Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и реализация государственной научно-технической политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным источником финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Такие фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами РФ, физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда. Фонд поддержки научной… Читать ещё >

Формирование и реализация государственной научно-технической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов-.

  • • признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
  • • гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки, технологий п техники и экспертизе научных и научно-технических программ п проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
  • • гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
  • • интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;
  • • поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
  • • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники;
  • • стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
  • • развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
  • • развитие международного научного п научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти в области формирования и реализации государственной научно-технической политики распределяются между федеральными органами и органами субъектов РФ.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся главным образом такие функции, как:

  • • принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
  • • выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
  • • формирование и реализация научных и научно-технических программ и проектов федерального значения;
  • • содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
  • • формирование рынков научной (научно-технической) продукции (работ, услуг) Российской Федерации;
  • реализация обязательств по программам и проектам, предусмотренным международными договорами;
  • • охрана прав интеллектуальной собственности;
  • • формирование системы технического регулирования и системы обеспечения единства измерений в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений соответственно, а также систем научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими и др.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся функции:

  • • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сфере;
  • • создание государственных научных организаций субъектов РФ, реорганизация и ликвидация указанных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя таких организаций;
  • • принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов РФ.

Направления государственной научно-технической политики на среднеи долгосрочный периоды определяются Президентом РФ на основе специального доклада Правительства РФ. При утверждении федерального бюджета определяются годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Такая экспертиза проводится в случае:

  • • выбора приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки, технологий и техники;
  • • формирования научных и научно-технических программ и проектов;
  • • проведения конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроля за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Оно может осуществляться Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, а также физическими лицами и (или) юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству РФ и законодательству субъектов РФ.

Основным источником финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Такие фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами РФ, физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда. Фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, учредителем которого является Российская Федерация или субъект РФ, может создаваться также в организационно-правовой форме бюджетного или автономного учреждения (государственный фонд).

Для достижения поставленных целей фонд поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, в частности:

  • • формирует направления научных исследований и (или) экспериментальных разработок, поддерживаемых таким фондом;
  • • проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов и обеспечивает контроль за их результативностью;
  • • осуществляет финансовое обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов преимущественно за счет грантов, передаваемых физическим (юридическим) лицам на реализацию указанных программ и проектов.

Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, в программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами ее территории. На территории РФ могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров РФ, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.

Изложенная структура правового регулирования научной и научно-технической деятельности представлена на рис. 6.2.

Структура правового регулирования научной и научно-технической деятельности.

Рис. 6.2. Структура правового регулирования научной и научно-технической деятельности

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой