Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военная дидактика. 
Военная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе обучения военнослужащих задачи обучения классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные. Главная задача обучения — военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей воинской службы. Общие задачи касаются учебной дисциплины (предмета), изучаемой на протяжении всего периода подготовки. Предметно-специфические задачи связаны… Читать ещё >

Военная дидактика. Военная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Педагогическая сущность и структура процесса обучения военнослужащих

Дидактике как одной из составляющих военной педагогики в настоящее время уделяется особое внимание. Это обусловлено рядом объективных факторов, оказывающих влияние на всю организацию обучения военнослужащих всех категорий, требующих совершенствования обучения с учетом современных подходов к подготовке военных профессионалов.

Дидактика изучает различные формы взаимодействия тех или иных звеньев обучения, выявляет его закономерные связи, которые кладутся в основу определенных систем обучающих воздействий. Эти системы реализуются в содержании образования (учебных планах, программах) посредством соответствующих средств и методов обучения, организационных форм.

Основными дидактическими концепциями, проверенными и обоснованными в практике военного образования, являются следующие теории обучения:

  • — ассоциативно-рефлекторная (в соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано большинство методов обучения);
  • — поэтапное формирование умственных действий и понятий (качество приобретаемых знаний, умений и навыков (компетенций), развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности);
  • — проблемно-деятельностное обучение (сущность данной теории заключается в том, что в процессе обучения создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения);
  • — концепция программированного обучения (под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства).

Дидактика — теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Первая ее функция связана с изучением различных сторон обучения, выявлением закономерных связей между ними, тенденций и перспектив развития. Нормативно-прикладная функция заключается в разработке проблемы отбора содержания образования, обосновании и реализации принципов, форм и методов обучения. В единстве этих функций — сущность процесса обучения, реализация его образовательных и воспитательных задач.

Процесс обучения представляет собой целенаправленное, организованное, систематически осуществляемое, взаимосвязанное и взаимообусловленное взаимодействие обучающих с обучающимися в целях формирования и развития у них знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных компетенций в соответствии с существующими требованиями.

Военная дидактика рассматривает обучение военнослужащих, с одной стороны, как специфический педагогический процесс, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить высокую постоянную боевую готовность подразделений (частей, кораблей), их способность выполнить свой конституционный долг перед народом — защитить Отечество от посягательств любого агрессора. С другой стороны, обучение рассматривается как сложный процесс, выполняющий социально значимые функции.

Основными функциями обучения являются:

— образовательная (вооружение военнослужащих знаниями, умениями и навыками, выработка определенного мировоззрения);

воспитательная (формирование у военнослужащих качеств личности, необходимых защитникам Отечества, и качеств воинского коллектива, обусловливающих позитивное взаимодействие при выполнении совместных задач);

  • — развивающая (формирование у военнослужащих умения мыслить творчески, развитие логического мышления, самостоятельности в решении учебных задач);
  • — психологическая (формирование у военнослужащих психологической устойчивости и внутренней готовности к успешным действиям в современном бою) (рис. 5.1).
Основные функции процесса обучения военнослужащих.

Рис. 5.1. Основные функции процесса обучения военнослужащих

В процессе обучения военная дидактика выявляет его закономерности и принципы, обосновывает условия успешного использования различных методов, приемов, форм и средств в подготовке обучающихся. Все это осуществляется в целях проектирования организации, содержания и методики процесса обучения военнослужащих и выработки рекомендаций для его совершенствования.

Процесс обучения организуется и проводится в соответствии с требованиями военной политики государства, а также с приказами и директивами министра обороны Российской Федерации. Его организационно-содержательную основу составляют: военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы боевой подготовки.

Охарактеризовать процесс обучения можно, проследив его в динамике, т. е. выявив, каким образом меняется его состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с его функциями.

Рассматривая структуру процесса обучения, необходимо выделить его структурные компоненты: цель и задачи, содержание обучения; средства педагогической коммуникации обучающего и обучающихся; формы деятельности педагога и способы осуществления им педагогического руководства деятельностью и поведением обучающихся; содержательное, методическое и организационное обеспечение боевой подготовки; логические основания процесса обучения; результат обучения; оценочно-корректировочную часть процесса обучения; его прямые и обратные связи.

Системообразующими составляющими процесса обучения выступают цель обучения, деятельность обучающихся и результат. Переменными составляющими этого процесса являются средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, специальные, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса.

Обобщающим началом единства системообразующих и переменных составляющих обучения является совместная предметная деятельность преподавания и учения. Процесс обучения, реализуемый через деятельность, предполагает: постановку цели обучения и принятие ее обучающимися; планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели; предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; исполнение обучающими учебных операций, организацию совместной работы обучающего и обучающихся (организация и самоорганизация обучающихся при применении нового учебного материала до оптимального уровня в данных условиях); организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания материала и самоконтроль; анализ и самоанализ, оценку результатов обучения (рис. 5.2).

Краткий анализ основных элементов процесса обучения позволяет четче обозначить их структурные связи и особенности.

Цель — заранее осознанный и планируемый результат (это идеальная модель результата). Его достижение требует сознательной, целенаправленной, длительной, организованной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность — элементы одного и того же процесса — достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями подготовки войск (сил). Выбор главной цели определяет средства ее достижения: методы и приемы работы обучающего. Цель достигается посредством определения и последовательного решения конкретных задач.

Структура процесса обучения военнослужащих.

Рис. 5.2. Структура процесса обучения военнослужащих.

В процессе обучения военнослужащих задачи обучения классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные. Главная задача обучения — военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей воинской службы. Общие задачи касаются учебной дисциплины (предмета), изучаемой на протяжении всего периода подготовки. Предметно-специфические задачи связаны с вопросами, которые должен научиться решать военнослужащий в результате усвоения данного предмета на различных этапах периода обучения. Частные задачи направлены на изучение конкретных разделов, тем, предметов. При этом формулировка цели и задач обучения обеспечивает правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, норм, темпа и последовательности подачи учебного материала.

Ведущая роль в процессе обучения военнослужащих принадлежит обучающему. Его основными педагогическими задачами являются: организация учебной деятельности военнослужащих и управление ею; изложение учебного материала в систематизированном виде и показ наиболее целесообразных приемов работы с боевой техникой; развитие у военнослужащих интереса к учению и других положительных мотивов; формирование у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания, совершенствовать свое боевое мастерство; проверка подготовленности подчиненных, оценка их знаний, умений, навыков, которые выражаются в их профессиональных компетенциях.

Осуществляя данные задачи, обучающий выступает как организатор и руководитель деятельности военнослужащих. Он воздействует на них различными методами, средствами и приемами. В процессе этой деятельности обучающиеся овладевают соответствующими знаниями, умениями, навыками (компетенциями), одновременно у них развивается мышление, закрепляются воля и характер, формируются морально-боевые качества, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая готовность к бою.

Основным объектом воздействия и важным структурным элементом процесса обучения являются обучающиеся. Взаимодействие между педагогом и обучающимися, взаимоотношения между ними являются центральным звеном педагогического процесса (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Взаимодействие обучающего и обучающегося.

Деятельность педагога.

Деятельность обучающегося.

  • 1. Разъяснение целей и задач обучения.
  • 2. Ознакомление обучающихся с новыми знаниями (явлениями, событиями, предмета м и, за ко н о м ер н остя м и).
  • 3. Управление процессом осознания

и приобретения знаний, умений, навыков (компетенций).

  • 4. Управление процессом познания научных закономерностей.
  • 5. Управление процессом перехода от теории к практике.
  • 6. Организация самостоятельной, творческой деятельности обучающихся.
  • 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучающихся
  • 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.
  • 2. Восприятие новых знаний, умений, навыков (компетенций).
  • 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.
  • 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.
  • 5. Приобретение умений и навыков (компетенций), их систематизация.
  • 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.
  • 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений

Важное значение в процессе обучения военнослужащих отводится содержательному элементу. Содержание обучения представляет собой систему знаний, умений и навыков (компетенций), которыми овладевают обучающиеся за время учебы. Оно должно всецело соответствовать современным требованиям подготовки военнослужащих с высоким уровнем военно-профессиональной выучки. Знания, умения и навыки (компетенции), приобретаемые военнослужащими в процессе обучения, в конечном итоге формируют у них воинское и боевое мастерство. Это реализуется в процессе изучения военнослужащими различных предметов, включенных в программу подготовки по соответствующей специальности.

Значительное место в процессе обучения военнослужащих принадлежит методической системе обучения. Методика обучения предполагает комплексное и оптимальное использование в процессе боевой подготовки методов, приемов и средств обучения. Свою специфику имеют и формы организации обучения военнослужащих — это внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Завершающим элементом процесса обучения военнослужащих является результат. В логическом понимании результат — это реализованная цель обучения. Основными его показателями выступают знания, умения, навыки (компетенции) и профессиональные качества военнослужащих.

Общекультурные и профессиональные компетенции представляют собой способность к реализации в профессиональной деятельности качественных знаний, умений и навыков.

Для процесса обучения военнослужащих важным структурным элементом является диагностика и управление обучением.

Основными показателями оценки процесса обучения военнослужащих является его результативность и эффективность. Результативность прежде всего связана с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности и воспитанности обучающихся. Эффективность процесса обучения определяет степень его функциональности, степень исполнения и уровень действенности технологического процесса, соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата.

Основу системного анализа результатов обучения составляют два структурных компонента (обучающий и обучающиеся) и три системообразующих фактора (цель — результат, содержание и способы деятельности).

Оценивая организационную деятельность обучающего, важно учесть соответствие всех его действий таким психолого-педагогическим требованиям к организации умственного и физического труда, как рациональность, оптимальность, целесообразность и эффективность используемых методов и приемов; умение создавать условия, способствующие поддержанию у обучающихся положительной мотивации к обучению.

В современном понимании для процесса обучения военнослужащих характерны основные признаки: двусторонний характер; совместная деятельность обучающего и обучающихся; руководство со стороны обучающего; условность и единство; соответствие закономерностям обучения; управление развитием и воспитанием обучающихся; специальная планомерная организация и управление.

Процесс обучения военнослужащих имеет свои особенности. Он проводится в условиях постоянной боевой готовности. Обучение военнослужащих характеризуется резко выраженной практической направленностью. Подготовка военнослужащих протекает в условиях высокого уровня интеллектуального, морального, психологического и физического напряжения. Определяющее воздействие на обучение оказывают социально-экономические условия страны. Процесс обучения находится в непосредственной зависимости от военно-технических условий.

Для полной характеристики процесса обучения военнослужащих необходимо рассмотреть закономерности обучения.

Все закономерности, действующие в процессе обучения военнослужащих, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием весь процесс обучения, называются общими, а закономерности, действия которых распространяются на отдельные компоненты, — частными (специфическими).

К обгцим закономерностям процесса обучения военнослужащих относятся:

  • — зависимость цели обучения от уровня и темпов развития Вооруженных Сил, их потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей военно-педагогической науки и практики;
  • — обусловленность содержания обучения социальным заказом, целями обучения, темпами социального и научно-технического прогресса, индивидуальными возможностями обучающихся, материально-техническими возможностями части (корабля);
  • — зависимость качества обучения от характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, времени обучения и его продуктивности;
  • — обусловленность методов обучения знаниями и навыками обучающихся, целями и содержанием обучения, учебными возможностями военнослужащих, материально-техническим обеспечением и организацией учебного процесса;

В числе специфических закономерностей процесса обучения выделяют закономерности собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Специфические закономерности процесса обучения военнослужащих.

Компонент процесса обучения.

Закономерная связь и зависимость.

Дидактический.

  • 1. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.
  • 2. Результаты обучения прямо пропорционально зависят от осознания целей обучения обучаемыми.
  • 3. Результаты обучения зависят от способа включения обучающихся в учебную деятельность.
  • 4. Результаты обучения зависят от применяемых методов, средств и форм.
  • 5. Результаты обучения находятся в прямо пропорциональной зависимости от педагогического мастерства обучающегося

Гносеологический.

  • 1. Результаты обучения прямо пропорциональны умению обучающихся учиться.
  • 2. Продуктивность усвоения знаний, умений, навыков прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений, навыков.
  • 3. Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности обучающихся.
  • 4. Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения.
  • 5. Продуктивность усвоения зависит от интенсивности включения обучающихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем

Психологический.

  • 1. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучающихся к учебной деятельности.
  • 2. Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям обучающихся.
  • 3. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интенсивности тренировки.

Окончание табл. 5.2

Компонент процесса обучения.

Закономерная связь и зависимость.

  • 4. Результат усвоения конкретного материала зависит от способности обучающихся к овладению конкретными знаниями, умениями, навыками (компетенциями), от индивидуальных склонностей обучающихся.
  • 5. Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и способности мышления обучающихся.
  • 6. Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности знаний, умений и навыков (компетенций)

Кибернетический.

  • 1. Обученность прямо пропорциональна обучаемости.
  • 2. Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
  • 3. Качество знаний зависит от эффективности контроля.
  • 4. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
  • 5. Эффективность управления находится в прямой зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей обучающихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия

Социологический.

  • 1. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.
  • 2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.
  • 3. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальной среды», интенсивности взаимообучения.
  • 4. Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.
  • 5. Эффективность обучения зависит от качества общения обучающего с обучающимися.
  • 6. Дидактогения (грубое отношение педагога к обучающемуся) ведет к снижению эффективности обучения группы, каждого обучающегося в отдельности

Организационный.

  • 1. Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у обучающихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
  • 2. Результаты обучения зависят от работоспособности обучающихся.
  • 3. Результаты обучения зависят от работоспособности обучающего.
  • 4. Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда

Рассмотренные закономерности дидактически взаимосвязаны. Проявляясь через массу случайностей, их действия взаимодополняются, взаимоусиливаются или взаимоослабляются. Все это, естественно, усложняет процесс обучения военнослужащих, делает его многогранным и противоречивым. Поэтому знание закономерностей процесса обучения помогает военному педагогу правильно намечать важные пути и средства совместной учебной деятельности с военнослужащими.

Движущими силами процесса обучения являются присущие ему противоречия. К основным из них относятся: противоречие между воздействием обучающего и возможностями обучающихся овладеть программным материалом в строго определенные сроки; противоречие между требованиями современного боя и возможностью его моделирования (воссоздания) на занятиях и учениях; противоречие между потребностями в усвоении недостающих знаний для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.

Кроме основных противоречий, для процесса обучения характерны и такие, как противоречие между преподаванием и учением, индивидуальной и коллективной подготовкой, теоретической и практической учебной работой обучающихся, между ранее усвоенным и изучаемым материалом, между учебно-познавательными действиями и научными знаниями, между знанием и формированием умений, навыков и др.

Названные противоречия возникают до тех пор, пока осуществляется обучение, в процессе которого они устраняются совместными усилиями обучающего и обучающихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой