Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология проектирования комплексной формы воспитания школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алгоритм комплексной формы отражает логику развертывания формы во времени. Он предполагает определение последовательности действий участников комплексной формы через выделение этапов совместной деятельности и составление цепочки последовательно проводимых воспитательных дел. Алгоритм разрабатывается в соответствии с целевыми ориентирами комплексной формы, ведущими направлениями совместной… Читать ещё >

Технология проектирования комплексной формы воспитания школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность и структура комплексной формы воспитания

Эффективность построения воспитательных отношений в классном сообществе во многом зависит от выбора форм организации совместной деятельности и общения детей и взрослых. Среди таких форм особое место занимает комплексная, которая существенно влияет на качество организации воспитательного процесса. Она позволяет преодолеть обособленное использование различных педагогических средств воспитания и достичь более высоких результатов в развитии школьников и в формировании коллектива класса.

Комплексная форма воспитания — это совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

Появление комплексной формы обусловлено разработкой и применением во второй половине XX века комплексного подхода к воспитанию школьников. Разработчиками этой методологической ориентации стали Ю. К. Бабанский, А. В. Иващенко, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, И. П. Подласый, Г. Н. Филонов и другие. На основе их идей проектировались и использовались комплексные формы организации воспитания школьников всех возрастных групп — от младшего до старшего школьного возраста.

По мнению профессора Е. Н. Степанова, к наиболее важным характерным чертам этих комплексных форм можно отнести три аспекта. Во-первых, объединение отдельных форм, относящихся к различным видам и типам, в единую целостную форму — комплексную. Эта черта отличает комплексную форму от циклов однотипных форм (циклы бесед, игр, соревнований, дискуссий и т. п.). Во-вторых, продолжительность участия детей в комплексной форме значительно больше по сравнению с простой (элементарной). Она может достигать двух-пяти лет.

В-третьих, для таких форм свойственен комплексный характер влияния на развитие ребенка, обогащая его интеллектуальный, нравственный, коммуникативный, эстетический и физический потенциалы, содействуя формированию его сознания, эмоционально-чувственной и поведенческо-деятельностной сфер[1].

Выступая как система, как комплекс педагогических средств, образующих целостное единство, комплексная форма тем самым способствует развитию ребенка как сложной и целостной системы. Соединяя в себе отдельные формы и способы организации индивидуальностно ориентированного воспитания в единое целое посредством формирования концептуального замысла и определенного алгоритма их последовательного применения, комплексная форма объединяет основные элементы содержания и организации воспитательного процесса и направляет его на созидание составляющих индивидуальности и их интеграцию. Тем самым комплексная форма обеспечивает формирование и сочетание в ребенке общих, особенных и единичных черт человека.

Комплексную форму можно использовать и в качестве системоинтегрирующего фактора при построении воспитательной системы класса ввиду того, что ее применение способствует объединению отдельных компонентов воспитательного процесса в целостную систему. Обеспечивая упорядоченность и целостность воспитательного процесса, комплексная форма позволяет классному руководителю осуществить переход от отдельных разрозненных мероприятий к системному построению практики воспитательного взаимодействия.

Структура комплексной формы воспитания школьников включает четыре основных компонента и их элементы (см. рис. 4.1).

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

Цель и задачи применения комплексной формы. Чаще всего целевая составляющая включает в себя главную (основную) цель и несколько задач, решение которых позволит достичь поставленную цель.

Цели комплексной формы определяются, исходя из принципа бинарности, как для жизнедеятельности детского коллектива и его членов, так и для воспитательной деятельности педагога. Целевые ориентиры комплексной формы должны содержать в себе информацию о предполагаемых результатах совместной и индивидуальной деятельности детей и взрослых.

Выражаемое в форме содержание процессов воспитания и жизнедеятельности детей. Эта составляющая комплексной формы складывается из приоритетных направлений воспитания учащихся класса и описания сюжета совместной и индивидуальной деятельности членов классного сообщества.

Выбор направлений воспитания детерминирован поставленными задачами применения комплексной формы и возрастом школьников, на которых рассчитана форма. Направления помогают педагогу определить пути и выбрать способы достижения целевых ориентиров комплексной формы. При этом необходимо учитывать доминантные особенности каждого из возрастных этапов развития детей в период их обучения в школе. На основе направлений выстраивается сюжетный замысел комплексной формы.

Схема комплексной формы воспитания школьников.

Рис. 4.1. Схема комплексной формы воспитания школьников.

Сюжет совместной и индивидуальной деятельности создается прежде всего для того, чтобы дети принимали активное и заинтересованное участие в комплексной форме. Он художественным образом отражает пути и способы достижения поставленных задач, придает особый смысл жизнедеятельности классного сообщества и его членов. Именно с сюжетом связан выбор названия комплексной формы, в котором выражается привлекательная для школьников идея совместной и индивидуальной деятельности на определенном возрастном этапе обучения в школе. Сюжетный замысел разрабатывается для конкретных детей и при их участии, с учетом конкретной ситуации, в которой воспитываются школьники. Таким образом, выбор сюжетной линии имеет особое значение, так как она раскрывает личностную и социальную значимость осуществляемой деятельности, определяет интерес детей к этой деятельности, мотивирует их к участию в комплексной форме.

Организационно-технологические аспекты. Данный компонент состоит из четырех частей:

  • 1) алгоритма комплексной формы;
  • 2) ключевых дел;
  • 3) наглядного отражения деятельности детей и взрослых;
  • 4) сроков организации комплексной формы.

Алгоритм комплексной формы отражает логику развертывания формы во времени. Он предполагает определение последовательности действий участников комплексной формы через выделение этапов совместной деятельности и составление цепочки последовательно проводимых воспитательных дел. Алгоритм разрабатывается в соответствии с целевыми ориентирами комплексной формы, ведущими направлениями совместной деятельности ее участников, сюжетным замыслом и структурой комплексной формы. Составление цепочки дел заключается в определении их оптимального количества на весь цикл осуществления комплексной формы (возрастной период обучения детей в школе) и на микроцикл (учебный год), а также в определении тематики дел и последовательности их проведения. Выделение этапов связано либо со структурой комплексной формы, либо с ее сюжетом. Если структуру комплексной формы представить как единый целостный воспитательный процесс с его компонентами и звеньями, тогда весь срок, на который форма рассчитана (возрастной период обучения), подразделяется на четыре этапа: целеполагание, планирование совместных дел, организация дел и рефлексии процесса и результатов деятельности. Если комплексную форму подчинить сюжетному замыслу, тогда каждый учебный год будет выступать отдельным этапом «развертывания» сюжетной линии со своими целевыми, содержательными и деятельностными характеристиками.

Ключевые дела представляют собой комплекс отдельных форм воспитательной работы различных типов и видов, специально подобранных и связанных в единое целое сюжетом комплексной формы. Замысел ключевых дел включает в себя тему и форму проведения дела, его участников и цели, содержание и способы организации групповой и индивидуальной деятельности в ходе подготовки, проведения и подведения итогов дела. К разработке замысла каждого дела предъявляются следующие требования:

  • 1) соответствие замысла дела его целям, а также интересам и потребностям школьников;
  • 2) оптимальное сочетание групповой и индивидуальной деятельности участников дела, ее направленность на личностный рост и на пользу другим;
  • 3) составление в помощь детям подсказок-ориентиров для успешного осуществления деятельности (памяток, инструкций и т. д.).

Наглядное отражение деятельности детей и взрослых обеспечивается выбором вариантов и способов фиксации процесса и результатов их участия в комплексной форме. Сроки осуществления комплексной формы определяются, исходя из возраста школьников и их готовности участвовать в соответствующей деятельности. Поэтому продолжительность использования формы рассчитывается на срок от 2 до 5 лет.

Результаты использования комплексной формы и их анализ. Эти результаты условно можно разделить на две части:

  • 1) изменения состояния и результативности процесса воспитания школьников;
  • 2) результаты жизнедеятельности сообщества детей и взрослых.

Первая часть результатов является итогом деятельности по достижению целевых ориентиров комплексной формы, а также влияния последней как системоинтегрирующего фактора на состояние воспитательного процесса, прежде всего на его целостность и упорядоченность. Для их анализа и оценки используются соответствующие диагностические методики, приемы и методы экспертной оценки и самооценки.

Вторую часть результатов составляют «продукты» коллективной и индивидуальной деятельности детей и взрослых, участвующих в комплексной форме, а также произошедшие изменения качества жизнедеятельности в самом классном сообществе. Эти изменения школьники характеризуют следующим образом: жизнь в классе стала лучше и интереснее; ребята стали более активными; мы более комфортно чувствуем себя в классе и школе; наш класс стал более дружным и сплоченным. Данные результаты целесообразно анализировать и оценивать в процессе индивидуальной и коллективной рефлексии жизнедеятельности классного сообщества.

Комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых воспитательных дел.

Каждое ее звено имеет свое предназначение, важное для того или иного момента осуществляемой деятельности и детерминированное логикой развертывания комплексной формы во времени.

Первым звеном этой цепочки чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три основные задачи:

  • 1) доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы или коллективно его разработать;
  • 2) вызвать интерес школьников к участию в ней;
  • 3) дать старт конкретным делам и инициативам на начальном этапе совместной деятельности, например, в форме творческой мастерской.

Возможен и четвертый момент стартового мероприятия — принятие индивидуальных и коллективных обязательств или получение коллективных и индивидуальных заданий (поручений), разумеется, в том случае, если в этом существует потребность, если дети хотят и готовы это сделать. В настоящее время зарекомендовали индивидуальные и коллективные задания самому себе или самим себе.

Следующим шагом в развертывании комплексной формы может стать проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности, поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных и групповых поручений в детском сообществе. В данный период необходимо поддержать ростки инициативы и самодеятельности детей, их стремление самостоятельно выработать правила и план коллективных действий, их желание быть полезными в классе, школе и за пределами учебного заведения.

Понятно, что вслед за этим периодом наступает этап конкретных дел, которые помогают детям не только проявить общественную активность, но и раскрыть и развить свои способности, изменить индивидуальную и совместную жизнедеятельность.

Затем следует «привал» — место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов. Когда и каким образом его провести? В зависимости от возраста детей, особенностей их коллектива и специфики проведенной работы. Младшим школьникам требуется «привал» уже через один или полтора месяца после старта, учащимся 5—8-х классов — через 2—4 месяца, старшеклассникам — через 6—8 месяцев. Учащиеся начальных классов проводят привал, как правило, в игровой форме, а их старшие товарищи — в виде сбора (собрания), дискуссии, индивидуального собеседования.

Осуществление комплексной формы в целом предполагает проведение более глубокой и масштабной коллективной и индивидуальной рефлексии. Она может проходить в виде смотра личностных и коллективных достижений, конкурса личных сайтов, коллективной и индивидуальной самопрезентации.

  • [1] Воспитательные дела в классе: комплексные формы / под ред. Е. Н. Степанова, Е. И. Барановой. М.: ТЦ Сфера, 2009. С. 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой