Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индикативное планирование. 
Планирование деятельности на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка прогнозов и планов макроэкономического развития получают логическое продолжение в процессе бюджетирования на федеральном и местных уровнях. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет на каждый очередной финансовый год должен быть составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на 1 год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. На основании Положения… Читать ещё >

Индикативное планирование. Планирование деятельности на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индикативное планирование — комплексный метод социально-экономического планирования развития экономической системы. Для него характерны два основных признака:

  • — использование системы показателей-индикаторов. Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, не доступных непосредственному исследованию, например об уровне прибыльности, налоговых ставок, индексах изменения экономических величин, структурных соотношениях и др.;
  • — информирующий и ориентирующий характер индикаторов. Поэтому система индикативного планирования имеет максимально гибкий, рекомендательный характер, информирующий системы управления экономическими субъектами о возможных сценариях развития экономики, что используется для принятия конкретных решений.

Индикатор как центральное понятие системы индикативного планирования, как правило, является интегральным показателем, количественно определяющим качественные характеристики процесса, и имеет векторный характер. В отличие от стандартного планового показателя (однозначного и статичного) индикатор определяется по параметрам границ, в пределах которых экономическая система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

Помимо предельных значений (минимального и максимального) индикаторы могут задавать различное число промежуточных пороговых значений (благоприятное, нормальное, неблагоприятное, тревожное, угрожающее и т. п. но выбранной системе показателей) индикаторов планирования. Для индикативного планирования возможно определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т. е. включения регуляторов для предотвращения данных угроз, например индикаторов «экстремального положения», индикаторов «банкротства» и т. д.

Основное влияние на объект управления через инструмент индикативного планирования осуществляется с помощью регуляторов — особых механизмов поддержания оптимального функционирования процессов. Система индикаторов призвана выполнять роль экономических регуляторов направлений развития структурных элементов экономики вследствие образования так называемых «коридоров» внутри предельных и пороговых границ индикаторов, необходимых и достаточных для принятия управленческих решений на всех подуровнях индикативного планирования.

Регулятор экономический — экономический рычаг (например, цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции), косвенно воздействующий через механизм интересов на участников экономических процессов — хозяйствующих субъектов. Процесс управления строится на мониторинге факторных показателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений регуляторов и условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов.

Индикативное планирование может быть реализовано на разных уровнях управления:

  • — макроэкономическом: в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления федеральных и региональных прогнозов, бюджетных планов и программ;
  • — мезоэкономическом: в виде разрабатываемых корпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и территориально-производственных комплексов;
  • — микроэкономическом: в виде стратегических планов развития предприятий.

Наиболее востребован данный вид планирования на макрои мезоуровне, где основная функция планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры и обеспечении относительно сбалансированного развития экономики путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.

На микроуровне государственные индикативные планы становятся основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации.

Таким образом, государственное индикативное планирование есть процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы в целях достижения указанных индикаторов.

Методика индикативного планирования наиболее приемлема в условиях рыночной экономики в качестве механизма координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов экономики, сочетающего государственные и рыночные регуляторы. Государственное индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию, т. е. все возможные формы макроэкономического планирования.

Как и любой вид планирования, методика индикативного планирования предполагает обязательное прогнозирование. В случае государственного индикативного планирования основой его является целая система национальных прогнозов (рис. 1.1).

Система национальных прогнозов для индикативного государственного и регионального планирования.

Рис. 1.1. Система национальных прогнозов для индикативного государственного и регионального планирования.

На основе прогнозных данных осуществляется процедура выработки государственного индикативного плана, которая может быть реализована по стандартной процедуре планирования от стратегии к программам развития государственного сектора экономики. Далее непосредственное воплощение национальной долговременной стратегии, выраженной в форме индикативных планов социально-экономического развития страны, происходит через действия корпораций (предприятий), через федеральные целевые программы, а также через региональные индикативные планы и целевые программы. Причем и корпорации (предприятия), и региональные структуры являются при изложенном подходе также активными участниками самого творческого формирования индикативных планов федерального уровня. Как и любая современная система планирования, система государственного индикативного планирования должна быть обеспечена обратной связью через механизм контроля (рис. 1.2).

Процесс формирования государственного индикативного плана.

Рис. 1.2. Процесс формирования государственного индикативного плана.

Успех индикативного планирования и систем программирования социально-экономического развития в решающей степени определяется способностью правительств интегрировать стратегические подходы отдельных экономических агентов вокруг общенациональных целей и интересов.

В результате на базе индикативного планирования создается действенный механизм обеспечения согласия в обществе относительно целей и ориентиров социально-экономического развития страны. Правительства воздействуют в рамках индикативного плана на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия прямых решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявляться оптимальная схема предполагаемого экономического роста. Можно утверждать, что основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая, которая одновременно выступает и как мотивационная функция.

При этом индикативные планы не сковывают предпринимательскую инициативу государственных предприятий, так как они призваны влиять на нужные результаты преимущественно через мотивацию предприятий и договорные механизмы. Информационно-ориентирующая и мотивационная функции индикативного плана — мощный ресурс управления экономическими агентами в рыночной системе координат. Это свидетельствует о наличии бо? льших преимуществ у индикативных планов перед планами директивными. В то же время план предусматривает прямые вложения бюджетных ресурсов в реализацию социальных национальных проектов, в обеспечение обороноспособности страны и решение других стратегических задач.

Таким образом, индикативное планирование служит достижению долгосрочных целей экономического развития страны методами косвенного воздействия на предприятия. Без такого плана сложно обосновать направления и размеры инвестиций. В процесс составления плана под эгидой специально создаваемых правительством или президентом страны управляющих органов вовлекаются многие предприятия, независимые субъекты, региональные и местные власти, общественные организации.

Применительно к индикативным планам очень важно оценивать, «достигнуты или не достигнуты цели, поставленные в них». Плановые показатели выступают в качестве экономических индикаторов — носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. Обычно создаются соответствующие подразделения, в функции которых входят постоянный мониторинг динамики фактических показателей и их сравнение с индикативными показателями. При отклонении фактических результатов от намечавшихся проводится анализ причин и при необходимости принимаются меры для корректировки планов.

Выделяют три формы индикативного планирования: конъюнктурная, структурная, стратегическая.

Под конъюнктурной формой понимают совокупность условий и факторов, формально определяющих социально-экономическую ситуацию.

Структурной формой индикативного планирования называют распространение плановой деятельности на мезои микроуровень национальной экономики. При этом акцепт делается на обеспечении реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства, путем контрактных отношений и др. Структурная форма индикативного планирования возникает тогда, когда в рамках селективной структурной политики внимание обращается на территориальный разрез индикативных планов, и для влияния на эти параметры используются механизмы льготных кредитов, налоговых льгот и другие меры государственной поддержки в отношениях с региональными органами управления и частными предприятиями.

Стратегическая форма индикативного планирования предполагает еще более глубокое согласование интересов субъектов всех уровней национальной экономики. Особенностью данной формы является значительное расширение временного горизонта индикативных планов и максимальная их интеграция с долгосрочной общенациональной экономической политикой. Важнейшая функция индикативного планирования в этом случае — концентрация и реализация стратегических планов и национальных программ и проектов и обеспечение сбалансированности динамики всей экономики, взаимодействия технологических укладов.

По временной протяженности индикативные планы разделяются на среднесрочные (на период 3−6 лет) и краткосрочные (годовые). Взаимосвязь между ними понятна: годовые планы являются конкретизацией среднесрочных индикативных проработок. Они отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых индикаторов.

В условиях усиления глобальных взаимосвязей в мире возникает потребность в прогнозах и планах большего горизонта. Поэтому именно среднесрочные (а не годовые) индикативные планы становятся основной системообразующей точкой реализации стратегических планов. В едином режиме со среднесрочными индикативными планами должны разрабатываться и уточняться наборы федеральных целевых программ, а также региональные индикативные планы и целевые программы. Все эти программа должны осуществляться в режиме постоянного взаимодействия с корпорациями и предприятиями.

Согласно Федеральному закону от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Правительство РФ одновременно с объявлением проекта федерального бюджета должно особо представлять Государственной Думе намечаемые проекты развития государственного сектора экономики (планы развития государственного и муниципального секторов экономики).

Разработка прогнозов и планов макроэкономического развития получают логическое продолжение в процессе бюджетирования на федеральном и местных уровнях. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет на каждый очередной финансовый год должен быть составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на 1 год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. На основании Положения о составлении проекта федерального бюджета (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2009 № 286, от 25.06.2009 № 534) бюджет строится на основании сценарных условий функционирования экономики РФ на очередной финансовый год и плановый период и основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период. Так, бюджет на 2009 г. был составлен на основе данных «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» .

Это, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, а с другой стороны, позволяет вносить в них ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

Однако индикативное государственное планирование в полной мере — это не только макроэкономический прогноз и не просто совокупность мер промышленной и региональной политики, а прежде всего процесс общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и общества в целом, процесс достижения согласия по поводу перспектив между фирмами, гражданами и правительственными инстанциями. В связи с этим, учитывая, что в Российской Федерации слабо обозначена законодательно-нормативная база и отсутствует четкая процедура индикативного планирования на макроуровне, можно утверждать, что механизм индикативного планирования не работает в полную силу. В российской практике процесс разработки годового бюджета на основе трехлетнего прогноза развития экономики был и до сих пор остается основным и единственным инструментом регулирования экономических процессов.

Число показателей в системе планирования социально-экономического развития очень велико, поэтому в целях индикативного планирования выбирают только основные, наиболее информативные и существенные индикаторы, необходимые для оценки и контроля возможностей реализации концепций национального развития. Для действенности индикатора важно, чтобы он был инструментальным, т. е. имел регуляторы прямого воздействия на объект управления.

Так, например, основными показателями, представляемыми для разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 г. и на период до 2020 г. (для субъектов РФ), являются:

  • — демографические показатели;
  • — валовой региональный продукт;
  • — промышленное производство.

Используются также и аналогичные показатели по отдельным отраслям (электроэнергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономическая деятельность, рынок товаров и услуг), и ряд макроэкономических показателей (инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения, труд и занятость).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой