Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа) представляются принципиально важными в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило… Читать ещё >

Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, задачи и принципы взаимодействия

Хорошо налаженное деловое взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутренних дел является одним из важных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертнокриминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно, посредством рационального сочетания соответствующих мер. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели — быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

Правовую основу взаимодействия составляют:

  • — уголовно-процессуальное законодательство РФ;
  • — нормативные акты правоохранительных ведомств России.

Основными задачами взаимодействия следователей с оперативно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

  • — раскрытие и расследование преступлений;
  • — привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
  • — совместная деятельность, но розыску преступников;
  • — пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие названных служб можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную, планируемую деятельность следователя с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических служб органов внутренних дел, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Основными принципами взаимодействия являются следующие:

  • 1) соответствие совместной деятельности требованиям закона;
  • 2) организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;
  • 3) самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законодательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;
  • 4) плановость взаимодействия;
  • 5) непрерывность взаимодействия.

Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь при осуществлении предварительного следствия уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ).

В ст. 157 УПК РФ указывается, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После направления дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать оперативные и оперативнорозыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста.

В ходе расследования следователь широко взаимодействует с экспертными учреждениями разных ведомств, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями. Иногда следователь обращается к услугам специалистов иных, не экспертных учреждений (искусствоведам, математикам и т. д.). При этом рамки взаимодействия также определены законом (ст. 195−207 УПК РФ).

Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа) представляются принципиально важными в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы (подразделения) следует привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнить поручение следователя. Но сотрудникам других служб, привлекаемым к совместной деятельности, нельзя отводить роль пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники или сотрудники экспертно-криминалистической службы исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступить инициаторами контакта, предлагать следователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры, исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию данной информации. Для обеспечения результативности оперативных мероприятий следователь вправе по просьбе оперативного работника или по своей инициативе знакомить его с материалами уголовного дела.

На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от сотрудника оперативно-розыскного подразделения. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении представителей других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие отвечает совместно со следователем.

Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений сообщают следователю об информации, полученной ими в результате использования имеющихся в их распоряжении средств и методов. Важным фактором, стимулирующим взаимодействие, является регламентируемая законом инициатива эксперта (ч. 2 ст. 204 УПК РФ). Закон предписывает: если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

Самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативный работник самостоятельно определяет необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; поисковые мероприятия, для проведения которых должны использоваться силы и средства других служб, и привлекает к сотрудничеству эти службы, несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Плановость взаимодействия — важнейший его принцип. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В плане предусматривается участие всех заинтересованных служб в раскрытии преступлений, указываются конкретные исполнители и сроки. Разработка подробных письменных планов особенно необходима по так называемым «неочевидным преступлениям», в тех ситуациях, когда в начале расследования отсутствует информация о подозреваемом. План расследования определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Отдельные планы составляются и при проведении наиболее сложных следственных действий.

Непрерывность взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия определяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой