Основные эффекты, устанавливаемые при лонгитюдных схемах
![Реферат: Основные эффекты, устанавливаемые при лонгитюдных схемах](https://gugn.ru/work/6562447/cover.png)
С. Менард приводит пример своего анализа лонгитюдных данных крупного проекта Национального обследования молодежи (National Youth Survey), показавшего, что вступление в брак в подростковом возрасте положительно связано с использованием запрещенных веществ и психиатрическими расстройствами, но вступление в брак в период ранней взрослости отрицательно связано с этими же самыми показателями. Другими… Читать ещё >
Основные эффекты, устанавливаемые при лонгитюдных схемах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели проведения современных лонгитюдных исследований
Основными целями проведения лонгитюдных исследований считаются [Cook, Ware, 1983; Singer, Willet, 2003; Ployhart, Vandenberg, 20 101:
- — установление функциональной формы интраиндивидуальных траекторий, или кривых развития;
- — оценка межиндивидуальных различий в интраиндивидуальных траекториях развития путем построения каузальных моделей, их предсказывающих;
- — увеличение точности измерения экспериментального эффекта путем контроля интраиндивидуальной изменчивости. В этом случае применяются интраиндивидуальные схемы исследования или схемы повторяющихся измерений (repeated measures design), к которым и относится группа лонгитюдных методов, включая схему тестирования «до — после» ;
- — проверка гипотез о направленности каузальных связей и оценка их силы.
Ключевые различия в понимании лонгитюда в литературе связаны с отсутствием консенсуса в отношении минимального количества временных срезов. С. Менард [Menard, 2002] считает, что любое исследование с двумя и более повторяющимися измерениями можно считать лонгитюдным, тогда как другие исследователи [Ployhart, Vandenberg, 2010; Singer, Willet, 2003] указывают на принципиальные ограничения исследований с двумя «волнами» сбора данных, поскольку такие исследования не позволяют оценить функциональную форму развития, а также подвержены влияниям со стороны случайных ошибок измерения, которые при наличии всего двух временных срезов способны привести исследователей к неверным заключениям о наличии и/или направленности эффекта.
Другое различие в понимании лонгитюда связано со стремлением некоторых авторов исключить из лонгитюдных схем все, кроме схемы проспективного панельного лонгитюда (prospective panel design).
Проспективные панельные схемы (дизайны) характеризуются тем, что сбор данных в отношении интересующих исследователя временных отрезков проводится в указанные отрезки, т. е. сбор данных проводится «здесь и сейчас» для каждого временного отрезка.
Ретроспективные панельные дизайны (retrospective panel design) предполагают, что «здесь и сейчас» происходит сбор данных в отношении различных временных периодов в прошлом.
Таким образом, при проспективной схеме данные собираются в соответствующее каждому отрезку время, тогда как ретроспективная схема позволяет собирать данные о событиях и прошлом испытуемых. Тем не менее в обоих случаях данные собираются для одних и тех же выборок-испытуемых. В отличие от указанных двух схем срезовый метод в варианте повторяющегося кросс-секционного лонгитюда (repeated cross-sectional) рассматривает временные периоды как отдельные срезы, а данные собираются на разных группах испытуемых; но признание выборок взаимозаменяемыми (что требует специального планирования, обоснования и проверки) предположительно обеспечивает валидность указанных кросс-секционных или срезовых сравнений.
![Различные формы развития, обнаруживаемые в лонгитюдных исследованиях. По оси абсцисс на всех графиках отложено время.](/img/s/8/25/1542325_1.jpg)
Рис. 19.2. Различные формы развития, обнаруживаемые в лонгитюдных исследованиях. По оси абсцисс на всех графиках отложено время.
Кривые развития в лонгитюдном исследовании, включая установление экспериментальных эффектов
Как уже было отмечено, проведение лонгитюдного исследования преимущественно связано с проверкой гипотез о развитии. Исходя их схемы сравнений значений психологических показателей, их можно назвать также гипотезами о наличии интраиндивидуальной изменчивости с течением времени. Фактор времени при этом полагается фундаментальным предиктором траекторий развития, но не экспериментальным воздействием.
Формулировка гипотез об интраиндивидуальной изменчивости включает утверждения о функциональной форме кривых развития, задаваемой на основе теоретических положений в отношении конкретного феномена, а также на основе первичного визуального анализа данных. При этом, как показано на рис. 19.2, рост может быть линейным и нелинейным, прерванным (в контексте изменения свойства, например, в связи с осуществлением экспериментального воздействия в середине множественных измерений), положительным, отрицательным и т. д. Уточнение функциональной формы кривых развития критично для фальсификации гипотез, проверяемых в лонгитюде. Обнаруживаемые кривые развития позволяют как отклонять предварительные гипотезы (в случае несоответствия им полученных лонгитюдных данных), так и формулировать новые. В этом аспекте гипотетико-дедуктивное рассуждение сближает метод лонгитюда с экспериментальным.
Лонгитюд также позволяет проверять гипотезы о наличии межиндивидуальных различий в интраиндивидуальных кривых развития. Кроме того, анализ кривых, отражающих индивидуальную динамику психологических переменных и их межиндивидуальные различия, связывается с эффектами осуществленных в определенный момент времени экспериментальных воздействий.
Последнее существенно для современных лонгитюдных исследований в связи с развитием представлений об индивидуальном характере каузальных эффектов, т. е. эффектов воздействия НП не как константных, а как зависящих от того или иного набора индивидуальных различий в биологических, социальных и психологических факторах и свойствах человека. Этот подход, названный подходом Рубина — Розенбаума — Холланда — RRH [Rubin, 1974; Rosenbaum, Rubin, 1983; Holland, 1986], позволяет моделировать величину экспериментального эффекта в зависимости от набора измеряемых переменных, которые выступают предикторами, т. е. аналогами НП, по отношению уже к самому показателю экспериментального эффекта (выступающему в современных вариантах развития методов регрессионного анализа в качестве ЗП).
Помимо указанных выше гипотез лонгитюдные исследования позволяют проверять и другие. Так, целью лонгитюда может быть установление исторических трендов в развитии какого-либо свойства. Например, это исследования развития уровня интеллекта в рамках исторических периодов для различных наций [Flynn, 1996]. Другой пример — установление исторических трендов в развитии паттернов взаимосвязей между неоднократно измеренными переменными.
Экскурс 19.1
С. Менард приводит пример своего анализа лонгитюдных данных крупного проекта Национального обследования молодежи (National Youth Survey), показавшего, что вступление в брак в подростковом возрасте положительно связано с использованием запрещенных веществ и психиатрическими расстройствами, но вступление в брак в период ранней взрослости отрицательно связано с этими же самыми показателями. Другими словами, зависимость молодых людей от запрещенных веществ и психиатрическая симптоматика реже наступают, если люди вступают в брак в период ранней взрослости, и чаще — когда это был подростковый возраст.
Другой важной областью использования лонгитюдного метода является включенность его в схемы экспериментальной проверки каузальных гипотез. Во-первых, использование лонгитюдного метода в целях получения нескольких волн данных «до» и «после» экспериментального воздействия в рандомизированных экспериментах позволяет значительно увеличить мощность исследования путем контроля межгрупповых различий в начальных показателях ЗП.
Во-вторых, применение метода временного запаздывания, отсроченных кросскорреляций или линейного панельного анализа позволяет относительно консервативно проверять гипотезы о наличном и отсроченном влиянии одних переменных на другие при невозможности проведения рандомизированного эксперимента [Menard, 2008].
Панельный анализ предполагает построение модели, в которой предшествующие значения переменных предсказывают как их будущие значения, так и значения других переменных после вычета вклада их собственных предшествующих значений.
Лонгитюдный метод отличается и возможностью проверки так называемых рекурсивных каузальных моделей, в которых несколько переменных взаимно влияют друг на друга.
Современное ЛИ редко реализовывается как классический лонгитюд. Приводимые ниже схемы (дизайны) современных ЛИ позволяют графически отобразить соотношение факторов когорты (время рождения) и продолжения измерений на одних и тех же или разных выборках, наиболее часто встречающихся при планировании ЛИ.