Военная дидактика.
Военная педагогика
В процессе обучения военнослужащих задачи обучения классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные. Главная задача обучения — военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей воинской службы. Общие задачи касаются учебной дисциплины (предмета), изучаемой на протяжении всего периода подготовки. Предметно-специфические задачи связаны… Читать ещё >
Военная дидактика. Военная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Педагогическая сущность и структура процесса обучения военнослужащих
Дидактике как одной из составляющих военной педагогики в настоящее время уделяется особое внимание. Это обусловлено рядом объективных факторов, оказывающих влияние на всю организацию обучения военнослужащих всех категорий, требующих совершенствования обучения с учетом современных подходов к подготовке военных профессионалов.
Дидактика изучает различные формы взаимодействия тех или иных звеньев обучения, выявляет его закономерные связи, которые кладутся в основу определенных систем обучающих воздействий. Эти системы реализуются в содержании образования (учебных планах, программах) посредством соответствующих средств и методов обучения, организационных форм.
Основными дидактическими концепциями, проверенными и обоснованными в практике военного образования, являются следующие теории обучения:
- — ассоциативно-рефлекторная (в соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано большинство методов обучения);
- — поэтапное формирование умственных действий и понятий (качество приобретаемых знаний, умений и навыков (компетенций), развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности);
- — проблемно-деятельностное обучение (сущность данной теории заключается в том, что в процессе обучения создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения);
- — концепция программированного обучения (под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства).
Дидактика — теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Первая ее функция связана с изучением различных сторон обучения, выявлением закономерных связей между ними, тенденций и перспектив развития. Нормативно-прикладная функция заключается в разработке проблемы отбора содержания образования, обосновании и реализации принципов, форм и методов обучения. В единстве этих функций — сущность процесса обучения, реализация его образовательных и воспитательных задач.
Процесс обучения представляет собой целенаправленное, организованное, систематически осуществляемое, взаимосвязанное и взаимообусловленное взаимодействие обучающих с обучающимися в целях формирования и развития у них знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных компетенций в соответствии с существующими требованиями.
Военная дидактика рассматривает обучение военнослужащих, с одной стороны, как специфический педагогический процесс, главная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить высокую постоянную боевую готовность подразделений (частей, кораблей), их способность выполнить свой конституционный долг перед народом — защитить Отечество от посягательств любого агрессора. С другой стороны, обучение рассматривается как сложный процесс, выполняющий социально значимые функции.
Основными функциями обучения являются:
— образовательная (вооружение военнослужащих знаниями, умениями и навыками, выработка определенного мировоззрения);
воспитательная (формирование у военнослужащих качеств личности, необходимых защитникам Отечества, и качеств воинского коллектива, обусловливающих позитивное взаимодействие при выполнении совместных задач);
- — развивающая (формирование у военнослужащих умения мыслить творчески, развитие логического мышления, самостоятельности в решении учебных задач);
- — психологическая (формирование у военнослужащих психологической устойчивости и внутренней готовности к успешным действиям в современном бою) (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Основные функции процесса обучения военнослужащих
В процессе обучения военная дидактика выявляет его закономерности и принципы, обосновывает условия успешного использования различных методов, приемов, форм и средств в подготовке обучающихся. Все это осуществляется в целях проектирования организации, содержания и методики процесса обучения военнослужащих и выработки рекомендаций для его совершенствования.
Процесс обучения организуется и проводится в соответствии с требованиями военной политики государства, а также с приказами и директивами министра обороны Российской Федерации. Его организационно-содержательную основу составляют: военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы боевой подготовки.
Охарактеризовать процесс обучения можно, проследив его в динамике, т. е. выявив, каким образом меняется его состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с его функциями.
Рассматривая структуру процесса обучения, необходимо выделить его структурные компоненты: цель и задачи, содержание обучения; средства педагогической коммуникации обучающего и обучающихся; формы деятельности педагога и способы осуществления им педагогического руководства деятельностью и поведением обучающихся; содержательное, методическое и организационное обеспечение боевой подготовки; логические основания процесса обучения; результат обучения; оценочно-корректировочную часть процесса обучения; его прямые и обратные связи.
Системообразующими составляющими процесса обучения выступают цель обучения, деятельность обучающихся и результат. Переменными составляющими этого процесса являются средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, специальные, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса.
Обобщающим началом единства системообразующих и переменных составляющих обучения является совместная предметная деятельность преподавания и учения. Процесс обучения, реализуемый через деятельность, предполагает: постановку цели обучения и принятие ее обучающимися; планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели; предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; исполнение обучающими учебных операций, организацию совместной работы обучающего и обучающихся (организация и самоорганизация обучающихся при применении нового учебного материала до оптимального уровня в данных условиях); организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания материала и самоконтроль; анализ и самоанализ, оценку результатов обучения (рис. 5.2).
Краткий анализ основных элементов процесса обучения позволяет четче обозначить их структурные связи и особенности.
Цель — заранее осознанный и планируемый результат (это идеальная модель результата). Его достижение требует сознательной, целенаправленной, длительной, организованной деятельности человека. Цель и целеполагающая деятельность — элементы одного и того же процесса — достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями подготовки войск (сил). Выбор главной цели определяет средства ее достижения: методы и приемы работы обучающего. Цель достигается посредством определения и последовательного решения конкретных задач.
Рис. 5.2. Структура процесса обучения военнослужащих.
В процессе обучения военнослужащих задачи обучения классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные. Главная задача обучения — военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей воинской службы. Общие задачи касаются учебной дисциплины (предмета), изучаемой на протяжении всего периода подготовки. Предметно-специфические задачи связаны с вопросами, которые должен научиться решать военнослужащий в результате усвоения данного предмета на различных этапах периода обучения. Частные задачи направлены на изучение конкретных разделов, тем, предметов. При этом формулировка цели и задач обучения обеспечивает правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, норм, темпа и последовательности подачи учебного материала.
Ведущая роль в процессе обучения военнослужащих принадлежит обучающему. Его основными педагогическими задачами являются: организация учебной деятельности военнослужащих и управление ею; изложение учебного материала в систематизированном виде и показ наиболее целесообразных приемов работы с боевой техникой; развитие у военнослужащих интереса к учению и других положительных мотивов; формирование у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания, совершенствовать свое боевое мастерство; проверка подготовленности подчиненных, оценка их знаний, умений, навыков, которые выражаются в их профессиональных компетенциях.
Осуществляя данные задачи, обучающий выступает как организатор и руководитель деятельности военнослужащих. Он воздействует на них различными методами, средствами и приемами. В процессе этой деятельности обучающиеся овладевают соответствующими знаниями, умениями, навыками (компетенциями), одновременно у них развивается мышление, закрепляются воля и характер, формируются морально-боевые качества, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая готовность к бою.
Основным объектом воздействия и важным структурным элементом процесса обучения являются обучающиеся. Взаимодействие между педагогом и обучающимися, взаимоотношения между ними являются центральным звеном педагогического процесса (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Взаимодействие обучающего и обучающегося.
Деятельность педагога. | Деятельность обучающегося. |
и приобретения знаний, умений, навыков (компетенций).
|
|
Важное значение в процессе обучения военнослужащих отводится содержательному элементу. Содержание обучения представляет собой систему знаний, умений и навыков (компетенций), которыми овладевают обучающиеся за время учебы. Оно должно всецело соответствовать современным требованиям подготовки военнослужащих с высоким уровнем военно-профессиональной выучки. Знания, умения и навыки (компетенции), приобретаемые военнослужащими в процессе обучения, в конечном итоге формируют у них воинское и боевое мастерство. Это реализуется в процессе изучения военнослужащими различных предметов, включенных в программу подготовки по соответствующей специальности.
Значительное место в процессе обучения военнослужащих принадлежит методической системе обучения. Методика обучения предполагает комплексное и оптимальное использование в процессе боевой подготовки методов, приемов и средств обучения. Свою специфику имеют и формы организации обучения военнослужащих — это внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Завершающим элементом процесса обучения военнослужащих является результат. В логическом понимании результат — это реализованная цель обучения. Основными его показателями выступают знания, умения, навыки (компетенции) и профессиональные качества военнослужащих.
Общекультурные и профессиональные компетенции представляют собой способность к реализации в профессиональной деятельности качественных знаний, умений и навыков.
Для процесса обучения военнослужащих важным структурным элементом является диагностика и управление обучением.
Основными показателями оценки процесса обучения военнослужащих является его результативность и эффективность. Результативность прежде всего связана с уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности и воспитанности обучающихся. Эффективность процесса обучения определяет степень его функциональности, степень исполнения и уровень действенности технологического процесса, соотношение затрат (временных, материальных, финансовых и др.) и достигнутого результата.
Основу системного анализа результатов обучения составляют два структурных компонента (обучающий и обучающиеся) и три системообразующих фактора (цель — результат, содержание и способы деятельности).
Оценивая организационную деятельность обучающего, важно учесть соответствие всех его действий таким психолого-педагогическим требованиям к организации умственного и физического труда, как рациональность, оптимальность, целесообразность и эффективность используемых методов и приемов; умение создавать условия, способствующие поддержанию у обучающихся положительной мотивации к обучению.
В современном понимании для процесса обучения военнослужащих характерны основные признаки: двусторонний характер; совместная деятельность обучающего и обучающихся; руководство со стороны обучающего; условность и единство; соответствие закономерностям обучения; управление развитием и воспитанием обучающихся; специальная планомерная организация и управление.
Процесс обучения военнослужащих имеет свои особенности. Он проводится в условиях постоянной боевой готовности. Обучение военнослужащих характеризуется резко выраженной практической направленностью. Подготовка военнослужащих протекает в условиях высокого уровня интеллектуального, морального, психологического и физического напряжения. Определяющее воздействие на обучение оказывают социально-экономические условия страны. Процесс обучения находится в непосредственной зависимости от военно-технических условий.
Для полной характеристики процесса обучения военнослужащих необходимо рассмотреть закономерности обучения.
Все закономерности, действующие в процессе обучения военнослужащих, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием весь процесс обучения, называются общими, а закономерности, действия которых распространяются на отдельные компоненты, — частными (специфическими).
К обгцим закономерностям процесса обучения военнослужащих относятся:
- — зависимость цели обучения от уровня и темпов развития Вооруженных Сил, их потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей военно-педагогической науки и практики;
- — обусловленность содержания обучения социальным заказом, целями обучения, темпами социального и научно-технического прогресса, индивидуальными возможностями обучающихся, материально-техническими возможностями части (корабля);
- — зависимость качества обучения от характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, времени обучения и его продуктивности;
- — обусловленность методов обучения знаниями и навыками обучающихся, целями и содержанием обучения, учебными возможностями военнослужащих, материально-техническим обеспечением и организацией учебного процесса;
В числе специфических закономерностей процесса обучения выделяют закономерности собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Специфические закономерности процесса обучения военнослужащих.
Компонент процесса обучения. | Закономерная связь и зависимость. |
Дидактический. |
|
Гносеологический. |
|
Психологический. |
|
Окончание табл. 5.2
Компонент процесса обучения. | Закономерная связь и зависимость.
|
Кибернетический. |
|
Социологический. |
|
Организационный. |
|
Рассмотренные закономерности дидактически взаимосвязаны. Проявляясь через массу случайностей, их действия взаимодополняются, взаимоусиливаются или взаимоослабляются. Все это, естественно, усложняет процесс обучения военнослужащих, делает его многогранным и противоречивым. Поэтому знание закономерностей процесса обучения помогает военному педагогу правильно намечать важные пути и средства совместной учебной деятельности с военнослужащими.
Движущими силами процесса обучения являются присущие ему противоречия. К основным из них относятся: противоречие между воздействием обучающего и возможностями обучающихся овладеть программным материалом в строго определенные сроки; противоречие между требованиями современного боя и возможностью его моделирования (воссоздания) на занятиях и учениях; противоречие между потребностями в усвоении недостающих знаний для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей.
Кроме основных противоречий, для процесса обучения характерны и такие, как противоречие между преподаванием и учением, индивидуальной и коллективной подготовкой, теоретической и практической учебной работой обучающихся, между ранее усвоенным и изучаемым материалом, между учебно-познавательными действиями и научными знаниями, между знанием и формированием умений, навыков и др.
Названные противоречия возникают до тех пор, пока осуществляется обучение, в процессе которого они устраняются совместными усилиями обучающего и обучающихся.