Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вавилон — централизованное государство Древнего Востока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственный строй древневавилонского царства был схож с государственным строем Древнего Египта. В руках царя была сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могущество царя находило подтверждение в его титулах. Так, титул царя Хаммурапи звучал следующим образом: «мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий… Читать ещё >

Вавилон — централизованное государство Древнего Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существование древневавилонского царства составило особую эпоху в истории Двуречья.

О. Л. Жидков, российский историк государства и права

Крупнейшим и выдающимся по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммураии (1792—1750 гг. до н.э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, стал государством-империей с государственной идеологией — культом единого бога, «царя над богами» — Мардука.

Свободное население Вавилона состояло из граждан полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане («авилум» — человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправным гражданам противопоставлялись «мушке— пумы» (покорные), лица более низкого социального статуса («падающие ниц», т. е. «бьющие челом», обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, определялась тем, что они не имели корней в общине[1].

Население различалось и по профессиональному признаку. Первое место занимали придворные служащие, из которых выделялись царские телохранители и высшее жречество, стоявшие в непосредственной близости к царю, различного рода военнослужащие.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди других профессий занимали храмовые служащие. Жречество в Вавилоне не сложилось в оформленное сословие, в совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали купцы, предприниматели, ремесленники и поденщики.

Большей независимостью пользовались организации некоторых «ученых» профессий, таких, например, как специалисты по «изгнанию духов», предсказатели будущего, врачи, писцы.

Особый общественный слой составляли рабы. Рабы могли принадлежать царю, храму, частным лицам. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Лишь некоторые категории рабов пользовались защитой закона. Это были рабыни, имевшие детей от своих владельцев. При этом такие дети считались свободными.

Кроме военнопленных и приобретенных за деньги рабов значительная часть этого социального слоя состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных лиц (например, преступников или несостоятельных должников)[2].

Характерно, что право оговаривало не столько бесправие раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или иные ограничения его прав. Дворцовый раб или раб мушкенума могли ваять, например, в жены свободную женщину, дети от которой признавались свободными. Дети, рожденные от свободного и рабыни, были также свободными, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана «за серебро». Свободные дети раба наследовали половину его имущества, другая шла хозяину.

Рабы впоследствии стали все чаще выступать в качестве земледельцев-арендаторов, наделенных хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право не только вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, но и владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истцов, ответчиков, свидетелей. Однако, несмотря на это, рабы оставались в жесткой зависимости от своих хозяев и были обязаны выплачивать им своеобразный ежемесячный оброк.

Государственный строй древневавилонского царства был схож с государственным строем Древнего Египта. В руках царя была сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Могущество царя находило подтверждение в его титулах. Так, титул царя Хаммурапи звучал следующим образом: «мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы». Однако власть древнеегипетских царей нельзя однозначно назвать деспотической. Царь мог быть низведен до состояния обычного человека, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий благодаря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олицетворяющим ее богам.

Во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие некоторую административную и судебную власть на местах, поддерживавшие общественный порядок. Полномочия таких органов были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.).

Царь выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов правителя своим наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов.

Как и в других древневосточных государствах, в ведении царя сосредоточивались и обширные хозяйственные полномочия: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы осуществляли функции царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников — государственных контролеров.

Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин.

Некоторые самые древние и важные города (например, Вавилон) могли иметь особый юридический статус, поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местного божества. Жители этих городов могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Сложными и противоречивыми были отношения между центральной властью и храмами. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены царю в административном и хозяйственном отношении: он назначал жрецов и администраторов храмов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.

В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Существовали наместники царя на Севере и Юге, начальники областей и округов (рис. 1.2).

Государственный строй Древнего Вавилона (XVIII в. до н.э.).

Рис. 1.2. Государственный строй Древнего Вавилона (XVIII в. до н.э.).

При Хаммураии произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воины стали получать наделы от царской семьи. Однако сохранялось и общинное ополчение.

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалось «вечной».

Профессиональные воины также выполняли полицейские функции. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Так, древневавилонские источники сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

Судьба Вавилона, этого прекрасного города, который не раз подвергался разрушениям и вновь возрождался, сложна и противоречива[3].

В древнее время Вавилон не раз отражал набеги от соседних государств, пока наконец не ослаб и не перестал существовать. В начале VII в. до н.э. халдейский царь Набопаласар (правил в 626—605 гг. до н.э.) сделал Вавилон своей столицей и основал Нововавилонское царство. Государство окрепло при Навуходоносоре II (605—562 гг. до н.э.) — сыне Набопаласара. Навуходоносор много сделал для возвеличивания Вавилона. На северной окраине города выстроил на высокой платформе дачный дворец — одно из семи чудес света, получившее название «висячие сады Семирамиды». В VI в. до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Последним ее царем был Набонид (556—539 гг. до н.э.). Именно ему пришлось изведать горечь поражения: вавилоняне были разбиты в своей столице. Во время осады города персы отвели русло реки в болота, а потом внезапно вторглись по безводному руслу в город, жители которого были захвачены врасплох и не смогли оказать достойного сопротивления. В этой битве погиб и сам Набонид.

  • [1] Различия между этими социальными группами особенно ярко проявились в нормахправа, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей. На неравноправное положение мушкенумов указывают статьи, определяющие наказание за преступления, совершенные против них. Членовредительство, нанесенное авилуму, каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершенопо отношению к мушкенуму, то виновный лишь платил штраф. За украденную у мушкенумавещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, — 30-кратный. В некоторых случаях мушкенумы пользовались особойправовой защитой. Так, кража их имущества каралась как кража из дворца.
  • [2] Рабы рассматривались законом как вещи, находящиеся в полной собственности хозяина. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни О
  • [3] Территория бывшего Вавилона близ современного города Хилла в очередной разпострадала, как и другие территории, в период ввода войск американской коалиции в 2003 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой