Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институты защиты прав и свобод человека американского континента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институты защиты прав и свобод человека американского континента внешне во многом похожи на институты Европейской конвенции (Комиссия и Суд), но отличаются по компетенциям и содержанию работы. В Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой в апреле 1948 г., говорится о коллективной ответственности государств в защите прав человека. Ст. 53 Устава ОАГ перечисляет Межамериканскую… Читать ещё >

Институты защиты прав и свобод человека американского континента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институты защиты прав и свобод человека американского континента внешне во многом похожи на институты Европейской конвенции (Комиссия и Суд), но отличаются по компетенциям и содержанию работы. В Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой в апреле 1948 г., говорится о коллективной ответственности государств в защите прав человека. Ст. 53 Устава ОАГ перечисляет Межамериканскую Комиссию по правам человека (МАКПЧ) как один из своих органов, а ст. 106 определяет ее назначение: «обеспечивать соблюдение и защиту прав человека и служить в качестве консультативного органа» ОАГ в этих вопросах. Составители Устава ОАГ исходили из того, что структура, компетенция и правила работы Комиссии будет определена Американской конвенцией по правам человека (АКПЧ). Однако Комиссия была учреждена, не дожидаясь принятия конвенции, в 1959 г. и начала свою работу в 1960 г.

Комиссия избирается Генеральной Ассамблеей ОАГ в составе семи человек из списков кандидатов, представляемых правительствами. Ее члены работают в индивидуальном качестве, не подчиняясь каким-либо правительствам. Штаб-квартира Комиссии находится в Вашингтоне, где она собирается на несколько сессий в год. Но решением большинства своих членов Комиссия может собираться и в любой другой стране Америки. И на самом деле, большинство ее сессий во второй половине XX в. проводились в разных странах Западного полушария.

МАКПЧ обладает более широкими полномочиями, чем ЕКПЧ. Согласно статуту МАКПЧ (ст. 18), она:

принимает, анализирует и исследует индивидуальные жалобы на нарушение прав человека, предусмотренных как Американской декларацией прав и обязанностей человека, так и Американской конвенцией;

следит за общей ситуацией с правами человека в государствах-членах ОАГ;

публикует специальные сообщения о положении дел с правами в отдельных государствах;

посещает страны континента для изучения ситуации с правами и свободами человека в них.

В таких случаях подготавливаются соответствующий доклад, который представляется Генеральной Ассамблее ОАГ. Комиссия стимулирует формирование общественного сознания относительно прав человека, организует и проводит конференции, семинары и встречи по правам человека с представителями правительств, академических учреждений, неправительственных групп, рекомендует государствамчленам ОАГ принять меры, способствующие защите прав человека. Она передает дела о нарушениях прав человека Межамериканскому Суду по правам человека (МАСПЧ) и участвует в их рассмотрении на Суде, а в срочных случаях может запросить Суд принять «временные меры» для предотвращения опасности для жизни людей[1], даже если дело еще не было представлено Суду. МАКПЧ вправе запрашивать консультативные мнения Межамериканского Суда об интерпретации тех или иных положений Американской конвенции. В МАКПЧ могут обращаться и граждане государств континента, не ратифицировавших Американскую конвенцию о правах человека. В этих случаях Комиссия должна руководствоваться положениями Американской декларации прав и обязанностей человека.

Процедуры принятия жалоб, их рассмотрения и вынесения решений Межамериканской Комиссией по правам человека примерно те же самые, что и в других международных институтах. Но в отличие от других подобных институтов, МАКПЧ вправе проводить и собственные расследования путем организации целевых визитов в соответствующие страны и сбора необходимой информации. Комиссия проводит слушания дела с участием сторон, в ходе которых она стремится к «дружественному улаживанию» спора. Если этого не удалось, то после слушания сторон и изучения дополнительных материалов, готовится доклад, состоящий из ее выводов и рекомендаций соответствующему государству. Этот доклад сразу не публикуется, а передается этому государству с тем, чтобы в течение определенного периода времени оно смогло исправить ситуацию с правами человека у себя и выполнить рекомендации Комиссии. После истечения установленного срока Комиссия может поступить двояко: либо подготовить второй доклад, снова передать его государству с предоставлением нового срока для исправления ситуации и реализации рекомендаций Комиссии, а затем, в случае отказа государства — обнародовать этот доклад, либо же передать дело в Межамериканский Суд по правам человека. Между представлением первого доклада виновному государству и передачей дела в Суд должно пройти не более трех месяцев (90 дней).

Доклад Комиссии прилагается к делу, передаваемому в Суд. Комиссия участвует во всех дальнейших процедурах Суда по рассмотрению переданных ею дел. В период с 2005 по 2010 г. Комиссия получила около 7 тыс. заявлений, из которых рассмотрела более 500. Количество поступающих заявлений ежегодно увеличивается, что говорит о возрастающем доверии граждан государств-членов ОАГ межамериканской Комиссии и Межамериканскому Суду по правам человека[2].

Межамериканский Суд по правам человека учрежден в соответствии с Американской конвенцией о правах человека в 1979 г. Его штабквартира находится в Сан-Хосе (Коста-Рика). Статут и Регламент Суда, принятые в 1980 г., пересмотрены в 1997 г. с учетом накопленного опыта и требований активизации деятельности этого правозащитного института. Полномочия МАСПЧ определены в главе VIII (ст. 52—69) Американской конвенции. Суд состоит из 7 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей ОАГ тайным голосованием по личным качествам из числа граждан стран-участниц Конвенции, предложенных государствами сроком в 6 лет (с правом переизбрания во второй раз). Большинство в Суде составляют пять судей. МАСПЧ, как и МАКПЧ, может проводить свои заседания (они бывают ординарными и чрезвычайными) в любой стране-участнице Конвенции. Суд имеет как юридические (ст. 61−61 Конвенции), так и консультативные (ст. 64) функции. Юридические функции связаны с рассмотрением конфликтов в связи с нарушением прав человека и принятием временных мер по их регулированию. Суд выносит также консультативные мнения по вопросам, которые ставятся перед ними государствами-членами ОАГ и институтами этой региональной организации по поводу интерпретации тех или иных положений континентальных инструментов прав человека. Государства-члены ОАГ могут обращаться к Суду с просьбой установить, не противоречат ли те или иные их законодательные акты правам и свободам человека.

Полномочия Межамериканского Суда по правам человека также намного шире таковых Европейского Суда. Как уже говорилось, согласно ЕКЗПЧОС, «справедливая сатисфакция» в случае установления факта нарушения прав человека означает некоторую материальную компенсацию. Межамериканский Суд уже в своем первом приговоре в 1988 г. по поводу насильственного исчезновения людей в Гондурасе установил ответственность виновника за насилие. Кроме выплаты денежной компенсации, государство обязано также расследовать, находить и наказывать государственных должностных лиц, ответственных за насилие, если даже оно амнистировало их[3]. Суд рассматривает также жалобы государств-членов ОАГ на другие государства по поводу нарушения последними прав человека, а также дела, переданные ему МАКПЧ. Индивидуумы и группы индивидуумов могут обращаться только в МАКПЧ. Заседания Суда при рассмотрении жалоб являются публичными, если сам Суд не установит иного порядка. Суд представляет каждой сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ доклад о своей деятельности за период, прошедший после предыдущей сессии. Он может также вносить ГА предложения и рекомендации об улучшении межамериканской системы прав и свобод человека (ст. 30 Статута). Согласно статье 68 (п. 1) Американской Конвенции, все ее участницы обязаны выполнять решения Суда.

В Сан-Хосе же находится и Межамериканский институт прав человека, учрежденный в 1980 г. как самостоятельное учреждение, призванное заниматься исследованием проблем прав и свобод человека и продвижением их на континенте.

  • [1] Статья 63.2 Американской конвенции о правах человека. К числу таких относятсядела: Velasquez Rodriguez, Godinez Cruz у Fairen Garbi у Soil’s Corrales contra Honduras, Caballero Delgado у Santana contra Colombia, Blake у Paniagua Morales у otros contraGuatemala, Suarez Rosero contra el Ecuador у Loayza Tamayo у Cesti Hurtado contra el Peril.
  • [2] 2005—2010. Meeting the Challenges. The Role of the OAS in the Americas. OAS, 2011.P. 11.
  • [3] Суд объявил подобную амнистию не совместимой с Американской конвенцией прав человека. Так, сотрудники департамента Перу по борьбе с террористамиоткрыли пулеметный огонь по группе жильцов дома, собравшихся для создания фондапо ремонту здания, якобы, приняв их за членов террористической организации «Сен-деро Луминосо». 15 человек были убиты, 4 ранены. Жертвы расстрела предъявили искк виновникам расправы, но правительство Перу амнистировало последних. Толькопосле отставки президента Фухимори в 2000 г., делу был дан новый ход. МАСПЧ признал факт нарушения прав человека, обязало правительство Перу не только компенсировать ущерб, но и найти и наказать виновников расправы. Правительство согласилосьс мнением Суда (См.: Barrios Alios case (Chumbipuma Aguirre et al versus Peru). Judgmentof March 2001).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой