Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная власть: понятие, признаки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Властные отношения представляют собой особый вид общественных отношений, лежащих в основе взаимодействия людей. К примеру, что общего во взаимоотношениях пассажира и контролера, ученика и учителя, детей и родителей, гражданина и государства? Столь разнородные на первый взгляд взаимосвязи объединяет то, что взаимодействие между ними основано на отношениях господства и подчинения, управления… Читать ещё >

Государственная власть: понятие, признаки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форма любого социального явления или процесса представляет собой способ организации, существования и выражения вовне их сущности и содержания. Если следовать этой теоретической посылке, то следует признать, что форма государства — это совокупность способов организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих сущность государства. Поскольку форма государства характеризует организацию и функционирование публичной власти, необходимо определиться с тем, что понимается под государственной властью, каковы ее отличительные признаки.

Государственная власть есть разновидность более широкого, родового понятия «социальная, или общественная, власть», наряду с такими ее видами, как экономическая, политическая, духовная, религиозная, партийная, родительская (отцовская) и другие виды власти.

Под властью понимается способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и т. д. вопреки их сопротивлению.

Властные отношения представляют собой особый вид общественных отношений, лежащих в основе взаимодействия людей. К примеру, что общего во взаимоотношениях пассажира и контролера, ученика и учителя, детей и родителей, гражданина и государства? Столь разнородные на первый взгляд взаимосвязи объединяет то, что взаимодействие между ними основано на отношениях господства и подчинения, управления и исполнения. Эти отношения являются разновидностью властных отношений. Властные отношения представляют собой взаимодействие неравных сторон, одна их которых — субъект власти — способна навязывать свою волю другой — объекту власти, которая вынуждена подчиниться. Это происходит потому, что возможности участников властных отношений неодинаковы, что позволяет одной стороне влиять на другую. Эта способность основана на ресурсах, т. е. возможностях (средствах, благах), которыми обладает властвующий субъект: знаниях, богатстве, силе, авторитете, насилии, убеждении и т. д.

Властные отношения включают в себя четыре элемента (рис. 6.2):

Структура властных отношений.

Рис. 6.2. Структура властных отношений.

  • 1) субъект властвующей воли — тот, кто навязывает свою волю;
  • 2) объект власти — тот, кто испытывает на себе властное воздействие и повинуется ему;
  • 3) содержание властного воздействия — требования, которые субъект предъявляет объекту;
  • 4) отношение объекта к содержанию властного воздействия, которое может выражаться в различных формах — протеста, подчинения, игнорирования, одобрения.

С момента возникновения человеческого общества социальная власть была тем фактором, который упорядочивал взаимоотношения людей, придавал этим взаимоотношениям целесообразность, смысл, позволял ограничивать животный эгоизм человека.

Первоначально источником властных отношений было естественное неравенство людей: одни из них по природе были более умные, хитрые, ловкие, сильные, а другие не обладали особыми личными достоинствами. По этой причине первые подчиняли своей власти вторых.

По мере развития материального производства источником властных отношений стали не столько индивидуальные способности личности, хотя и их не следует отрицать, сколько имущественное (появление бедных и богатых) и социальное (возникновение классов) неравенство. Иначе говоря, источником властных отношений в классовом обществе становятся различные социальные возможности индивидов. Субъекты власти — имущие классы — для навязывания своей воли неимущим классам используют государство, государственную власть.

В отличие от иотестарной (догосударствснной) государственная власть опирается на специфические ресурсы и осуществляется с помощью особых способов — подчинения, господства, руководства, управления, насилия.

Наиболее существенное отличие государственной власти состоит в том, что она согласовывает разнородные интересы людей, стремится выражать или групповые, или общезначимые интересы, опираясь на государственное принуждение и легитимное насилие. Их отличие от принуждения вообще состоит в том, что государственное принуждение основано на организованной силе: государственном аппарате, вооруженных силах, правоохранительных органах (судах, прокуратуре, тюрьмах, полиции, спецслужбах и т. д.), праве. Механизм государства осуществляет управление общественной жизнью средствами как административного, так и правового воздействия. Во втором случае государство определяет правила поведения и взаимоотношений в обществе, обеспечивает обязательное их соблюдение каждым индивидом, нейтрализует неправомерное поведение, лишая правонарушителей свободы.

Наряду с насилием и принуждением в качестве ресурсов государственная власть в своих действиях опирается на убеждения, интерес, авторитет, веру населения. Очевидно, что различные государственные режимы используют вполне определенный набор ресурсов. Так, демократическое, правовое государство осуществляет регулятивное воздействие на общество и индивида посредством права, убеждения, интереса, авторитета, хотя не исключается использование принуждения. В отличие от правового государства тоталитарные режимы опираются на страх, насилие, а также убеждения, которые насаждаются монопольно существующей партией и ее идеологией.

Государственную власть не следует смешивать с политической. Они отличаются гем, что государственная власть является ядром политической. Помимо этого, в политическую власть входит религиозная, партийная, информационная, экономическая и иные виды социальной власти, которые прямо или косвенно влияют на государственную власть, участвуют в ее формировании и реализации. Поэтому политическая власть более представительна по субъектам и разнообразна по ресурсам. Так, наряду с государством и его органами в качестве субъектов политической власти выступают политические партии и лидеры, профсоюзы, Церковь, средства массовой информации, элита, бизнес-элита, ищущие возможность использования государственной власти в реализации своих интересов. В качестве ресурсов негосударственные организации используют влияние, информацию, деньги, идеологию, религию, психологию, чувства и переживания человека, господствующий тип культуры, стереотипы, традиции и т. д.

Государственная власть отличается от политической рядом существенных признаков:

  • 1) она суверенна, т. е. обладает верховенством над иными видами власти и независимостью по отношению к иным государствам;
  • 2) суверенитет государственной власти должен сдерживаться ее легитимностью, т. е. верой населения в то, что данная власть самая лучшая, а потому она имеет право на легитимное насилие. Доверие к государственной власти возникает тогда, когда она стремится осуществлять насущные интересы общества, реагировать на его запросы;
  • 3) государственная власть должна быть законно избранной населением, а не узурпированной кем-то, т. е. обладать легальностью;
  • 4) для реализации общезначимых интересов государственная власть должна характеризоваться единством, которое определяется не только ее принадлежностью народу, нации, обществу (это отражают понятия «народный суверенитет» или «национальный суверенитет»). Единство государственной власти выражается главным образом в ее способности формулировать общезначимые и желательные для большинства населения стратегические цели, определять способы их достижения в направлениях деятельности каждого органа государственной власти и управления;
  • 5) единство государственной власти вовсе не означает ее концентрации в руках какого-то одного органа государства и его полновластия, оно не исключает разделения ветвей власти на основе тех функций, которые они выполняют. Разделение власти может осуществляться как по горизонтали — на законодательную, исполнительную, судебную, так и по вертикали — на центральную и местную.

Обычно первый, третий, четвертый и пятый признаки бывают закреплены в конституции страны. Следовательно, для того чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся потребности населения, государственная власть должна быть разумно организована.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой