Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация НИОКР. 
Экономика предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация науки в фирме связана с «инновационными предприятиями». Этот принцип получил широкое распространение в 1980;е гг. Для разработки, промышленного освоения и первоначального проникновения на рынок с принципиально новой продукцией или (услугой) создаются специальные целевые группы. По условиям создания они подразделяются на «внутренние» и «внешние». «Внутренние целевые группы» выделяются… Читать ещё >

Организация НИОКР. Экономика предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) понимают совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового продукта или технологии.

НИОКР подразделяются на следующие этапы:

  • • фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);
  • • прикладные исследования;
  • • опытно-конструкторские работы;
  • • опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий, создании новых теорий.

В поисковых исследованиях, как правило, находят подтверждение теоретические предложения и идеи.

Достижения фундаментальной науки используются в прикладных исследованиях.

Прикладные исследования направлены на исследование направлений практического применения открытых ранее явлений и процессов. В результате прикладных исследований появляются новые производственные и информационные технологии, новая техника и другие новшества. О признании технического решения изобретения, промышленного образца, полезной модели свидетельствует патент.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) направлены на переход от экспериментального производства к промышленному[1].

Формы организации научных исследований и разработок могут быть различны. Характерной особенностью организации НИОКР в странах с рыночной экономикой является неразрывная (органическая) связь производственной и сбытовой деятельности фирмы с научными исследованиями. Оценочными показателями НИОКР являются, прежде всего, рыночные, сбытовые показатели, а не только характеристики новой техники и технологии. В организации управления научными исследованиями и разработками постоянно происходят изменения. Однако существует и ряд общих моментов. В самом общем виде можно выделить четыре формы организации научно-исследовательских подразделений.

  • 1. Для компаний с однородной однопродуктовой сферой деловой активности и относительно слабо развитыми научными подразделениями характерен организационный принцип централизации. В таких фирмах исследования выполняются в едином центре, возглавляемым вице-президентом по НИОКР.
  • 2. В высокодиверсифицированных компаниях (корпорациях) руководствуются принципом полной децентрализации. Каждое продуктовое подразделение фирмы имеет собственный научно-исследовательский отдел, который функционирует в тесном взаимодействии с производственными и сбытовыми отделами. Он также подчиняется вицепрезиденту по НИОКР.
  • 3. В фирмах, ведущих активную научно-техническую политику, применяется принцип комбинированной централизации НИОКР. Сферы деловой активности фирм обычно связаны между собой общей базовой технологией. Такой принцип характерен для траснациональных корпораций. Типичным является наличие общекорпоративного научно-исследовательского центра иод руководством вице-президента по НИОКР. Все фундаментальные и прикладные исследования ведутся в центре, а доведением нововведений до потребителя занимаются лаборатории филиалов фирм, подчиненные вице-президенту данного подразделения.
  • 4. Организация науки в фирме связана с «инновационными предприятиями». Этот принцип получил широкое распространение в 1980;е гг. Для разработки, промышленного освоения и первоначального проникновения на рынок с принципиально новой продукцией или (услугой) создаются специальные целевые группы[2]. По условиям создания они подразделяются на «внутренние» и «внешние». «Внутренние целевые группы» выделяются из структуры корпорации на период создания и коммерческого освоения нововведения. В течение этого периода на них не распространяются процедуры (управленческие, финансовые и др.), обязательные для других подразделений корпорации, вплоть до приобретения статуса независимой компании. Участники группы подбираются руководителем на добровольной основе. «Внешние целевые группы» (независимые, мелкие специализированные компании, занимающиеся развитием передовой технологии) обычно включаются в сферу деятельности крупной компании. Использование крупными корпорациями «инновационных предприятий» позволяет им сочетать свои преимущества с достоинствами мелкого исследовательского бизнеса.
Существует ряд факторов, определяющих жизнеспособность мелкого научно-технического предпринимательства. Такая форма организации эффективна в отраслях, где оптимальный размер предприятия или рынок невелик, малые фирмы способны проникать на ограниченные или специализированные рынки, которые для крупных корпораций являются убыточными или малоэффективными; малые фирмы часто выполняют роль специализированных поставщиков продукции или услуг крупным фирмам, добиваясь низкого уровня издержек.

Организации, занимающиеся научными исследованиями и разработками, включают подразделения, формируемые по направлениям и характеру работы. Их персонал состоит из исследователей, техников и вспомогательного персонала.

Типология научных организаций представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Классификация научных организаций по типам

Сектор науки (деятельности).

Тип организации.

Государственный сектор

Организации федеральных (центральных) министерств и ведомств (включая Российскую академию наук и отраслевые академии). Организации органов управления республик, краев, областей, городов Москвы, СанктПетербурга.

Организации местных (муниципальных) органов управления.

Предпринимательский сектор

Отраслевые научно-исследовательские институты.

Конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации.

Проектные и проектно-изыскательские организации.

Промышленные предприятия.

Опытные базы.

Прочие.

Сектор высшего образования.

Университеты и другие высшие учебные заведения.

Научно-исследовательские институты (центры), подведомственные высшим учебным заведениям и (или) органам управления высшим профессиональным образованием.

Клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при высших учебных заведениях. Опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные высшим учебным заведениям.

Прочие.

Частный бесприбыльный (некоммерческий) сектор

Добровольные научные и профессиональные общества и ассоциации.

Общественные организации. Благотворительные фонды.

Прочие.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым предприятиям. Малый исследовательский бизнес начал формироваться в нашей стране в 1960;е гг. При этом мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров.

  • [1] Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2010. С. 379−380.
  • [2] Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. 4-е изд. М.: ЮНИТИ, 2012. С. 139.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой