Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Избирательная кампания. 
Сравнительная политология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В США голосование на выборах президента и членов Конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а так называемые промежуточные выборы в Конгресс в тот же день следующего четного года. Здесь необходимо отметить такую особенность президентских выборов в США, как так называемые праймериз, т. е. предварительные выборы. Другими словами, избирательная… Читать ещё >

Избирательная кампания. Сравнительная политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под избирательной кампанией понимается установленный законом процесс и комплекс организационных, агитационных, идеолого-информационных мероприятий, осуществляемых исходя из установленных законодательных норм соответствующими органами государственной власти, политическими партиями, организациями для выборов в органы государственной власти разных уровней от муниципалитетов до главы государства. Наряду с ними и конкретными кандидатами в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой информации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д.

Можно сказать, что избирательная кампания — это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, образовании избирательных округов и участков; в-третьих, начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, выдвижении и регистрации кандидатов; в-нятых, начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, голосовании; в-седьмых, подсчете поданных на выборах голосов.

Вопрос о сроках, порядке, формах, процедурах проведения предвыборной кампании и самих выборов, агитации, источниках финансирования и т. д. в разных странах решается по-разному. Большей частью парламентские выборы назначаются главой государства, а президентские — парламентом, разумеется, с соблюдением установленных законом норм и правил.

Время начала и проведения могут быть более или менее четко зафиксированы в конституции или ином законодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике, Латвии и др.).

В США голосование на выборах президента и членов Конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а так называемые промежуточные выборы в Конгресс в тот же день следующего четного года. Здесь необходимо отметить такую особенность президентских выборов в США, как так называемые праймериз, т. е. предварительные выборы. Другими словами, избирательная кампания по выборам президента проходит в два этапа. Официально праймериз начинаются в феврале года президентских выборов в штате Нью-Гэмпшир. На этом этапе борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Он завершается национальными съездами Республиканской и Демократической партий в июле — августе, на которых официально выдвигаются их кандидаты на пост президента США и принимаются их предвыборные платформы. Со съездов начинается второй этап, который завершается избранием президента и других должностных лиц в первый вторник после первого понедельника ноября месяца.

Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяется дата их проведения.

В Великобритании премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

В России выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования установлено первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие президентские выборы.

Выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день — воскресенье.

В избирательной системе важное место занимает наличие или отсутствие проходного барьера, вводимого при использовании пропорциональной, а отчасти смешанной системы в целях избегания чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парламента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Такой барьер, определяется минимальным процентом голосов избирателей, который каждая из участвующих в выборах партий должна завоевать в масштабах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов.

Уровень такого барьера варьируется от страны к стране. Так, если в Израиле он составляет 1%, то в Италии, Швеции, Венгрии и Болгарии — 4%; в Египте — 8%; в Турции — даже 10%. В России этот барьер установлен на уровне 7% на выборах в Государственную Думу.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии — в день выборов.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. В ряде стран, например, в Белоруссии, нет таких ограничений.

Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются принципы распределения времени, отводимого на СМИ партиям и кандидатами для рекламы их предвыборных программ. Здесь, во всяком случае, на официальном уровне декларируется равенство всех без исключения участвующих в выборах партий и кандидатов. Однако нс всегда и нс всюду этот принцип соблюдается. Устанавливается равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний. Во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.

Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. Сама регистрация может носить как обязательный, так и добровольный характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобритании, Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в списки вносятся все установленные регистраторами лица, имеющие право голоса, вне зависимости от их желания. Таков порядок и в России.

Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.). В этом случае избирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом. К примеру, в США регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избирательными комиссиями и бюро.

Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего и определить, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих выборах. В известной мере этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение личности, подтверждающее место жительства и гражданство. В некоторых странах (например, в Сирии) голосование осуществляется путем простого предъявления удостоверения личности, в котором делается соответствующая отметка.

Выдвижение и регистрация кандидатов — очень важный этап избирательного процесса, в ходе которого четко определяется круг избираемых лиц. Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями.

Чтобы добиться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включить минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.

Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получают возможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и в средствах массовой информации, включая бесплатные выступления в государственных средствах массовой информации. Законодательство различных стран более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной агитации, стремясь прежде всего обеспечить равенство возможностей для всех кандидатов.

К примеру, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании делят эфирное время поровну; социал-либеральным демократам, поскольку до 2010 г. они не являлись парламентской партией, предоставляется половина времени главных партий страны. Национальные партии Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса получают его в своих регионах. Все остальные партии могут требовать предоставления им эфирного времени для изложения своей предвыборной программы лишь при выдвижении не менее 50 кандидатов в избирательных округах.

Во многих странах предусмотрены правила предоставления равных прав партий на получение средств из государственного бюджета на финансирование избирательных кампаний. Установлены пределы финансовых расходов на избирательную кампанию, максимальных размеров частных пожертвований и т. д. В некоторых странах (например, Франция, Венгрия и др.) за несколько дней до голосования не допускается опубликование итогов опросов общественного мнения с тем, чтобы не оказывать давление на избирателя непосредственно перед его выбором. Такие меры предусмотрены и в Российской Федерации Голосование — главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. В голосовании принимают участие избиратели, включенные в соответствующие списки и представившие удостоверения личности или избирательные карточки, выдаваемые в ряде стран при регистрации. Голосование, как правило, происходит очно, но в некоторых странах (во Франции, ФРГ и др.) оно может осуществляться и заочно, по доверенности. Иногда (в Великобритании, ФРГ, Дании и др.) допускается голосование по почте.

Чаще всего голосование происходит традиционным путем — избирательными бюллетенями, но сегодня все шире используется голосование с помощью специальных машин, позволяющих более оперативно подводить итоги голосования и решать ряд других проблем. Как правило, голосование происходит за один день, что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.

Подсчет голосов и определение результатов голосования начинаются непосредственно после истечения срока голосования на избирательных участках. Открыто и гласно определяется число поданных голосов, действительных и недействительных бюллетеней. Закон определяет условия признания бюллетеней недействительными. Итоговые документы участковых избирательных комиссий направляются в окружные избирательные комиссии, которые и определяют результаты голосования по данному избирательному округу. Им также принадлежит право решать вопрос о действительности выборов, а при определенных условиях — о проведении второго тура голосования или новых выборов.

В масштабах страны в целом или ее составных частей итоги выборов подводятся центральными и иными территориальными избирательными органами, которые официально опубликовывают их. В зависимости от установленного в стране типа избирательной системы итоги голосования могут приводить к различным результатам выборов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой