Формирование и реализация государственной научно-технической политики
Основным источником финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Такие фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами РФ, физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда. Фонд поддержки научной… Читать ещё >
Формирование и реализация государственной научно-технической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов-.
- • признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
- • гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки, технологий п техники и экспертизе научных и научно-технических программ п проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
- • гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
- • интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;
- • поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники;
- • стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
- • развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
- • развитие международного научного п научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти в области формирования и реализации государственной научно-технической политики распределяются между федеральными органами и органами субъектов РФ.
К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся главным образом такие функции, как:
- • принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
- • выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
- • формирование и реализация научных и научно-технических программ и проектов федерального значения;
- • содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
- • формирование рынков научной (научно-технической) продукции (работ, услуг) Российской Федерации;
- • реализация обязательств по программам и проектам, предусмотренным международными договорами;
- • охрана прав интеллектуальной собственности;
- • формирование системы технического регулирования и системы обеспечения единства измерений в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений соответственно, а также систем научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими и др.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся функции:
- • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сфере;
- • создание государственных научных организаций субъектов РФ, реорганизация и ликвидация указанных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя таких организаций;
- • принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов РФ.
Направления государственной научно-технической политики на среднеи долгосрочный периоды определяются Президентом РФ на основе специального доклада Правительства РФ. При утверждении федерального бюджета определяются годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Такая экспертиза проводится в случае:
- • выбора приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки, технологий и техники;
- • формирования научных и научно-технических программ и проектов;
- • проведения конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроля за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.
Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Оно может осуществляться Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, а также физическими лицами и (или) юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству РФ и законодательству субъектов РФ.
Основным источником финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Такие фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами РФ, физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда. Фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, учредителем которого является Российская Федерация или субъект РФ, может создаваться также в организационно-правовой форме бюджетного или автономного учреждения (государственный фонд).
Для достижения поставленных целей фонд поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, в частности:
- • формирует направления научных исследований и (или) экспериментальных разработок, поддерживаемых таким фондом;
- • проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов и обеспечивает контроль за их результативностью;
- • осуществляет финансовое обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов преимущественно за счет грантов, передаваемых физическим (юридическим) лицам на реализацию указанных программ и проектов.
Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, в программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами ее территории. На территории РФ могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров РФ, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.
Изложенная структура правового регулирования научной и научно-технической деятельности представлена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Структура правового регулирования научной и научно-технической деятельности