Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ В 1990-2000-е годы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап (2003 — осень 2008 г.) — период активной интеграции России в мировую финансовую систему. Ускорению интеграционных процессов способствовали подъем национальной экономики, среднегодовые темпы роста которой составили в 2003—2008 гг. 7,1%, расширение притока экспортной выручки в результате повышения цен на нефть и другие виды сырья, развитие внутреннего финансового рынка, укрепление… Читать ещё >

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВУЮ ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ В 1990-2000-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этапы интеграции России в мировую финансовую систему

СССР, несмотря на высокую степень замкнутости и самодостаточности экономики, играл заметную роль в системе международных валютнофинансовых отношений XX в. При этом советская модель участия в международных финансах имела ряд принципиальных особенностей, продиктованных спецификой экономического и идеологического устройства страны.

Во-первых, в Советском Союзе с середины 1920;х гг. действовала валютная монополия, предусматривавшая исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями. Международные расчетные, кредитные и иных финансовые трансакции страны проводились через уполномоченный государственный орган — Внешторгбанк СССР (в 1987 г. переименован во Внешэкономбанк СССР). Все платежи по экспорту и импорту выполнялись в иностранной валюте, советский рубль был замкнутой валютой и имел хождение только внутри страны.

Во-вторых, СССР наиболее тесно сотрудничал в финансовой сфере с социалистическими странами. В 1949 г. было учреждено интеграционное объединение — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого удалось достичь высокого уровня взаимодействия государствучастников. В частности, осуществлялась координация деятельности их экономических и финансовых органов, функционировала система многосторонних расчетов с использованием безналичной клиринговой валюты — «переводного рубля», были созданы межгосударственные организации — Международный банк экономического сотрудничества, выполнявший функции расчетного центра СЭВ, и Международный инвестиционный банк, занимавшийся кредитованием стран — членов объединения.

В-третьих, взаимодействие СССР с капиталистическими странами сводилось главным образом к проведению внешнеторговых расчетов, а также привлечению кредитов западных государств и банков. Масштабы заимствований особенно возросли в 1985—1991 гг., и к моменту распада СССР его внешний долг достиг 97 млрд долл., из них порядка 70% приходилось на задолженность перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

В-четвертых, СССР активно кредитовал развивающиеся страны для оплаты советских поставок машин, оборудования, вооружения, строительства промышленных объектов. В результате сложился огромный долг этих стран перед Советским Союзом, составлявший к началу 1990;х гг. 142 млрд долл. В число крупнейших должников входили, в частности, Куба, Вьетнам, Индия, Сирия, Афганистан и Ирак.

После распада СССР в России был принят курс на отказ от советских принципов хозяйствования и построение открытой экономики рыночного типа. Важнейшим шагом в этом направлении стало принятие Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», разрешившего всем российским предприятиям заниматься внешнеторговыми операциями, открывать валютные счета и приобретать иностранную валюту для оплаты импорта. Ликвидация внешнеторговой и валютной монополии государства обеспечила возможность для выхода на внешние рынки широкого круга российских хозяйствующих субъектов и тем самым для быстрого расширения международных валютно-финансовых связей страны.

Интеграция России в мировую финансовую систему проходила в 1990— 2010;х гг. по следующим основным направлениям:

  • • наращивание трансграничных финансовых потоков между Россией и другими странами (экспорта и импорта капитала);
  • • развитие сотрудничества России с международными финансовыми организациями;
  • • усиление присутствия иностранных инвесторов на российском фондовом рынке (интернационализация рынка);
  • • экспансия иностранных финансовых институтов на российский рынок банковских и страховых услуг;
  • • расширение использования рубля в международном обороте (интернационализация рубля);
  • • транснационализация деятельности отечественных банков.

В современной истории развития международных валютно-финансовых отношений России можно выделить несколько этапов, характеризовавшихся различной интенсивностью процессов интеграции страны в мировую финансовую систему.

Первый этап — начальная интеграция — приходится на 1991 — 1998 гг. В этот период были заложены основы рыночной экономики в России: проведена приватизация предприятий и сформирован корпоративный частный сектор, осуществлена денежная реформа, созданы двухуровневая банковская система, фондовый и валютный рынки. В ходе валютной реформы в 1992 г. была введена внутренняя, т. е. для резидентов, конвертируемость рубля по текущим валютным операциям[1], а после присоединения России к ст. VIII Устава МВФ в 1996 г. были отменены ограничения на выполнение текущих операций для нерезидентов. Тем самым рубль обрел международный статус ограниченно обратимой валюты.

Переход к рынку осуществлялся в условиях глубокого спада экономики. Физический объем ВВП России сократился в 1992—1998 гг. почти в два раза. Инвестиции в основной капитал не превышали 25% от уровня.

1990 г., реальные денежные доходы населения снизились более чем в два раза. Для этого периода были характерны высокая инфляция, периодически проходившая в форме гиперинфляции, значительный и все возраставший дефицит государственного бюджета. Системный кризис переходного периода был вызван в первую очередь проводившейся денежно-кредитной, финансовой и социально-экономической политикой1.

Мировые цены на нефть держались на низком уровне (17—18 долл/барр), поэтому размер товарного экспорта и сальдо текущего баланса РФ были невелики. Страна располагала незначительными международными резервами, объем которых находился в пределах 5—25 млрд долл., и была обременена крупным внешним долгом (табл. 19.1), большая часть которого образовалась в результате принятия на себя Россией всех долговых обязательств бывшего СССР. Взамен, но соглашению с бывшими союзными республиками она получила право на зарубежные советские активы, включая долги других государств.

Таблица 19.1

Государственный внешний долг России в 1994—2000 гг., млрд долл/

Показатель.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Всего.

115,7.

123,2.

125,1.

138,7.

149,8.

158,4.

148,9.

Федеральные органы управления, в том числе:

111,8.

118,5.

114,8.

125,8.

136,4.

138,9.

133,2.

новый российский долг.

7,4.

8,5.

9,0.

22,1.

40,0.

38,3.

34,4.

долг бывшего СССР.

104,4.

110,0.

105,8.

103,7.

95,1.

98,2.

96,8.

субъекты РФ.

0,0.

0,0.

0,0.

0,0.

1,2.

2,4.

2,0.

Органы денежно-кредитного регулирования**.

3,9.

4,7.

10,3.

12,9.

13,5.

19,5.

15,7.

* Данные на 1 января каждого года.

** В основном задолженность по займам МВФ.

Источник: Банк России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit statistics/debt04 .h t m & pid=svs&sid=vd R F.

Вследствие указанных негативных факторов динамика процессов интеграции России в мировые финансы в 1992—1998 гг. была слабой. Об этом свидетельствуют, прежде всего, низкие объемы импорта и экспорта капитала из России. В первой половине 1990;х гг. ввоз капитала в Россию не превышал 20 млрд долл, в год[2][3], и только в 1997 г. он увеличился до 36 млрд долл. Ежегодные объемы экспорта инвестиций в среднем не превышали 20 млрд долл., при этом значительная их часть приходилась на нелегальный вывоз. В 1993—1994 гг. и в 1996 г. отток инвестиций превышал их приток, т. е. Россия, несмотря на тяжелое экономическое положение, выступала нетто-экспортером капитала за рубеж.

Основным импортером капитала выступало государство, остро нуждавшееся в средствах для покрытия дефицита бюджета и обслуживания внешнего долга. Наиболее крупные заимствования осуществлялись у МВФ и МБРР, членами которых Россия стала в 1992 г. Всего за период 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении кредитов России на общую сумму 36,6 млрд долл., из которых фактически было выбрано 22 млрд долл. Роль фонда как кредитора страны в 1990;е гг. была исключительно высока: на начало 2000 г. его доля во внешнем государственном долге России достигала 30,5%1. В свою очередь, МБРР предоставил России в период с 1992 по середину 1998 г. 39 займов на сумму 9,8 млрд долл., из них было использовано 6 млрд долл.[4][5]

Наряду с займами международных финансовых организаций государство привлекало капитал, размещая среди нерезидентов долговые бумаги — государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Задолженность перед нерезидентами по ГКО/ОФЗ быстро росла и в начале 1998 г. приблизилась к 18 млрд долл. Общий внешний долг России достиг в начале 1998 г. 151 млрд долл. (37% ВВП страны за 1997 г.).

Либеральные реформы открыли доступ на российский рынок для иностранных банков и страховых компаний. Однако в 1990;е гг. масштабы их присутствия в России были незначительными, что определялось как сложной экономической ситуацией в стране, так и существовавшими в этот период жесткими ограничениями на их деятельность[6]. К концу 1990;х гг. в России работало около двух десятков дочерних институтов зарубежных банков, в основном обслуживавших иностранные компании и крупных российских экспортеров, а также несколько «дочек» международных страховых компаний. На это же время приходятся первые попытки выхода отечественных банков на внешние рынки. В 1997 г. за рубежом было зарегистрировано 22 их филиала и менее 10 дочерних организаций[7].

Процессы интеграции России в мировую финансовую систему были прерваны дефолтом 1998 г. Его непосредственной причиной стало отсутствие у Правительства РФ средств для исполнения обязательств по ГКО/ОФЗ в условиях резкого роста их доходности, вывоза прибыли, превысившей в июле 1998 г. 120% годовых, вывоза прибыли иностранными инвесторамиспекулянтами с рынка ГКО. В результате 17 августа 1998 г. был объявлен технический дефолт по основным видам государственных ценных бумаг. Это послужило началом усиления кризиса, вызвавшего серьезные потрясения в экономике и на финансовом рынке России. В частности, более чем в три раза упал курс рубля к доллару, многократно обесценились вложения в ГКО/ОФЗ, большинство ведущих (системообразующих) банков обанкротилось. Все это надолго подорвало доверие к России со стороны мирового бизнес-сообщества.

Второй этап (1999—2002 гг.) характеризуется застоем в развитии интеграции России в мировую финансовую систему. Первоначально он был вызван последствиями дефолта 1998 г" а в дальнейшем ситуацию усугубил мировой финансовый кризис 2001 г., спровоцированный крахом рынка акций интернет-компаний в США и повлекший за собой отток капитала из развивающихся стран.

Для данного этапа характеры близкие к нулю или отрицательные (в 2000—2001 гг.) показатели импорта капитала, а также низкие объемы его экспорта, не превышавшие в 2001—2002 гг. 3 млрд долл. Практически остановилась экспансия зарубежных ТНБ в Россию (количество их 100%-х «дочек» в 1999—2002 гг. выросло только на семь банков), оказались замороженными процессы транснационализации деятельности отечественных кредитных институтов, многие из которых в силу финансовых трудностей были вынуждены закрыть свои иностранные подразделения. Торги фьючерсами на рубли на Чикагской товарной бирже (США), начавшиеся в апреле 1998 г. и ставшие первым прецедентом торговли российской валютой на зарубежной площадке, из-за девальвации рубля в октябре того же года была свернуты и возобновлены только в 2003 г.

Важным итогом данного этапа стала стабилизация ситуации с внешним государственным долгом РФ. Прежде всего, благодаря посткризисному восстановлению экономики (среднегодовые темпы прироста ВВП в 1999—.

  • 2002 гг. составили 6,6%), увеличению цен на нефть и улучшению состояния государственного бюджета, ставшего с 2000 г. профицитным, Россия смогла отказаться от новых крупных заимствований за рубежом и перейти к погашению накопленного долга. В частности, после 1999 г. прекратилось привлечение кредитов МВФ. Наряду с этим удалось реструктурировать некоторые виды задолженности, унаследованной от СССР. Так, в 2000 г. были достигнуты соглашения с Лондонским клубом кредиторов о списании 11,7 млрд долл, бывшего советского долга и конвертации оставшейся его части в размере 20,5 млрд долл, в долгосрочные еврооблигации. Все это позволило сократить размер внешнего государственного долга к началу
  • 2003 г. до 103 млрд долл, и по сути завершить этап кризисного управления им.

Третий этап (2003 — осень 2008 г.) — период активной интеграции России в мировую финансовую систему. Ускорению интеграционных процессов способствовали подъем национальной экономики, среднегодовые темпы роста которой составили в 2003—2008 гг. 7,1%, расширение притока экспортной выручки в результате повышения цен на нефть и другие виды сырья, развитие внутреннего финансового рынка, укрепление финансовых возможностей ведущих российских корпораций и банков. Важную роль сыграла также либерализация валютного законодательства. 10 декабря 2003 г. вступил в силу новый Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», снявший большинство запретов на осуществление операций капитального характера, а в 2006 г. были приняты поправки к данному Закону, фактически установившие конвертируемость рубля по капитальным трансакциям. Тем самым Россия стала одной из немногих крупных развивающихся стран, устранившей валютные ограничения на ввоз и вывоз финансовых ресурсов.

Основными тенденциями данного этапа стали:

  • • многократное увеличение ввоза и вывоза капитала, составивших в докризисном 2007 г. соответственно 212 млрд (исторический максимум) и 115 млрд долл.;
  • • преобладание в структуре импорта инвестиций заимствований российских компаний и банков, что привело к быстрому накоплению их внешнего долга;
  • • решение проблемы государственного внешнего долга, общий объем которого к концу 2008 г. снизился до 30 млрд долл., а задолженность бывшего СССР — до 4,5 млрд долл, (в частности, в 2005 г. Россия полностью погасила долг перед МВФ, а 2006 г. — перед Парижским клубом кредиторов);
  • • быстрый рост международных резервов, достигших в августе 2008 г. исторического максимума — 596 млрд долл.;
  • • ускорение экспансии иностранных финансовых институтов в Россию (в частности, число работавших в стране банков со 100%-ным иностранным участием в капитале к 2009 г. возросло до 75), а также отечественных банков за рубеж, особенно в страны СНГ;
  • • усиление активности нерезидентов на российском фондовом рынке (так, их доля в обороте вторичного рынка акций на ММВБ в 2005—2007 гг. почти утроилась, достигнув 36%{);
  • • наращивание торговли рублем на зарубежных площадках;
  • • увеличение объемов ПИИ, направляемых российскими компаниями за рубеж с целью покупки или создания дочерних производственных и сбытовых предприятий.

В результате данных процессов степень интеграции России в мировую финансовую систему существенно возросла. Это имело неоднозначные последствия для отечественной экономики. С одной стороны, расширение притока иностранного капитала в 2003—2008 гг. способствовало ее подъему. Однако оборотной стороной этого стало усиление зависимости национального хозяйства от импорта капитала и, следовательно, от конъюнктуры международных финансовых рынков.

Резко усилившийся приток капитала существенно повлиял на внутреннюю денежно-кредитную и финансовую политику. В связи со скупкой валюты на внутреннем валютном рынке Банком России в 2006—2007 гг. рост рублевой денежной массы ускорился.

К сожалению, российская экономика оказалась не в состоянии задействовать быстрорастущую денежную массу ни через частные инвестиции,[8]

ни через государственные расходы. В связи с угрозой раскручивания инфляции финансовая политика, и денежно-кредитная политика в частности, начиная с 2004 г. была ориентирована на стерилизацию избыточного денежного предложения в целях борьбы с угрозой роста инфляции. В качестве основного инструмента стерилизации использовался специальный Стабилизационный фонд, разделенный в 2007 г. на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд.

В этот период стали очевидны недостаточная нацеленность денежнокредитного регулирования и финансовой политики на экономический рост и структурные изменения в экономике с целью уменьшения ее сырьевой зависимости. По сути дела, регулирование валютного курса по отношению к валютам международной ликвидности осуществлялось с целью поддержания такой структуры платежного баланса, которая обеспечивала бы рост валютных резервов, определенный рост ВВП и доходов бюджета. Эти цели были достигнуты в целом в рассматриваемом периоде. Однако, с другой стороны, денежно-кредитная политика в значительной степени свелась к обеспечению рублевыми ресурсами деятельности экспортеров и способствовала консервации сырьевой направленности экономики России.

Несмотря на рост денежной массы, банковской ликвидности и объемов кредитования, в денежно-кредитном регулировании не удалось создать достаточный для решения стратегических задач экономического развития потенциал кредитования в целом и долгосрочных кредитных ресурсов в частности. Слабая активность денежно-кредитной и финансовой политики в интенсификации внутреннего воспроизводства проявилась в высоких процентных ставках по кредитам корпоративному сектору экономики и населению, в сохранении высокого уровня инфляции, в быстром росте объемов кредитования российских компаний за рубежом. Так, за период 2001—2008 гг. внешний долг российского корпоративного сектора (нефинансовые предприятия) возрос с 21,5 млрд (па 1 апреля 2001 г.) до 264,6 млрд долл, (на 1 апреля 2008 г.) — более чем в 12 раз, а внешняя задолженность российских банков за этот период возросла с 9,8 млрд до 171,4 млрд долл., т. е. более чем в 17 раз[9]. Это свидетельствует о масштабах недофинансирования российской экономики за счет внутренних рыночных источников в этот период.

Зависимость от интеграционной модели мировой финансовой системы усугублялась значительными масштабами экспорта инвестиций из России, в том числе увеличением объемов размещения быстрорастущих золото-валютных резервов Банка России в зарубежные ценные бумаги (в основном в казначейские обязательства США). Все это, с одной стороны, ослабляло внутреннюю ресурсную базу роста экономики России, а с другой — обеспечивало финансирование дефицита платежного баланса и государственного бюджета США и привело к тому, что Россия оказалась крайне уязвима к влиянию мирового кризиса 2008—2009 гг., вызвавшего глубокий спад в национальной экономике.

В этот период вступил в действие закон «О валютном контроле и валютном регулировании» (2003), который значительно либерализовал валют;

ные операции. В связи с укреплением валютного курса рубля отпала необходимость в обязательной продаже части валютной выручки экспортерами, и она была отменена в марте 2006 г.

В целом ситуация 2003—2008 гг. в России является классическим примером противоречивости и неоднозначности механизма сложившейся к тому времени модели экономической и финансовой глобализации, несущего в себе значительные риски, вскрыла также механизм взаимодействия профицитных и дефицитных экономик, и разразившийся мировой финансовый кризис в 2008 г. со всей остротой поставил вопрос о необходимости фундаментальных изменений модели глобализации («мировой финансовой архитектуры»), а также изменений в концептуальных подходах при формировании внутренней денежно-кредитной и финансовой политики в самой России, что отчасти нашло проявление в последующем периоде.

Четвертый этап (2009—2013 гг.) — состояние международных валютнофинансовых отношений России в условиях глобального кризиса и посткризисного восстановления экономики. Кризис, начавшийся в США с роста неплатежей по низкокачественной {subprime) ипотеке, к осени 2008 г. приобрел глобальный характер. Вызванное им падение мировых сырьевых и финансовых рынков привело к серьезным изменениям движения капитала между Россией и другими странами. Прежде всего, начиная со второй половины 2008 г. стал падать импорт инвестиций в Россию. По итогам 2008 г. он уменьшился по сравнению с 2007 г. почти наполовину, до 111 млрд долл., а в 2009 г. снизился до 20 млрд долл. Экспорт капитала осенью 2008 г., напротив, резко ускорился, достигнув по итогам года исторического максимума — 249 млрд долл. В результате чистый вывоз капитала частным сектором составил в 2008 г. 134 млрд долл., в 2009 г. — 58 млрд долл. Столь масштабный отток ресурсов способствовал усилению спада в отечественной экономике, сократившейся в 2009 г. на 7,8%, снижению капитализации рынка акций, девальвации рубля, курс которого к доллару упал с 23,2 руб. в июле 2008 г. до 36 руб. в феврале 2009 г.

Для преодоления кризиса государство было вынуждено активно расходовать международные резервы, объем которых весной 2009 г. уменьшился до 383 млрд долл. Реализация антикризисных мер, а также начавшееся восстановление мирового хозяйства позволили российской экономике во второй половине 2009 г. вернуться к росту. По мере улучшения ее состояния вновь начали расти показатели ввоза и вывоза капитала, достигшие в 2013 г. соответственно 133 млрд и 179 млрд долл.

Одновременно в 2010—2013 гг. снова ускорились процессы интернационализации рубля, продолжилась экспансия иностранных банков в Россию, восстановились и даже усилились позиции иностранных инвесторов на отечественном фондовом рынке. В 2013 г. их доля на биржевом рынке акций достигла 40%, облигаций — 18%[10]. Повышению привлекательности рынка ценных бумаг для нерезидентов во многом способствовали меры по совершенствованию его регулирования и инфраструктуры, принимавшиеся в начале 2010;х гг. Правительством РФ и Банком России в целях создания международного финансового центра в Москве.

Пятый этап (начиная с 2014 г.) — торможение процессов интеграции России в мировую финансвую систему вследствие экономического кризиса и ухудшения политических отношений с западными странами, введения с их стороны финансовых санкций.

В 2014 г. Россия одновременно столкнулась с целым рядом масштабных вызовов: замедлением темпов роста национальной экономики, вызванным ее структурными дисбалансами, усилением геополитической напряженности, двукратным падением мировых цен на нефть, введением западными странами антироссийских санкций, ограничивающих доступ ведущих российских компаний и банков к внешнему финансированию1. Указанные факторы спровоцировали мощный отток капитала из России и серьезную дестабилизацию внутреннего финансового рынка — снижение фондовых индексов, сжатие кредитного рынка, рост процентных ставок, падение в 1,5—2 раза курса рубля к основным валютам. С 2015 г. отечественная экономика вступила в рецессию.

В 2014 г. резко упал импорт капитала, показатели которого впервые с 2001 г. оказались отрицательными (-27 млрд долл.). Главными причинами этого стали осуществление отечественными компаниями и банками крупных выплат, но внешним долгам, а также многократное снижение новых заимствований за рубежом вследствие санкций и роста рисков инвестирования в Россию[11][12]. Падение импорта инвестиций при сохранении значительных объемов их экспорта (98 млрд долл.) привело к тому, что в 2014 г. был достигнут рекордный показатель чистого вывоза капитала частным сектором — 153 млрд долл. Для смягчения последствий столь интенсивного оттока ресурсов и поддержания стабильности национальной финансовой системы государству пришлось использовать международные резервы, объем которых в 2014 г. сократился почти на 25%, до 385 млрд долл. В первом полугодии 2015 г. импорт капитала оставался отрицательным (-48 млрд долл.), однако, поскольку его экспорт снизился до 3,7 млрд долл., чистый вывоз капитала составил 52 млрд долл.

Рекордный отток финансовых ресурсов из России, вызвавший тяжелые потрясения в экономике и на финансовом рынке страны в 2014—2015 гг., свидетельствует о кризисе современной модели участия России в мировой финансовой системе, основанной на принципе «как бы свободного» движения капитала. Современный кризис в очередной раз показал, что данная модель делает страну слишком уязвимой к негативным внешним воздействиям и нуждается в серьезной корректировке с учетом реальных возможностей и потребностей развития национального хозяйства.

  • [1] Федеральный закон от 9 октября 1992 г. № 3615−1 «О валютном регулированиии валютном контроле».
  • [2] См.: Деньги, кредит, банки. Гл. 12.
  • [3] Здесь и далее в параграфе показатели экспорта и импорта капитала приводятсяна основе данных платежного баланса РФ, публикуемого Банком России (URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs). Показатели приводятся без учета приобретения активов и принятия обязательств по производным финансовым инструментам.
  • [4] См.: Смыслов Д. В. История отношений России с международными финансовыми организациями. URL: http://www.ru-90.ru/node/1215.
  • [5] См.: The World Bank Annual Report 1998. The World Bank, Washington D. C., 1998. P. 47.
  • [6] В частности, в 1993—2002 rr. действовала квота 12% на участие иностранных инвесторов в капитале банковского сектора РФ, а до конца 2012 г. — квота 25% на участие нерезидентов в совокупном капитале страховых организаций (с 2013 г. — 50%).
  • [7] См.: Абалкина А. А. Формы и методы экспансии российских банков за рубеж //Деньгии кредит. 2014. № 3. С. 22.
  • [8] См.: Смыслов Д. В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит. 2008. № 1.С.31.
  • [9] 2 По данным Бюллетеня банковской статистики.
  • [10] URL: https://moex.com/ru/Report/2013/fondoviy_rinok_page.html.
  • [11] Принятые летом 2014 г. США и ЕС так называемые секторальные санкции, в частности, устанавливают запрет для банков с государственным участием в капитале (ВЭБ, «Газпромбанк», «Россельхозбанк», ВТБ и Сбербанк) на привлечение займов (в США — на сроксвыше 30 дней, в ЕС — свыше 90 дней), а также размещение новых выпусков акций. Американские санкции также запрещают энергетическим компаниям («Газпром нефть», «Новатэк», «Роснефть», «Транснефть») получать в США займы на срок свыше 90 дней.
  • [12] Ухудшение оценки иностранными инвесторами рисков вложения капитала в Россиюотразилось, в частности, в последовательном снижении в конце 2014 — начале 2015 г. еесуверенных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами мира вплоть до «мусорного"уровня (ВВ+ по шкале Standard & Poor’s).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой