Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеризуя данное преступление с точки зрения специфики его предмета, исходят из того, что этим предметом может быть: 1) судно воздушного транспорта — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 УК РФ), в том числе самолет, вертолет, планер, дирижабль, аэростат и т… Читать ещё >

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во всех случаях для данного состава преступления обязательным является заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Объект преступления. В юридической литературе наиболее часто им признается общественная безопасность. Однако иногда он формулируется иначе: отношения по поддержанию мер общественной безопасности, общественный порядок и т. д. Если помимо основного объекта в данном преступлении выделяется также дополнительный объект, то им предлагается в различном сочетании рассматривать собственность, порядок управления, интересы правосудия и др.

Объективная сторона преступления сформулирована как ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Как следует из этой формулировки, в данном случае уголовно наказуемым может признаваться только такое сообщение, которое характеризуется двумя обязательными признаками. Один из них — оно должно содержать информацию не об акте терроризма (о чем идет речь в наименовании ст. 207), а о том, что: а) может быть и не связано с целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями; б) непосредственно касается лишь готовящихся, но еще не совершенных взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Поскольку к иным действиям, создающим опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, относятся в том числе захват самолета (во время нахождения в нем людей) либо объекта использования атомной энергии, радиоактивное загрязнение территории или здания и т. п., то сообщение о такого рода деяниях (вопреки мнению некоторых авторов) также может охватываться объективной стороной данного состава преступления.

Устанавливая в качестве обязательного и другой признак — ложность сообщения, т. е. его несоответствие действительности, — ст. 207 при этом предусматривает возможность вменения данного состава преступления вне зависимости от формы и способа (с использованием телефона, Интернета, почты и т. д.) сообщения, его непосредственного адресата (им могут быть не только органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, организации, СМИ, но и граждане, посторонние или те, кто мог пострадать при совершении взрыва, поджога или иного общеопасного действия), объема передаваемой информации (достаточно извещения о самом факте совершения действий, направленных на создание опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий).

Имея конструкцию формального состава, данное преступление должно квалифицироваться как оконченное. Если деяние повлекло причинение крупного ущерба (согласно примечанию к данной статье им является сумма, превышающая 1 млн руб.) либо наступление иных тяжких последствий, то это признается квалифицированным составом (ч. 2).

Субъективная сторона преступления предполагает наличие прямого умысла, содержанием которого охватывается заведомо ложный характер сообщения.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.

Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ). Впервые данное деяние было признано самостоятельным видом преступления Федеральным законом от 28.04.1995 № 67-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», дополнившим УК РСФСР 1960 г. статьей об уголовной ответственности за организацию вооруженных объединений, отрядов, дружин и других вооруженных формирований, непредусмотренных федеральными законами, а равно участие в таких формированиях. В момент вступления в силу УК РФ 1996 г. к организации вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), непредусмотренного федеральным законом, относилось не только создание такого формирования и участие в нем, но и руководство им.

С 2006 г. под организацией незаконного вооруженного формирования стало пониматься также его финансирование.

Объект преступления. В юридической литературе преобладающей является точка зрения, согласно которой им выступает общественная безопасность. В иных формулировках он обозначается, например, как «отношения по соблюдению порядка образования и функционирования вооруженных формирований на территории России»[1].

Объективная сторона преступления охватывает собой совершение деяния в виде: 1) создания непредусмотренного федеральным законом вооруженного формирования; 2) руководства им; 3) участия в таком формировании; 4) финансирования этого формирования.

Как разъяснено в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1, под незаконным вооруженным формированием в смысле ст. 208 следует понимать не предусмотренные законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации). Обязательный признак вооруженности предполагает наличие у участников формирования любого вида огнестрельного или иного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, в том числе кустарного производства, а также боевой техники. При этом незаконные приобретение, хранение, использование, передача ядерных материалов и радиоактивных веществ, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение или изготовление огнестрельного оружия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств квалифицируются соответственно, но ст. 220, 222, 223 УК РФ.

Создание непредусмотренного законом вооруженного формирования предполагает подбор (привлечение) участников, определение структуры и функций, приобретение материально-технических средств, совершение иных действий, направленных на образование и обеспечение деятельности некоторого множества лиц как единого формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), способного с помощью оружия решать поставленные перед ним задачи. Организация незаконного вооруженного формирования в форме его создания считается оконченным преступлением с момента фактического образования формирования, т. е. с момента объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники.

Организация незаконного вооруженного формирования в форме руководства им — это осуществление управленческих функций в отношении объединения, отряда, дружины или иной группы, а также в отношении отдельных его участников в целях обеспечения деятельности незаконного вооруженного формирования. В данном случае руководство может выражаться, в частности, в утверждении общих планов деятельности незаконного вооруженного формирования, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных таким формированием (например, в распределении функций между членами незаконного вооруженного формирования, в организации материально-технического обеспечения, в принятии мер безопасности в отношении членов такого формирования). При руководстве незаконным вооруженным формированием преступление может считаться оконченным с момента формального принятия на себя обязательств или начала фактического выполнения действий по руководству таким формированием.

Под участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также под участием на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации понимается вхождение в состав такого формирования (например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия), выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования (обучение его участников; строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений; приготовление пищи; ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования и т. п.). Участие лица в незаконном вооруженном формировании считается оконченным с момента совершения конкретных действий по обеспечению деятельности незаконного вооруженного формирования.

Рамками объективной стороны организации незаконного вооруженного формирования не охватываются действия, содержащие признаки иного состава преступления (захват заложников, убийство или причинение вреда здоровью, уничтожение имущества, незаконное приобретение оружия и т. д.). Если отдельные члены незаконных вооруженных формирований объединились в устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации (в том числе и для совершения террористической деятельности), руководят такой группой (бандой), а также участвуют в совершаемых ею нападениях, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 208 и 209 УК РФ (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1).

Субъективная сторона преступления предполагает возможность его совершения только с прямым умыслом. При организации незаконного вооруженного формирования, например, в форме участия в нем члены этого формирования должны осознавать его незаконность и свою принадлежность к нему.

Цели создания незаконного вооруженного формирования могут быть любыми (политическими, религиозными, коммерческими и т. д.), кроме тех, которые образуют признаки иного, самостоятельного преступления (ст. 209 УК РФ).

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК РФ лицо, создавшее незаконное вооружение формирование, имеющее признаки организованной группы или преступной организации, либо руководившее им, подлежит уголовной ответственности не только за сам факт организации и руководства незаконным вооруженным формированием, но и за все совершенные им преступления, если они охватывались умыслом такого лица. Иные лица могут нести ответственность за сам факт участия в незаконном вооруженном формировании, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Освобождение от уголовной ответственности. Согласно примечанию к данной статье лицо освобождается от уголовной ответственности за данное преступление, если это лицо: 1) принимало участие в деятельности незаконного вооруженного формирования, не связанное с созданием этого формирования, а также его руководством или финансированием; 2) добровольно, т. е. при наличии возможности продолжить, по собственной воле прекратило свое участие в незаконном вооруженном формировании; 3) сдало оружие, которым оно обладало, органам власти либо указало места его хранения. Участник незаконного вооруженного формирования, в силу возложенных на него обязанностей не обладающий оружием, может быть освобожден от уголовной ответственности на том основании, что он добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании и сообщил об этом органам власти.

В случаях, когда при наличии указанных признаков лицо совершило деяние, содержащее состав иного преступления, уголовная ответственность исключается только за участие в незаконном вооруженном формировании.

Бандитизм (ст. 209 УК РФ). Статья 77 УК РСФСР 1960 г. устанавливала единую санкцию за бандитизм, под которым понималась организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях. В УК РФ предусмотрены самостоятельные санкции, с одной стороны, за создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) (ч. 1 ст. 209), а с другой — за участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях (ч. 1 ст. 209).

Объект преступления. Связывая его с общественной безопасностью (отношениями в сфере общественной безопасности), в юридической литературе нередко исходят из признания многообъектности данного преступления. В связи с этим в значении дополнительного объекта (иногда его называют факультативным) рассматриваются права и свободы человека, отношения собственности, нормальная деятельность организаций, учреждений, предприятий, их нормальная деятельность.

Объективная сторона преступления, имеющего конструкцию усеченного состава, охватывает совершение деяния, которое может выражаться: 1) в создании банды; 2) руководстве ею; 3) участии в самой банде; 4) участии в совершаемых ею нападениях.

Деяние в форме создания банды предполагает совершение действий, направленных на объединение с определенной целью нескольких лиц в организованную, вооруженную группу (банду). Обязательным для такой группы (банды) является: а) вхождение в ее состав двух или более лиц; б) устойчивость этой группы, о чем может свидетельствовать, в частности, стабильность состава, тесная взаимосвязь между членами группы, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, ориентированность на длительное существование и т. п.; в) наличие хотя бы у одного из членов группы пригодного для применения по своему назначению заводского или самодельно изготовленного огнестрельного или холодного оружия, в том числе метательного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия (п. 5 постановления Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»).

Совершение деяния в иных, предусмотренных ст. 209 УК РФ формах, подразумевает действия, осуществляемые после образования банды, которые, как следует из названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, могут выражаться: при руководстве бандой — в принятии решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений (п. 8); при участии в банде — не только в непосредственном участии в совершаемых ею нападениях, но и в выполнении членом банды других действий, в том числе по финансированию, обеспечению оружием, транспортом, подысканию объектов для нападения, укрывательству членов банды, их оружия, имущества, добытого преступным путем, и т. п.; при участии в совершаемых бандой нападениях — в осуществлении лицом, не являющимся членом банды, участия в преступном нападении, совершаемом бандой (п. 10).

По смыслу ст. 209 УК РФ объективной стороной данного состава преступления не охватываются иные, кроме указанных, действия. В случаях, когда при создании банды, участии в ней или совершаемых ею нападениях происходят действия, содержащие признаки самостоятельного состава преступления, лицо должно нести ответственность по совокупности преступлений.

Преступление считается оконченным с момента создания банды независимо от того, были ли совершены запланированные ею преступления. Если активные действия по созданию устойчивой вооруженной группы не были доведены до конца в силу их пресечения органами власти либо по другим, нс зависящим от воли организаторов причинам, они должны квалифицироваться как покушение на организацию банды.

Субъективная сторона преступления предполагает его осуществление с прямым умыслом, содержание которого должно охватывать, в частности, наличие оружия хотя бы у одного из членов банды. Предусматривая в качестве ее обязательного признака создание в целях нападения на граждан или организации, ст. 209 не содержит каких-либо предписаний относительно целей самого совершаемого нападения, которое может осуществляться, например, для завладения имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина либо организации, либо убийства, изнасилования, вымогательства, уничтожения или повреждения чужого имущества и т. д.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

В случаях, когда при создании, руководстве, участии в банде или совершаемых ею нападениях используется служебное положение, содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 209 УК РФ. Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1, под использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п. своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением.

Действия лиц, не состоявших членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, квалифицируются по ст. 33 и соответствующей части ст. 209 УК РФ.

Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ). В данном случае рамками одной статьи законодатель объединяет, по сути, два состава преступления. Первый — это создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а также координация преступных действий, формирование устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений (ч. 1 ст. 210). Второй состав — участие в преступном сообществе (преступной организации) (ч. 2 ст. 210).

Объект преступления. Помимо общественной безопасности, в юридической литературе им иногда признаются также государственная власть, интересы государственной службы, жизнь и здоровье людей, половая свобода и половая неприкосновенность личности, собственность, общественный порядок и др.

Объективная сторона преступления. Охватывая ею, в частности, различные формы организации преступного сообщества (преступной организации), ст. 210 к ним относит: а) создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений; б) руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями; в) координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния п преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп; г) участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Как одна из форм организации преступного сообщества (преступной организации), создание преступного сообщества (преступной организации) означает совершение любых действий (подбор или вербовка участников и т. п.), направленных на образование преступного сообщества (преступной организации), которое может осуществлять свою преступную деятельность как структурированная организованная группа или как объединение организованных групп (преступное сообщество), действующих под единым руководством. Обращая внимание на то, что закон не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями «преступное сообщество» и «преступная организация», Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» разъяснил: «Уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества (преступной организации), т. е. с момента создания в составе организованной группы структурных подразделений или объединения организованных групп и совершения ими действий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники такого сообщества (организации) запланированное тяжкое или особо тяжкое преступление» (и. 7).

Считая это разъяснение не совсем корректным, заметим, что нужно различать момент, с которого может наступать уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации), и момент, с которого создание преступного сообщества (преступной организации) имеет признаки оконченного состава преступления. Фактическое образование преступного сообщества (преступной организации), создание в составе организованной группы структурных подразделений или объединения организованных групп и совершения ими действий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники такого сообщества (организации) запланированное тяжкое или особо тяжкое преступление — это момент, с которого создание преступного сообщества (преступной организации) следует квалифицировать в качестве оконченного преступления, т. е. без ссылки на ст. 30 УК РФ. Если же действия лица, направленные на создание преступного сообщества (преступной организации), в силу их пресечения правоохранительными органами либо по другим не зависящим от этого лица (лиц) обстоятельствам не привели к созданию преступного сообщества (преступной организации), они подлежат квалификации по ч. 1 или 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 210 УК РФ как приготовление к созданию или как покушение на создание преступного сообщества (преступной организации).

Другая форма организации преступного сообщества (преступной организации) — руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями — подразумевает единоличное или коллективное осуществление в отношении преступного сообщества (преступной организации) в целом, его (ее) структурных подразделений, а также отдельных его (ее) участников организационных и (или) управленческих функций при совершении конкретных преступлений и (или) при обеспечении деятельности преступного сообщества (преступной организации). Как указывается в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12, выполнение таких функций может выражаться, в частности, в определении целей, в разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), в подготовке к совершению конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных преступным сообществом (преступной организацией) и входящими в его (ее) структуру подразделениями при их создании (например, в распределении ролей между членами сообщества, в организации материально-технического обеспечения, в разработке способов совершения и сокрытия совершенных преступлений, в принятии мер безопасности в отношении членов преступного сообщества, в конспирации и в распределении средств, полученных от преступной деятельности).

Раскрывая особенности организации преступного сообщества (преступной организации) в форме координации преступных действий, создания устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработки планов и создания условий для совершения преступлений такими группами или раздела сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, упоминавшийся уже Пленум Верховного Суда РФ рекомендует исходить из того, что координация преступных действий — это их согласование между несколькими организованными группами, входящими в преступное сообщество (преступную организацию), в целях совместного совершения запланированных преступлений; под созданием устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами следует понимать, в том числе, действия лица по объединению таких групп в целях осуществления совместных действий по планированию, совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. Как указано в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12, ответственность по ч. 1 ст. 210 УК РФ за координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, должна наступать с момента фактического установления контактов и взаимодействия в целях совершения указанных преступных действий. Надо полагать, что и в данном случае имеется в виду не то, с какого момента содеянное способно влечь уголовную ответственность за рассматриваемую форму организации преступного сообщества (преступной организации), а то, с какого момента действия виновного должны квалифицироваться как оконченное преступление.

Как самостоятельная форма организации преступного сообщества (преступной организации) участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп предполагает, что на таком собрании совместно обсуждались вопросы, связанные с планированием или организацией совершения хотя бы одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12).

Помимо указанных форм, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, включает также возможность совершения деяния в виде участия в преступном сообществе (преступной организации) (ч. 2 ст. 210). Понятием участия в преступном сообществе (преступной организации) она охватывает не только непосредственное совершение одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, но и выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (организации) в качестве его (ее) члена: финансирование, снабжение информацией, ведение документации, подыскание жертв преступлений, установление в целях совершения преступных действий контактов с должностными лицами государственных органов, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, создание условий совершения преступлений и т. п. Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12, преступление в форме участия лица в преступном сообществе (преступной организации) считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности преступного сообщества (преступной организации). Оказание лицом, не являющимся членом преступного сообщества (преступной организации), содействия деятельности такого сообщества (организации) данным пунктом подлежит квалификации как соучастие в форме пособничества по ч. 5 ст. 33 и ч. 2 ст. 210 УК РФ (например, передача секретарем, системным администратором служебной информации, оператором сотовой связи — сведений о переговорах клиентов, банковским служащим — данных о финансовых операциях клиентов и т. п., а также оказание членам преступного сообщества (преступной организации) юридической, медицинской или иной помощи лицом, причастным к преступной деятельности такого сообщества (организации)).

Субъективная сторона преступления предполагает возможность его совершения только с прямым умыслом.

Как было разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ, при отсутствии договоренности с другими участниками преступного сообщества (преступной организации) совершение участником этого сообщества (организации) действий, которые были направлены на обеспечение функциональной деятельности сообщества (организации), например, убийства в целях сокрытия иного преступления, совершенного участником преступного сообщества (преступной организации) подлежит квалификации по соответствующей статье УК РФ и по ст. 210 УК РФ. Вместе с тем в случаях, когда участник преступного сообщества (преступной организации) совершает преступление, которое не охватывалось умыслом других участников сообщества (организации), его действия как эксцесс исполнителя подлежат квалификации по соответствующей статье УК РФ без ссылки в этой части на ст. 210, если содеянное таким лицом совершено не в связи с планами преступного сообщества (преступной организации) (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12).

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие совместно с членами преступного сообщества (преступной организации) конкретные преступления, подлежат уголовной ответственности лишь за те преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена законом с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 210 УК РФ совершение рассматриваемого преступления лицом с использованием своего служебного положения должно признаваться квалифицированным обстоятельством. К лицам, совершившим деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 210, с использованием своего служебного положения, теория и судебная практика относят как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой и иных негосударственных организациях. При этом под использованием своего служебного положения имеется в виду не только использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния, исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности, на других лиц в целях совершения определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней).

При решении вопроса о возможности вменения ч. 4 ст. 210 УК РФ, предусматривающей наказание за организацию преступного сообщества (преступной организации), совершенную лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, Пленум Верховного Суда РФ ориентирует суды на необходимость учета того, какое именно положение в преступной иерархии занимает виновный, в чем конкретно выразились его действия по созданию или по руководству преступным сообществом (преступной организацией), по координации преступных действий или созданию устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, по разделу сфер преступного влияния и преступных доходов и т. д. В приговоре должно быть указано, на основании каких из названных признаков суд пришел к выводу о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 210 (и. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12).

Освобождение от уголовной ответственности. Примечанием к ст. 210 УК РФ предусматривается обязательное освобождение от уголовной ответственности при наличии трех условий: 1) лицо добровольно прекратило участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп; 2) со стороны данного лица имело место активное сотрудничество, способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления; 3) в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ). Ранее в УК РСФСР 1960 г. предусматривались самостоятельные санкции за угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, и захват такого судна с целью угона. Часть 1 ст. 211 УК РФ устанавливает единую санкцию за преступление, определяемое как угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона.

Объект преступления. Основным непосредственным объектом преступления в юридической науке предлагается рассматривать, как правило, либо некоторую разновидность общественных отношений (например, «по обеспечению безопасного для граждан порядка перемещения источников повышенной опасности — воздушного, водного и железнодорожного транспорта»), либо общественную безопасность (как таковую или в «в сфере эксплуатации воздушного, водного или железнодорожного транспорта»). При этом нередко упоминается также дополнительный объект, в качестве которого обозначаются жизнь и здоровье людей, чьи-либо имущественные интересы (собственность), нормальная работа транспорта, общественный порядок и т. д.

Характеризуя данное преступление с точки зрения специфики его предмета, исходят из того, что этим предметом может быть: 1) судно воздушного транспорта — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 УК РФ), в том числе самолет, вертолет, планер, дирижабль, аэростат и т. п.; 2) судно водного транспорта — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства (морское, речное или смешанное; пассажирское, грузовое, военное или научно-исследовательское; водным, на воздушной подушке и подводное), за исключением тех, которые имеются в виду в ст. 166 УК РФ (моторные лодки, катамараны, маломерные парусные яхты, байдарки и т. п.); 3) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторовагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав, за исключением трамвая (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Объективная сторона преступления, имеющего конструкцию формального (усеченного) состава, характеризуется как угон или захват указанных видов транспортных средств. Предполагая совершение деяния в активной форме, угон и захват всегда связаны с установлением виновным своего контроля над транспортным средством. Различие между ними состоит в том, что при захвате установление контроля сопровождается применением или угрозой применения какого-либо насилия и ограничиваются самим фактом лишения виновным других лиц (владельца, экипажа и т. п.) возможности контроля над транспортным средством, как предпосылкой для его угона, в то время как при самом угоне установление контроля сопряжено с тайным или открытым перемещением или изменением направления перемещения транспортного средства в место, определяемое угонщиком. В отличие от захвата, при котором преступление считается оконченным с момента установления виновным своего контроля над транспортным средством, при угоне этим моментом является начало движения (вне зависимости от расстояния) или изменение направления движения транспортного средства по воле виновного.

Согласно ч. 2 ст. 211 УК РФ квалифицированным видом угона или захвата транспортного средства признается совершение их с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в») или с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»). Содержанием понятия насилия в данном случае охватывается причинение или угроза причинения любому лицу легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью как средства установления или сохранения контроля над транспортным средством. Что же касается применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия, то различие между ними состоит в том, что первое — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (сг. 1 Федерального закона «Об оружии»); второе — любые предметы, которые не имеют такого конструктивного назначения.

Предполагая применение правил квалификации по совокупности преступлений, если при угоне или захвате имело место умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам, нанесение имущественного вреда и другие последствия, ст. 211 УК РФ вместе с тем охватывает своим содержанием случаи, когда угон или захват транспортного средства повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом или двойной формой вины, если содеянное повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Для захвата обязательной является специальная цель — угон транспортного средства, отсутствие которой может служить основанием для вменения иного преступления (например, предусмотренного ст. 206 УК РФ). Угон или захват судна водного транспорта, осуществляемые для завладения чужим имуществом, находящимся на борту судна, влечет квалификацию по совокупности преступлений (ст. 211 и 227 УК РФ).

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, не имеющее или имеющее доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей (член экипажа, машинист и т. д.).

Если деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 208 УК РФ, сопряжены с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, то содеянное квалифицируется по ч. 4 ст. 211. Понятие террористического акта дано в ст. 205 УК РФ. Виды террористической деятельности перечислены в ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму».

  • [1] Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 j4″ 896−0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тазуркаева Ахмеда Сайдуловича на нарушениеего конституционных прав частью второй статьи 208 и частью третьей статьи 222 Уголовногокодекса Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой