденции привели к образованию Всемирной лютеранской федерации, включающей в свой состав около 2/3 лютеранских церквей. «Лундская декларация», провозглашенная в 1947 г., признает в качестве вероучительной платформы федерации Библию как единственный и непогрешимый источник веры и деятельности лютеранских церквей. Кроме того, принято, что «Аугсбургское исповедание» и «Катехизис» Лютера являются аутентичным изложением Слова Божьего. Всемирная лютеранская федерация не имеет статуса правящей организации по отношению к отдельным членам церкви. Ее цель — налаживание взаимопомощи между церквями и обмен опытом. Во главе федерации стоит президент, избираемый на пять лет. В структуре федерации существуют Национальные комитеты, которые координируют деятельность лютеранских церквей в различных странах.

В начале XX в. в Российской империи (без Прибалтики) было около 200 лютеранских церквей, около миллиона прихожан, в подавляющем большинстве немцев. После революции и образования СССР Евангелическо-лютеранская церковь России, созданная еще в 1711 г., испытывала все возрастающее давление властей, воздействие социальных и культурных преобразований. К началу Второй мировой войны она практически перестала существовать. В послевоенное время в СССР действовали три независимые лютеранские консистории в Эстонии, Латвии и Литве. К 1985 г. в стране насчитывалось до 580 общин, а в 1991 г. их было уже 675. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 130 лютеранских общин, принадлежащих к независимым церквям — Евангелическо-лютеранской церкви (созданной в 1832 г. и вновь организованной в 1991 г.), Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (созданной в XVII в. и восстановленной в 1970 г., ставшей самостоятельной церковью в 1992 г.), Единой евангелическо-лютеранской церкви России, созданной в 1711 г. и возрожденной в 1991 г.

Кальвинистские реформатские церкви сохранили свое влияние в Швейцарии, Голландии, Шотландии, США, Англии, ФРГ, Канаде, Австралии. В СССР немногочисленные общины реформатов существовали в Закарпатье. Зарегистрирован Союз евангелическо-реформатских церквей в современной Российской Федерации. В мире насчитывают около 50 млн пресвитериан. Шотландская пресвитерианская церковь остается государственной, но пользуется с 1921 г. полной свободой и автономией в религиозных вопросах. Ее вероучительные основы изложены в разработанной в 1923 г. «Конституции Шотландской Церкви, касающейся духовных вопросов», а литургия совершается в соответствии с «Директивами общинного культа»у одобренными в 1945 г. Шотландская церковь состоит из 12 провинций и имеет многие миссионерские центры. По образцу шотландского пресвитерианства во многих колониях и доминионах Британской империи возникли аналогичные церкви, опирающиеся на принципы кальвинизма.

На рубеже XIX и XX вв. обрели полную религиозную свободу конгрегационалисты. Их общины насчитывают в мире около 4 млн членов, большинство из которых живет в США.

Значительная часть кальвинистских церквей стремилась сохранить свою вероучительную и организационную специфику. Однако общие миссионерские задачи и необходимость помощи некоторым кальвинистским общинам обусловили создание в 1937 г. Всемирного Альянса реформатских церквей с резиденцией в Женеве. К Альянсу принадлежит 1/3 церквей, считающих себя кальвинистскими по происхождению. Это, главным образом, пресвитерианские церкви Европы и Латинской Америки. Ассамблея Альянса собирается каждые два года в Женеве. Всемирный альянс уважает полную автономность каждой из церквей, являющихся его членами. Альянс исполняет исключительно совещательную роль и не посягает на власть над общинами.

Англиканство. В XX в. обрело новое самосознание англиканство. Оно сознает себя теперь как всемирное содружество национальных или региональных самоуправляющихся христианских церквей, находящихся в евхаристическом общении друг с другом. В мире насчитывается свыше 70 млн англикан. Англиканские церкви (25 церквей и 6 церковных организаций) существуют в Англии (государственная), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган — Ламбетские конференции (по названию Ламбетского дворца в Лондоне), созываемые архиепископом Кентерберийским с 1867 г. каждые десять лет. Эти церкви управляются законодательными синодами, включающими епископат, священников и мирян. Епископы выбираются синодами во всех церквях, за исключением церкви Англии, которая, как государственная, подчиняется короне. Монарх, коронуемый церковью, является светским главой англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский — духовным главой.

Король назначает архиепископов и епископов и обладает правом надзора за богослужениями. Именем короля власть над духовенством осуществляют также лорд-канцлер и ректораты важнейших университетов. Высшим законодательным органом является Церковная ассамблея, состоящая из трех палат: епископов, духовенства и мирян. Постановления Церковной ассамблеи должны быть подтверждены комиссией, состоящей из представителей Палаты общин и Палаты лордов, и получить королевскую санкцию.

Церковь в Англии делится на две провинции: Кентерберийскую и Йоркскую. Архиепископ Кентерберийский, имеющий титул «примаса всей Англии», обладает верховенством и над диоцезами в странах миссии. Архиепископ Йорка обладает титулом «примаса Англии». Священнослужители и епископат англиканских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины. Англиканские церкви разных стран вступили в евхаристическое общение со старокатоликами, лютеранскими церквями Швеции и Финляндии и другими протестантскими церквями, активно участвуют в локальных и национальных межконфессиональных церковных советах и союзах, в экуменическом движении. Англиканские церкви стараются поддержать богослужебное единообразие. «Книга общих молитв» объединяет англикан в единое содружество больше, чем «39 статей» вероучения. В англиканском сборнике богослужебных песнопений соседствуют гимны Бернара Клервоского и Фомы Аквинского с гимнами Лютера, пуританкальвинистов и пиетистов.

В современном англиканстве вырисовываются новые тенденции, и разница между «Высокой» и «Низкой» церквями начинает стираться. Многие англикане желают, как это выразил один епископ, чтобы англиканство стало более католическим в богослужении, более евангелическим в молитве и более современным по духу. Под влиянием американских теологов усиливается радикальная теология. Выразителем этой тенденции стал епископ Вулвичский Джон Робинсон (1919—1983), книга которого «Быть честным перед Богом» (1963) приобрела широкую известность. Традиционалисты, напротив, осуждают излишне активную экуменическую деятельность и смелые теологические проекты, ищут сближения с православием, старокатоликами и католицизмом. Нарастающее обмирщение английского общества, разногласия в среде самой иерархии и духовенства ставят сегодня перед англиканской церковью новые проблемы, разрешение которых представляет трудность для традиционного крыла англиканства.

Укрепились в XX в. и методистские церкви в США, Великобритании, Австралии и Южной Корее. Последователями методизма являются около 32 млн человек. Методистская церковь существует и в России.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой