Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция №11. Общественно-политические организации и движения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под ними понимаются разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть, поэтому их часто называют группами давления. Если главная цель партий — завоевание… Читать ещё >

Лекция №11. Общественно-политические организации и движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Самодеятельная природа общественно-политических организаций и движений; их основные характеристики и место в политической жизни общества.
  • 2. Лоббизм и корпоративизм.
  • 3. Функции общественно-политических организаций движений, их типология.

Самодеятельная природа общественно-политических организаций и двизкений; их основные характеристики и место в политической жизни общества.

Участниками политической жизни общества являются не только государственные структуры (правительство, парламент, суд и т. п.) и политические партии. Важную роль в ней играют различные союзы, ассоциации, объединения граждан, не ставящие своей задачей овладение властью, но тем или иным образом влияющие на нее. В социальных науках политические феномены такого рода называют группами интересов или группами давления.

Под ними понимаются разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть, поэтому их часто называют группами давления. Если главная цель партий — завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления, как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику.

Партия, как правило, включает в свой круг, в свою организацию людей с разнообразными социальными интересами и разными установками и ориентациями, в то время как заинтересованные группы состоят из тех, кто преследует специфические для всех ее членов интересы и концентрирует свое внимание, главным образом, на одной или нескольких проблемах. Партия формулирует такие политические позиции, которые носят общий характер, и не делает ударение на какой-либо специфической проблеме. В отличие от партий, которые, как правило, вынуждены сглаживать различия по важнейшим проблемам с целью создания базы для объединения разнородных социальных слоев в широкую коалицию, способную обеспечить победу им на выборах, заинтересованные группы могут занимать четко очерченные позиции по специфическому и ограниченному кругу вопросов.

Добровольные объединения людей со схожими взглядами на разнообразные явления общественной жизни известны истории человечества с древнейших времен. Практически к их числу можно отнести первые зачатки объединений на основе общих верований, традиций, ритуалов, а также разнообразные направления самореализации человека в обществе. При этом можно проследить важную закономерность: чем выше была ступень развития, тем больше в нем становилось разнообразных социальных связей и форм взаимодействия индивидов.

Таким образом, основной причиной появления общественных организаций и движений как самостоятельного элемента политической системы являлась потребность человека в самовыражении и самореализации на формальном и неформальном уровнях общественной жизни.

Политическая наука разграничивает понятия «общественные организации» и «общественные движения». Общественные организации — это добровольные объединения людей, ставящих перед собой конкретные задачи (или цели), реализация которых продолжительна по времени. Организация, как правило, характеризуется определенной внутренней структурированностью. В любой организации со временем появляются статусы и роли, в ней вырабатываются правила, которые регулируют отношения между ролями, и, кроме того, они рано или поздно встраиваются в политическую систему независимо от того, целенаправленно или спонтанно возникла организация.

К числу спонтанно или самопроизвольно появляющихся общественных организаций можно отнести, например, клубы любителей шахмат, народной песни, компьютеров и т. д. и т. п.

Такие объединения являются продуктом более или менее длительного межличностного или внутригруппового общения, в ходе которого выявляются специфические интересы, стимулирующие объединения людей для совместного решения целей и задач. Важной причиной возникновения таких, как правило неформальных, организаций является прежде всего стремление личности к самореализации и самовыражению, в том числе — в политической деятельности. У одних общественных организаций политическая составляющая выражена слабо, у других может носить латентный (скрытый) характер. Значительная часть современных общественных организаций изначально создается для оказания давления на власть.

Общественные движении также являются добровольными общественными объединениями людей, создаваемыми для решения определенных целей, что роднит их с общественными организациями. Однако они носят более массовый характер. Кроме того, между ними существуют и принципиальные отличия. Вопервых, движение может включать в себя как отдельных индивидов, так и различного рода организации, в том числе партии, интересы которых совпадают только в рамках этого движения.

Во-вторых, общественное движение может быть структурно нс оформлено и не иметь руководящих органов, регламентирующих деятельность его членов.

В-третьих, цели движения, как правило, не имеют долговременного характера, и при достижении намеченной цели оно распадается.

И, в-четвертых, общественные движения в большей степени политизированы и направлены на решение социальнополитических задач в более широком масштабе. К их числу относятся национально — освободительные, женские, молодежные, экологические, правозащитные, историко-культурные, пацифистские и другие движения.

Роль общественно-политических движений в различные эпохи была неоднозначной. Современные движения способствуют обновлению политических институтов, расширяют возможности представительства и др. Вместе с тем многие социальные движения несут в себе и деструктивную составляющую. Объясняется это тем, что их социально-психологические истоки связаны с массовыми эмоциями, имеющими преимущественно негативную окраску, — долго сдерживаемыми недовольством, гневом, ненавистью и т. д. .Отсюда нередко возникает разрушительность движений, проявляющаяся во всевозможных насильственных действиях. Разрушительность массового протеста связана и с его недостаточной рациональностью. Особую насильственность протест приобретает при снижении персонифицированности образа врага, при постановке на его место некоей социальной общности, класса или системы в целом. Участники массовых деструктивных движений ненавидят какую-либо общность, группу, класс, этнос «скопом» без индивидуальных различий и, зачастую, без аргументированной мотивации.

В зависимости от целей деятельности общественные объединения условно можно разделить на две группы. В первую принято включать те, которые не стремятся влиять на политическую жизнь и участвовать в ней, а во вторую — объединения, имеющие определенные политические черты и стремящиеся оказывать влияние на политические отношения. Политическое влияние на власть оказывается различными объединениями граждан, которые в политической науке называются группами интересов или группами давления.

Такие группы не пытаются править, а стремятся оказать влияние на тех, кто управляет. В то время как политическая партия прямо связана с выдвинутыми ею кандидатами в органы власти, группа интереса воздерживается выдвигать кандидатов, так как ее способ действий — убеждения, советы для тех, кто управляет. Различия между управляющими и теми, кто пытается на них влиять, часто относительны, трудно уловимы. Некоторые группы интересов со временем развиваются в политические партии. Так, например, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были важными группами интересов и в 1900 г. помогли сформировать лейбористский комитет по выдвижению рабочих в парламент. В 1906 г. этот комитет стал лейбористской партией.

В общем виде группу интересов можно определить как ассоциацию индивидов, не являющихся политической партией, но стремящихся влиять на правительство различными способами. Здесь речь идет о формально созданных и организованных группах, а не о стратах (предпринимателях, фермерах, женщинах, иммигрантах и т. д.), которые сами по себе не являются группами интересов (профсоюзы, организации предпринимателей, женские организации, движения ветеранов войны и труда, религиозные группы, молодежные движения и т. д.), а выступают их социальной основой.

В политической практике демократических стран выработались определенные направления влияния этих групп на властные структуры. Среди них выделяются такие, как:

  • — участие в выработке стратегии и тактики политического поведения;
  • — выдвижение своих представителей во властные структуры;
  • — содействие (или противодействие) политическим силам в осуществлении политических и социально-экономических реформ.

С этой целью группы давления организуют массовые действия (забастовки, шествия, митинги и т. п.), участвуют в предвыборных кампаниях, ведут пропагандистскую работу в средствах кассовой информации, а также формируют общественное мнение различными средствами, вплоть до распространения слухов.

По существу все группы интересов имеют определенные ресурсы власти. Наиболее важные из них — количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, но может быть компенсирован другими факторами или ресурсами и, прежде всего, организационной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту.

Владение собственностью или экономическая власть — другой важный ресурс, особенно характерный для влиятельных экономических групп в промышленно развитых странах. Группы, представляющие бизнес, могут оказывать влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы — в силу воздействия на экономику посредством забастовок, прочие группы — благодаря деньгам, которые они могут использовать для заключения сделок.

Важная роль принадлежит и таким ресурсам, как информация, квалификация и опыт. Группы интересов владеют информацией и опытом, что крайне необходимо правительству для выработки эффективной политики. У них есть лидеры, профессиональные кадры и лоббисты с большими навыками в использовании этих ресурсов. для воздействия на политику. Группы интересов, имея нужные знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.

Основные типы групп интересов классифицируются в зависимости от следующих критериев:

  • — исходя из сферы деятельности — это организованные интересы в экономической сфере и в сфере труда (предпринимательские объединения, например, Российский союз промышленников и предпринимателей, потребительские союзы и др.);
  • — в социальной сфере (объединения защиты социальных прав — профсоюзы, группы взаимопомощи и др.);
  • — в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы и т. д.);
  • — в сфере религии, науки и культуры (научные ассоциации и

т.д.);

  • — в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические и др.);
  • — разоруженческие объединения (например, Пагуашское движение).

Достаточно широко распространена и такая типология групп интересов, которая выделяет четыре их типа:

  • — по степени их организации и специализации: анемические группы интересов (стихийные и недолговременные, нередко принимающие насильственные формы проявления, например, демонстрации, митинги и восстания);
  • — неассоциативные группы интересов (неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т. д.), характеризующиеся отсутствием непрерывности и организации;
  • — институциональные группы интересов (формальные организации, например, административные учреждения армии или церкви, представительства областей и республик), предназначенные для иных функций, но в определенных случаях выполняющие функцию лоббирования;
  • — ассоциативные группы интересов, обладающие высоким уровнем специализации и организации (добровольные организации, специализирующиеся в артикуляции интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой