Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бразилия (Федеративная Республика Бразилия)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большую часть электроэнергии в Бразилии производят на ГЭС (90%). Крупнейшие электростанции построены на р. Парана (в том числе одна из крупнейших в мире ГЭС «Итайпу» на границе с Парагваем). Развивается атомная энергетика. В Бразилии эксплуатируется единственная двухблочная АЭС «Ангра» (введенная в строй в штате Рио-де Жанейро в 1977 г.). Сооружение третьего энергоблока станции мощностью 1405 МВт… Читать ещё >

Бразилия (Федеративная Республика Бразилия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Территория — 8,5 млн кв. км.

Население — 202,7 млн человек (2014 г.).

Столица — Бразилиа Географическое положение, общие сведения о стране Бразилия — самое крупное по территории и численности населения государство в Южной Америке, расположенное в ее восточной и центральной части. На севере страна граничит с Француз;

Бразилия (Федеративная Республика Бразилия).

ской Гвианой, Суринамом, Гайаной и Венесуэлой, на северо-западе и западе — с Колумбией, Перу, Боливией, на юго-западе и юге — с Парагваем, Аргентиной и Уругваем. Протяженность сухопутных границ Бразилии — 16 тыс. км. На востоке страна омывается водами Атлантического океана на протяжении 7,4 тыс. км.

Наличие крупных портов обеспечивает экономические связи со многими государствами мира. Особенности географического положения страны сказались на особенностях колонизации и позже способствовали проникновению иностранного капитала и транснациональных корпораций в страну.

В Бразилию португальцы проникли в 1500 г. и страна являлась колонией Португалии почти три столетия. Привлекали европейцев, прежде всего, богатейшие месторождения золота и алмазов на этой территории. В XVIII в. Бразилия обеспечивала половину мировой добычи золота. Коренное индейское население (гуайкуру, тупи-гуарани, аймара, карибы и др.) было в значительной степени истреблено в период колонизации и частично подверглось ассимиляции. Сохранившиеся индейские племена обитают главным образом в глубинных областях бассейна р. Амазонки. В связи с недостатком рабочей силы для работы на плантациях вдоль побережья Атлантического океана колонизаторы вплоть до середины XIX в. привозили негров из Африки.

В 1822 г. Бразилия провозгласила независимость. В 1888 г. в стране было отменено рабство, в 1889 г. — была свергнута монархия и провозглашена республика.

В настоящее время Бразилия — федеративная республика. По конституции главой государства, правительства и верховным главнокомандующим является президент. В административном отношении Бразилия делится на 23 штата, 3 территории и Федеральный округ (г. Бразилиа).

Природные условия и ресурсы Бразилия занимает почти половину материка Южная Америка (пятое место в мире по площади территории). Протяженность в меридиональном направлении составляет 4320 км.

Рельеф. Значительные различия наблюдаются между северной низменной частью (бассейн Амазонки) и южной возвышенной частью страны (Бразильское плоскогорье). Амазония — огромная плоская заболоченная низменная равнина с густой сетью полноводных рек, покрытая богатыми, но видовому составу влажными экваториальными лесами. Бразильское плоскогорье (нагорье) сильно приподнято над уровнем моря (2500 м) и полого наклонено к внутренним частям материка. Оно представляет собой высокие холмистые равнины, останцовые горы и впадины. Отдельные участки заняты ступенчатыми лавовыми плато.

Ресурсы. Большая часть территории Бразилии до сих пор слабо освоена в силу своеобразия природно-климатических условий и исторических особенностей заселения и развития территории. Наиболее обжитыми являются прибрежные районы Бразилии, особенно на юго-востоке. Здесь же и были в первую очередь освоены месторождения полезных ископаемых. Уникально значение Бразилии, обладающей богатой минерально-сырьевой базой.

Огромная площадь и особенности геологического строения предопределили исключительное богатство страны разнообразными полезными ископаемыми. Стране принадлежит первое или одно из первых мест в мире по запасам многих из них: железной руды, рутила, ниобия, бериллия, апатитов, бокситов, золота, марганцевой руды и асбеста. Имеются большие запасы титана, кобальта, вольфрама, фосфоритов, урана, магнезита, меди, никеля, молибдена, хромитов, алмазов и др.

Однако ощущается недостаток топливных ресурсов. Ведется постоянная геологическая разведка. Обнаружены запасы нефти на континентальном шельфе, и ведется добыча. Бразилия вышла в мировые лидеры по глубоководному морскому бурению. Достоверные запасы природного газа небольшие (в основном это попутный газ с нефтяных месторождений). Большое распространение имеют горючие сланцы (по запасам — второе место среди капиталистических стран). Основные их месторождения сосредоточены на юге и юго-востоке страны. Месторождения каменного угля (запасы около 12 млрд т) находятся главным образом на юге страны, хотя небольшие месторождения есть также на севере страны и в бассейне Амазонки.

Бразилия занимает первое место в мире по запасам железной руды и ее экспорту. Месторождение Каражас в штате Пара (в Амазонии) является по запасам одним из крупнейших в мире (содержание железа очень высокое — 65%). Здесь создан крупнейший промышленный комплекс по добыче железной руды. Другой крупный железорудный бассейн (основная добыча руды в стране велась до недавнего времени именно здесь) находится в штате Минас-Жерайс, что в переводе означает «Главные рудники», на юго-востоке страны. Одним из самых известных в мире еще с XIX в. является месторождение Итабира. Крупный железорудный район расположен также на западе страны у границ с Боливией и Парагваем. Здесь же находятся крупные месторождения марганцевых руд. Они есть еще на северо-востоке страны (месторождение Серра-ду-Навиу).

Крупные месторождения бокситов обнаружены на севере Бразилии — в Амазонии. Они являются частью обширной бокситоносной зоны, протянувшейся по территории многих стран: Венесуэлы, Гайаны, Суринама, Французской Гвианы и собственно Бразилии.

В штате Минас-Жерайс (как уже было отмечено, уникальном по набору и благоприятному сочетанию полезных ископаемых) находятся кроме вышеотмеченных залежи апатитов, бокситов, фосфоритов, никеля, золота, олова в ассоциации с ниобием, танталом, бериллием, литием и другими редкими металлами.

Половина запасов меди сосредоточена в месторождении Караиба (штат Байя, чуть севернее штага Минас-Жерайс). Титановые руды встречаются в россыпях цирконо-монацитовых песков на побережье Атлантического океана. Широко распространены полиметаллические руды. Руды с наиболее высоким содержанием свинца и цинка находятся около Сан-Паулу. Страна также богата золотом, драгоценными металлами и алмазами (первое место среди стран Латинской Америки).

Климат. Огромной протяженностью Бразилии с севера на юг и с запада на восток обусловлено чередование следующих типов климата: экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического.

В западной Амазонии климат постоянно влажный и жаркий (экваториальный). Количество осадков достигает 2—3 тыс. мм в год. На востоке Амазонии и в центре Бразильского плоскогорья — субэкваториальный с влажным летом и сравнительно сухой зимой. В восточной части плоскогорья климат тропический — жаркий и влажный (с коротким засушливым сезоном). На юге Бразилии климат субтропический.

В соответствии со сменой климатических поясов сменяются и природные зоны, влажные и переменно-влажные экваториальные леса, кустарниковые и высокотравные саванны, районы субтропической растительности.

Леса Амазонии — уникальное богатство, принадлежащее не только Бразилии. По выражению ученых, это «легкие» всей нашей планеты. И это действительно так: от их наличия и состояния зависит климат Земли (глобальное потепление). Сведение этих лесов в последние годы приняло катастрофические размеры и стало предметом тревоги всей мировой общественности. Уникальные по своему видовому составу, размерам и сохранности влажные тропические (экваториальные) леса занимают более 60% территории страны.

Земельные ресурсы. Наличие огромной территории и благоприятных климатических условий создает хорошие возможности для развития многоотраслевого сельского хозяйства. Условия оказались идеальны для произрастания многих тропических культур (сахарного тростника, кофе, какао, бананов, хлопчатника), что сказалось на экспортной ориентации сельского хозяйства страны.

Водные ресурсы. На территории Бразилии велики запасы пресной воды. Здесь протекают крупнейшие реки нашей планеты — Амазонка, Парана, образующие с притоками огромные речные системы. Питание у большинства рек — дождевое. Лишь некоторые реки, берущие начало в горах, получают воду за счет таяния снега и льда. Все реки несут свои воды в Атлантический океан.

Среди рек особо выделяется Амазонка (6400 км) — самая полноводная река на Земле, имеющая также самую большую дельту. В Амазонку впадают реки (притоки), расположенные как в северном, так и южном полушарии, где сезон дождей наступает в разное время. Поэтому дважды в год Амазонка разливается, затопляя огромные пространства. Река судоходна на большом протяжении, далеко в глубь материка по ней могут подниматься океанские суда. Однако ни одной ГЭС на ней нет.

Для гидростроительства наиболее перспективны реки бассейна р. Параны (более половины гидроэнергетического потенциала страны), на которой и построена одна из крупнейших в мире ГЭС (Итайпу), а также р. Сан-Франциску.

Иными словами, Бразилия обладает уникальным сочетанием природно-ресурсной базы и разнообразием ландшафтов.

Население Бразилия — страна с очень значительным людским потенциалом. Население составляет примерно Уз всег0 населения стран Латинской Америки (более 200 млн человек — пятое место в мире).

Развитие этого государства началось на северо-востоке и востоке современной территории Бразилии, бывшей вначале португальской колонией. Сюда же впоследствии завозили негроврабов для работы на плантациях сахарного тростника. Во второй половине XIX в., с развитием кофейного производства, началась массовая европейская иммиграция в страну (итальянцы, португальцы, испанцы, немцы). Переселенцы устремлялись в основном на юг и юго-восток — туда, где были наиболее благоприятные для проживания климатические условия.

Бразильская нация отличается сложным этническим составом, так как сформировалась в результате смешения индейцев (местных жителей), африканских негров и европейских иммигрантов. В настоящее время численность коренного населения (индейцев), проживающих в основном во внутренних районах Амазонии, составляет менее 10% населения страны.

Основное население современной Бразилии составляют бразильцы — нация пестрая в расовом отношении, в состав которой входят: белые (более 50%), мулаты (около 40), негры (6%), а также метисы, самбо и индейцы. Проживают в стране и представители других наций — португальцы, испанцы, немцы, украинцы, японцы и др. В последние годы японская иммиграция внесла заметный вклад в экономическое развитие страны. В Бразилии насчитывается более 1 млн японцев (это самая большая их колония за пределами Японии). Среди них много высококвалифицированных специалистов.

Основная часть бразильцев исповедует католическую религию. Но усиливается влияние протестантизма. Коренные жители (индейские племена) по-прежнему придерживаются традиционных культов и верований.

При средней плотности более 20 человека на 1 кв. км население по территории страны размещено крайне неравномерно. Характерен приатлангический тип расселения, что зависит не только от природно-климатических условий, но в очень большой степени подобное размещение населения было связано с особенностями и направлением европейской колонизации. Освоение португальцами территории началось с северо-востока страны (г. Салвадор был даже столицей этой колонии). Позже, в 1763 г., столица была перенесена в Рио-де-Жанейро (город был основан еще в начале XVI в.). В настоящее время столица перенесена в глубь страны (г. Бразилиа).

В настоящее время в пределах узкой полосы вдоль побережья Атлантики, занимающей всего 7% территории Бразилии, живет почти половина всего населения. В то же время в северной и западной частях страны (в Амазонии) плотность населения менее 1 человека на 1 кв. км.

Темпы естественного прироста населения в Бразилии в последние годы сократились и составляют 0,8%. Коэффициент рождаемости — 14,7/1000, смертности — 6,5/1000 (2014 г.). В возрастной структуре населения велика доля детей. На население в возрасте 0—14 лет приходится свыше 23,8%, в возрасте 15—64 года — 68,6, старше 65 лет — около 7,6%. Ожидаемая продолжительность жизни — 73,3 года (у мужчин — 69,7 лет, у женщин — 77 лет). Коэффициент младенческой смертности высокий — 19 на 1000 родившихся.

Существуют резкие контрасты в уровне жизни как разных слоев населения, так и жителей разных регионов страны. Очень большая доля населения живет за чертой бедности (26%). Средний доход на душу населения в самом развитом экономическом районе на юго-востоке страны в несколько раз выше, чем в намболее отсталом — на северо-востоке. Высока доля неграмотных среди взрослого населения (до 10%).

Быстро в стране проходил процесс урбанизации. Доля городского населения составляет около 87%. Постоянный поток мигрантов направляется в основном в экономически самый развитый район — Юго-Восток. В крупных промышленных центрах возникают городские районы (трущобные зоны) — фавелы, в которых проживает беднота, безработные. Перемещение в 1960 г. столицы из Рио-де-Жанейро в Бразилиа было одним из мероприятий, направленных на ослабление перенаселенности в этом промышленном районе, а также с целью освоения и развития внутренних глубинных районов страны.

Крупнейшие агломерации — Сан-Паулу (более 20 млн человек), Рио-де-Жанейро (около 17 млн), Белу-Оризонти, Порто Аллегри, Бразилиа, Салвадор, Форталеза, Ресифи. Агломерации Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу быстро движутся навстречу друг другу, и эксперты-урбанисты предвидят в ближайшем будущем постепенное слияние этих двух крупнейших индустриальных центров в гигантский мегалополис XXI в.

Хозяйство Природные условия и ресурсная база Бразилии уникальны с точки зрения сырьевой основы для развития таких базовых отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, химия и др. Есть также условия и возможности для развития многоотраслевого сельского хозяйства.

В последние годы во многом за счет привлечения передовых технологий, инвестиций и кредитов из развитых стран Бразилия добилась крупных успехов в создании современного промышленного производства, превратившись из аграрной в индустриальноаграрную страну.

Бразилия — согласно экономико-географической типологии страна, относящаяся к группе развивающихся. Некоторые ученые относят ее даже к НИС (наряду с Сингапуром, Гонконгом, Республикой Кореей и о. Тайвань), что, на наш взгляд, не совсем верно. Она отличается от азиатских НИС по структуре экономики и особенностям товарной структуры внешней торговли, по особенностям развития хозяйства и т. д. Согласно типологии ученых-географов МГУ Бразилию включают в группу «ключевых развивающихся стран» (вместе с Индией).

По объему ВВП в пересчете по паритету покупательной способности валют (2,4 трлн долл., 2013 г.) Бразилия входит в первую десятку стран мира. По объему промышленного производства страна также входит в лидирующую мировую десятку, обгоняя даже многие развитые европейские страны.

Доля промышленности в создании ВВП страны превышает 26%, удельный вес сельского хозяйства заметно снизился и составляет ныне около 6%. Структура занятости экономически активного населения (ЭАН), занятого в народном хозяйстве, несколько иная. В сельском хозяйстве занято 16% ЭАН, в промышленности — 13, в сфере услуг — 71%, но ситуация меняется.

В структуре промышленного производства преобладают отрасли тяжелой промышленности (2/з продукции). При этом традиционные для Бразилии отрасли легкой промышленности сохраняют еще немалое значение, но оно заметно снижается. Для современной обрабатывающей промышленности важным является создание и развитие наукоемких, стратегически важных отраслей, отражающих новый уровень развития научнотехнического прогресса. Это атомная промышленность, производство новых конструкционных и синтетических материалов, точная механика. Развиваются биотехнологические исследования в энергетике, сельском хозяйстве и медицине.

Для Бразилии характерна высокая территориальная концентрация промышленного производства. Основную продукцию (около 80%) производят в трех штатах на юго-востоке страны — Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс.

В последние годы в Бразилии создана мощная горнодобывающая промышленность. Но, несмотря на богатство и разнообразие добываемых полезных ископаемых, доля этой отрасли в ВВП страны невелика.

Бразилия занимает первое место в мире по добыче железной руды, апатитов, производству ниобиевых концентратов; второе — по добыче бокситов и бериллия; третье — по добыче графита и танталовых концентратов; четвертое-пятое — по добыче олова, золота, асбеста.

Железорудная промышленность страны ориентирована в очень большой степени на внешний рынок (экспорт — 260 млн т). Добыча железной руды (свыше 398 млн т, 2013 г. — третье место в мире) ведется в основном в штатах Минас-Жерайс, Пара, МатуГросу. В штате Пара (в Амазонии), на базе месторождений Каражас, в последние годы создан крупнейший комплекс по добыче, обогащению и переработке железной руды и добываемых попутных металлов. В перспективе по проекту «Большой Каражас» предусматривается создание в этом районе более 50 различных промышленных объектов.

Открытие в 1970;е гг. новых месторождений бокситов (в Амазонии) вывело Бразилию па второе место в мире по их запасам, и стало базой для развития собственной алюминиевой промышленности (ранее работавшей на импортном сырье). Ведется также добыча многих руд цветных и редких металлов, а также алмазов и других драгоценных камней. Возрастает добыча радиоактивных минералов, содержащих уран, торий.

Энергетика. В энергобалансе Бразилии используются нефть, газ, дрова, гидроэнергия, каменный уголь и др.

Интенсивные поиски нефти в 1980;е гг. привели к тому, что страна заняла одно из первых мест в Латинской Америке по ее добыче (более 105 млн т, 2013 г.), резко сократив импорт. Добывают нефть в основном из морских месторождений (глубоководное бурение). Бразилия успешно использует альтернативные источники энергии (работают ветряные электростанции, тепловые электростанции на биологической массе на основании сахарного тростника).

Большую часть электроэнергии в Бразилии производят на ГЭС (90%). Крупнейшие электростанции построены на р. Парана (в том числе одна из крупнейших в мире ГЭС «Итайпу» на границе с Парагваем). Развивается атомная энергетика. В Бразилии эксплуатируется единственная двухблочная АЭС «Ангра» (введенная в строй в штате Рио-де Жанейро в 1977 г.). Сооружение третьего энергоблока станции мощностью 1405 МВт планируется завершить в конце 2015 г. Проекты строительства четырех новых энергоблоков АЭС в Бразилии могут быть утверждены в ближайшее время. Предполагается, что два энергоблока будут построены на северо-востоке страны, два — на юго-востоке, в штатах Сан-Паулу, Минас-Жерайс или Рио-де-Жанейро. Что касается реакторов на северо-востоке, то они должны быть сооружены вблизи от р. Сан-Франсиску для организации системы охлаждения. В целом же возможен пересмотр национальной программы развития атомной энергетики в связи с развитием событий на японской АЭС «Фукусима-1».

Черная металлургия полностью работает на собственной высококачественной железной руде, но коксующиеся угли Бразилия вынуждена импортировать.

Выплавка стали заметно выросла (более 30 млн т). Страна входит в десятку мировых лидеров — производителей стали, опережая многие страны Западной Европы. Крупнейшие металлургические заводы находятся на юго-востоке, в штатах МинасЖерайс и Сан-Паулу.

В цветной металлургии Бразилии наиболее развито производство алюминия на местных бокситах на юго-востоке страны. Страна входит в число ведущих экспортеров алюминия. Получили развитие и другие отрасли цветной металлургии.

Машиностроение и металлообработка — отрасли, лидирующие по стоимости продукции в обрабатывающей промышленности страны, и доля этой отрасли постепенно возрастает. Среди стран Латинской Америки Бразилия выделяется и по объему продукции станкостроения. В последние годы страна стала одним из крупнейших в мире экспортеров оружия.

Развито транспортное машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Страна производит свыше 3 млн автотранспортных средств (шестое место в мире), в том числе около 3 млн легковых автомобилей в год (пятое место в мире после Китая, Японии, Германии, Республикой Корея). Отрасль контролируется иностранным капиталом (корпорации «Дженерал Моторе», «Фольксвагенду-Бразил», «Форд-Виллис», «Крайслер-ду-Бразил» и др.).

Бразилия стала одной из ведущих стран мира по производству морских судов. Многие крупные судоверфи контролируются фирмами Японии. Особенно быстро судостроение развивалось в годы так называемого бразильского экономического чуда (1960;е гг.). При расширении участия Бразилии в международном разделении труда и с ростом внешней торговли стало актуальным создание национального торгового флота. При этом Бразилия первой в Латинской Америке начала экспорт судов.

Заметны успехи авиастроения. Выпускается более 10 моделей самолетов. Одним из приоритетных направлений развития машиностроения являются электроника и электротехника. Машиностроение концентрируется в основном в двух промышленных центрах — Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Развиваются многие отрасли экономики, в первую очередь химическая промышленность, а также традиционные — пищевая и текстильная.

Сельское хозяйство. Довольно развитая и значимая отрасль экономики (6% ВВП), в ней занято около 20% ЭАН. Страна в основном достигла самообеспеченности в продовольствии. По объему сельскохозяйственного экспорта Бразилия уступает только США и Франции.

Бразилия — традиционный производитель и поставщик на мировой рынок ряда сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного тростника, сои, кукурузы, какао, бананов, хлопчатника. Страна также обладает значительным поголовьем крупного рогатого скота. По объему сельскохозяйственного экспорта Бразилия уступает только США и Франции.

Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крайней поляризацией в распределении основных средств производства, в первую очередь земли. Еще в прежние времена сложился и продолжает иметь место институт крупной земельной собственности.

(крупное землевладение — латифундии). Также имеет место иностранное землевладение (особенно на юго-востоке страны). Наряду с крупным землевладением широко распространено мелкое землевладение — минифундии (именно они составляют основную массу крестьянских хозяйств). Их удельный вес в земельной собственности невелик, но реальное их значение для решения продовольственной ситуации в стране неизмеримо больше. Именно в минифундиях производится основная часть продовольственных культур для внутреннего потребления — зерновых, бобовых, картофеля (а не экспортных культур, как на плантациях латифундий). В латифундиях, монополизировавших большую часть земельного фонда, обрабатывается лишь около 20% земель, а под кормовыми продовольственными культурами занято еще меньше. Многие плодородные земли используются там под естественные выпасы для скота или не осваиваются.

Ведущая отрасль сельского хозяйства Бразилии — растениеводство, которое имеет ярко выраженную экспортную направленность.

Хлопчатник и сахарный тростник — старейшие плантационные культуры страны. В XVI—XVII вв. сахарный тростник возделывался в основном на северо-востоке Бразилии, и страна тогда была главным в мире поставщиком тростникового сахара. Здесь и сложился слой крупных землевладельцев. На береговых низменностях северо-востока и сейчас возделывается на плантациях сахарный тростник (2/5 национального сбора), а также какао (например, штат Байя дает 95% сбора). На более засушливых склонах Бразильского плоскогорья выращивают хлопчатник.

С XIX в. основным источником доходов и главным экспортным товаром Бразилии становится кофе. Наиболее благоприятные климатические условия и почвы для этой культуры находятся на юго-востоке (штат Сан-Паулу). Сельское хозяйство этого района имеет экспортную направленность и ныне. Но в последние годы кофейные плантации перемещаются вглубь страны — в столичный район страны на правобережье р. Параны. Сейчас это район активного освоения. Но основу экономики в этом районе все же составляет мясное скотоводство.

Из зерновых возделывают пшеницу, ячмень, овес, но пшеницу все же страна еще вынуждена закупать. Главными продовольственными культурами Бразилии, иод которыми занята половина всех посевных площадей, являются кукуруза, фасоль, маниок. Они распространены повсеместно.

Юг страны (штаты Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина) это аграрный район, специализирующийся на выращивании зерновых культур и животноводстве.

Лесное хозяйство также относится к сельскому хозяйству. На севере и в центральной части Бразилии находятся огромные лесные пространства Амазонии (488 млн га). По запасам ценных пород древесины страна занимает первое место в мире. Однако богатства экваториальных лесов используются довольно слабо, так как это малообжитые районы. Наибольшее значение имеет сбор каучука, заготовка орехов и лекарственных растений. Имеют место рыболовство и охота. А древесину хвойных пород деревьев заготавливают на юге страны.

Животноводство Бразилии, преимущественно мясного направления, дает около 40% продукции сельского хозяйства (по стоимости). Преобладает пастбищное скотоводство, а также высокотоварное мясное скотоводство в сочетании с овцеводством (преимущественно на юге страны). Некоторая часть продукции животноводства (мясо, шерсть, шкуры и кожи) экспортируется.

Транспорт. Железнодорожная транспортная сеть Бразилии (около 30 тыс. км — десятое место в мире) начала формироваться еще в конце XIX — начале XX в. Железнодорожные магистрали соединяли центры добычи полезных ископаемых и районы сельскохозяйственного производства с портовыми городами (для вывоза колониальных товаров).

В настоящее время железные дороги модернизируются, и прокладываются новые ветки. Так, в 1985 г. введена в эксплуатацию железная дорога (длиной 887 км) для вывоза железной руды из района месторождения Каражас в новый порт ПунтодеМадейра на севере страны. Строятся или обсуждаются проекты строительства новых дорог от порта Паранагуа до Гуаира, далее на север до Дорадуса и на запад — в Парагвай. В более отдаленной перспективе намечено строительство железнодорожной магистрали Север-Юг (протяженностью более 1000 км), которая соединит железную дорогу района Каражас с федеральными дорогами в экономически развитых районах юго-востока и юга страны.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в пассажироперевозках и имеет очень большое значение в транспортировке грузов. Бразилия обладает наиболее протяженной дорожной сетью в Латинской Америке (1,7 млн км — по протяженности — четвертое место в мире). Но в целом дорожная сеть не отвечает хозяйственным потребностям страны. Многие дороги были проложены (как и железные) еще в колониальное время. Большая густота автодорог в Юго-Восточном и Южном районах сочетается с крайне редкой сетью автодорог в Центрально-Западном и особенно в Северном (Амазония) экономических районах страны.

Для хозяйственного освоения обширных районов Амазонии и ее природных богатств прокладываются новые дороги (которых до 1960;х гг. практически не было). Сооружение магистралей идет как в широтном (для целей внутрирегиональной интеграции и формирования единого рынка), так и в меридиональном направлении (для связи широтных осей и выхода к основным промышленным районам Бразилии).

Трансамазонская магистраль, которая берет начало от Ресифи и Жуан-Песоа (на Атлантическом побережье), протянулась через всю страну до границы с Перу к далее к ее столице городу Лима. На значительной части трассы магистраль проходит почти параллельно течению р. Амазонки (но на расстоянии 300 км к югу). Она связана с уже существующей сетью автодорог в СевероВосточном районе Бразилии. При этом трасса пересекает большое количество крупных рек (притоков Амазонки). Панамериканское шоссе (проходящее через Северную и Южную Америку на западе континентов) соединено с Трансамазонской магистралью.

Большое развитие в стране получило межгородское автобусное сообщение. Самая протяженная автобусная трасса — эго автодорога Рио-де-Жаиейро—Манаус протяженностью 4374 км (около 100 часов пути). В последние годы вводятся в строй так называемые автодорожные экспортные коридоры для улучшения внешнеэкономических связей с соседними государствами бассейна Ла-Платы.

В будущем столица страны — Бразилиа — должна стать важнейшим автодорожным узлом с радиальной сетью дорог от нее во все штаты страны.

В общем тоннаже морского и речного флота Бразилия занимает первое место среди стран Латинской Америки. Морским транспортом перевозится 98% всех внешнеторговых грузов.

В стране насчитывается около 50 морских и речных портов, из них 36 — глубоководные. К числу крупнейших относятся порты Сантус (Сан-Паулу), Рио-де-Жанейро, Ресифи, Виктория, Тубаран экспорт железной руды) и др. Порты на Амазонке от устья вплоть до порта Манаус могут принимать и морские, и речные суда. Несмотря на строительство трансамазонских шоссе, значение портов на Амазонке и ее притоках в освоении этих заболоченных территорий очень велико.

По развитию авиатранспорта Бразилия намного превосходит остальные страны Латинской Америки по всем основным показателям (число аэропортов, объем перевозок грузов и пассажиров и др.). Существует сеть авиалиний, соединяющих между собой главные города Бразилии и ее региональные центры со многими периферийными районами. Некоторые грузы до сих пор из отдаленных районов перевозятся исключительно авиационным транспортом.

Авиационный транспорт широко используется и для связи с другими странами мира. В Бразилии действует свыше 80 крупных аэропортов и нескольких тысяч мелких, но в число аэропортов высшей категории входят всего пять (в том числе международный аэропорт в Рио-де-Жанейро).

Внешнеэкономические отношения Удельный вес Бразилии в мировой торговле невелик (около 1%). В перспективе усиление позиций в мировой экономике связывается с интенсификацией освоения ресурсно-производственного потенциала страны и развитием обрабатывающей промышленности. Экспорт составляет около 242 млрд долл., 2013 г., импорт — 250 млрд долл.

В географической структуре внешней торговли доминируют связи с развитыми странами (60%), но расширяется торговля с соседями по региону, а также значительно вырос объем торговли с Китаем. Среди основных торговых партнеров по экспорту — Китай (17%, 2013 г.), США (более 11), Аргентина (около 7), Нидерланды (5), Германия (4%). Импортирует страна продукцию в первую очередь из США (около 15%), Китая (15), Аргентины (7), Германии (6).

Изменяется товарная структура внешней торговли. Развитие промышленности привело к заметному росту в экспорте (в стоимостном выражении) доли машин и оборудования, а также руд и металлов, химических товаров. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сокращается, хотя они и сохраняют еще свое лидерство. В импорте важнейшими товарами являются машины и транспортное оборудование, комплектующие, топливо, а также продукция химической отрасли.

Одной из важных мер экономического развития страны выступают интеграционные процессы. Бразилия — член многих экономических объединений в Латинской Америке (ЛАИ[1], Амазонский пакт, Ла-Платская группа). Доля страны во внутрирегиональном обороте ЛАИ составляет около 30%.

Экономическая интеграция в этом регионе имеет объективные причины. В связи со слабой конкурентоспособностью промышленных изделий на мировых рынках возникает потребность в специализации и кооперировании производств на региональной основе, формировании многонациональных источников накопления, совместном использовании сырьевых ресурсов.

В 1991 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай заключили договор об образовании общего рынка стран Южного конуса — МЕРКОСУР. Предусматривается снятие таможенных барьеров и свободное передвижение товаров, капитала и рабочей силы. В качестве ассоциированного члена этой группировки выступают Чили.

Обладая мощной ресурсной и экономической базой, обширным потенциальным рынком, Бразилия привлекает капиталы крупных ТНК. Растут иностранные инвестиции. Главная сфера их деятельности — промышленность: горнорудная, транспортное машиностроение, станкостроение и др. Корпорации США занимают лидирующие позиции, с ними конкурируют компании Германии и Японии.

Кроме того, Бразилия широко прибегала (особенно в 1970;е г.) к внешним займам. Проблема внешней задолженности стоит очень остро. Бразилия является крупнейшим среди развивающихся стран должником (внешний долг — 310 млрд долл., 2010 г.).

Фирмы США, получившие в процессе индустриализации латиноамериканских стран «равные возможности» с национальными предприятиями, также заинтересованы в объединении латиноамериканских рынков с тем, чтобы расширить сферу своей деятельности. Поэтому интеграционные процессы в Латинской Америке, с одной стороны, способствуют достижению экономической самостоятельности, а с другой — содействуют экспансии иностранного капитала. С 1995 г. США прилагают значительные усилия по созданию общего рынка стран всего Западного полушария (Free Trade Area of Americas, FTAA). Стратегическая схема торгового союза — постепенная интеграция стран — членов МЕРКОСУР с НАФТА, а, но мере готовности к ним подключатся остальные страны Латинской Америки.

Контрольные вопросы

  • 1. Ответьте, на всей ли территории Бразилии сочетание природных условий и ресурсов является благоприятным условием для хозяйственной деятельности? Почему до сих нор не освоены многие районы страны?
  • 2. Какие факторы (кроме природных) оказали большое воздействие на размещение населения и хозяйства Бразилии?
  • 3. Когда сформировался современный этнический состав населения страны?
  • 4. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить высокий уровень урбанизации Бразилии и других латиноамериканских государств?
  • 5. Какова специализация Бразилии в международном разделении труда?
  • [1] Латиноамериканская ассоциация интеграции.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой