Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социологическая типология культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной России, интегрирующейся в общемировой социально-культурный и экономический порядок, активно проявляются не только позитивные, но и негативные моменты в области культуры. Так, например, деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру несомненно имели положительные последствия. Вместе с тем был на достаточно долгий срок утерян контроль за качеством… Читать ещё >

Социологическая типология культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особое место в социологических исследованиях занимает вопрос типологизации культур. В ее основе могут находится различные типообразующие признаки. Независимо от этого, приведем примеры наиболее известных видов (типов) культур. Прежде всего принято подразделять культуру на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя сферу материальной деятельности человека, ее результаты (орудия труда, жилища, транспорт, книги, произведения искусства, предметы быта, украшения и т. д.), т. е. все то, в чем материализуются знания, умения и верования человека, и которые направлены на преобразование окружающей среды, бьгга и т. д.

Духовная культура — весьма сложное явление, включающее все виды и уровни общественного сознания, системы образования и воспитания, системы учреждений культуры. Сюда относят знание и просвещение, литературу и искусство, философию и нравственность, социокультурные нормы, обычаи, традиции, навыки, художественно-эстетические ценности, художественное творчество. Духовная культура, характеризуя способ жизнедеятельности людей, вместе с тем выступает относительно самостоятельной специфической сферой общественной жизни. Если материальная культура преимущественно представляет достижения в овладении силами природы, то духовная характеризует уровень и глубину познания природы и общества.

В зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира, выделяют такие культуры, как европейская (западная), латиноамериканская, славянская и другие культуры.

Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную» культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.

В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на следующие виды: народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры (т.е. той, основное содержание которой разделяется подавляющей частью общества) могут иметь место такие социокультурные явления как субкультура и контркультура.

Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает в себя: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Народная культура является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.

Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

Массовая культура получает свое развитие и распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем РОС в.). Суть массовой культуры — массовое производство культурных образцов и массовое их потребление, поэтому она производится с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.

Положительные свойства массовой культуры заключаются во всеобщности охвата, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.

Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используется политическими элитами как одно из средств для манипуляции общественным сознанием. А в тоталитарных обществах государство присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.

Социология строит свою типологию культур посредством ее конкретных носителей, этнических, групповых и других общностей. Но прежде всего социология выделяет т.н. доминирующую культуру в том или ином обществе.

Доминирующая культура — совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей, религии.

Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом. Доминирующая культура, как правило, достигает господства путём контроля социальных институтов, таких как учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя фундаментальным принципам, доминирующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Значение контркультуры для доминирующей культуры неоднозначно: с одной стороны протест против существующих норм может привести к ослаблению или исчезновению некоторых элементов культуры, с другой изменения, происходящие в доминирующей культуре, приводят к её трансформации и обновлению.

Субкультура — часть общей, доминирующей в обществе культуры, особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.

Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, профессиональных и др.). Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т. д.

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов (сообществ). Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.

Субкультура — это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности, часть основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию. Контркультура — социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин контркультура относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и бросают им вызов.

Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре.

Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодежным движениям XX в. Господствующая культура не способна охватить все пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб — и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство, затем прочие религии, коммуны утопистов и др.

Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

В современной России, интегрирующейся в общемировой социально-культурный и экономический порядок, активно проявляются не только позитивные, но и негативные моменты в области культуры. Так, например, деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру несомненно имели положительные последствия. Вместе с тем был на достаточно долгий срок утерян контроль за качеством культурной продукции. Массовая культура стала превалировать над элитарной культурой и народным творчеством; в целом значительно усилилась коммерциализация всех видов культуры, теряющих духовную составляющую.

Процесс деградации морально-нравственных ценностей остановлен, но не преодолен; в мировоззрении людей, их духовной жизни неоправданно возрастало религиозное начало; в целом во многих сферах жизни людей стал нарастать клерикализм. Все это сопровожаегся резким снижением посещаемости театров, музеев, библиотек; падением качества общего и специального образования.

Состояние современной культуры характеризует понятие «техногенная цивилизация». В ней акцент делается на развитии техники и технологии вне их социокультурного, человеческого измерения. Возникает техногенный образ жизни. В связи с глобализацией становится актуальным вопрос сохранения уникальности и своеобразия национальных и этнических культур.

Преодоление негативных проявлений в культуре как социальном явлении человеческого общества связано с изменением приоритетов в ценностной шкале, переключение акцентов с техникоэкономической эффективности систем общества на его социокультурное измерение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой