Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы таможенного контроля после выпуска товаров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категорирования участников ВЭД. ФТС России проведена работа по категорированию участников ВЭД на два сектора — с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле и все остальные. Деление участников ВЭД по группам осуществляется на основе «отраслевого» подхода (на основе заявительного порядка; он применяется при анализе деятельности лиц… Читать ещё >

Принципы таможенного контроля после выпуска товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основу любого правового института составляют принципы, которые определяют порядок осуществления контрольного процесса в целом. Поэтому для обеспечения полного, всестороннего анализа необходимо рассмотреть принципы ТКПВТ.

Принцип — это основное, исходное руководящее положение, основное правило каких-либо теории, учения, деятельности[1]. Как отмечал Т. Ю. Юркин: «Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависит от того, как в них сформулированы такие принципы. Какие принципы, такие и законы».

Правовые принципы определяют основные тенденции развития регулируемого правового института, обеспечивают верное понимание и применение ТКПВТ.

Принципы таможенного контроля установлены ст. 94 ТК ТС и изучены во многих теоретических трудах российских ученых[2].

Под принципами таможенного контроля после выпуска товаров понимаются основные идеи, которые лежат в основе деятельности таможенных органов, направленной на осуществление последующего контроля.

Разделяем позицию О. Ю. Бакаевой о том, что таможенное регулирование должно осуществляться в соответствии с общеправовыми принципами, принципами таможенного права (международного и национального)[3].

Систему принципов ТКПВТ можно представить следующим образом.

I. Принципы, основанные на международном праве, базируются на положениях Устава ООН и гарантируют поддержание дружественных отношений и развитие сотрудничества государств. Данные принципы основаны также на положениях Киотской конвенции, целью которой является облегчение мировой торговли и упрощение таможенных формальностей, и положениях ТК ТС. К этим принципам следует отнести следующие:

  • 1) добросовестное выполнение международных обязательств. Устав ООН в п. 2 ст. 2 устанавливает, что государства — члены ООН при осуществлении суверенных прав государства должны ориентироваться на свои международные обязательства. Также нс допускается односторонний отказ от принятых в соответствии с международным договором обязательств;
  • 2) уважение прав человека и основных свобод. Государства берут на себя обязательства уважать права человека и основные свободы, в том числе свободу слова, мысли, религии, совести, убеждений, при этом не делая исключений в зависимости от расы, пола, религии и языка человека. Должностные лица таможенных органов не должны умалять честь и достоинство, а также нарушать законные права проверяемых лиц;
  • 3) всеобщность таможенного контроля. Киотская конвенция устанавливает обязательность таможенного контроля для всех товаров, перемещаемых через таможенную границу государства;
  • 4) отсутствие дискриминации, т.с. равное отношение ко всем людям вне зависимости от их пола, расы, государственной принадлежности, религии, жизненных убеждений;
  • 5) использование СУР, при помощи которой таможенные органы принимают решение о формах и объектах контроля;
  • 6) применение методов аудита при осуществлении таможенного контроля. Должностные лица таможенных органов при осуществлении ТКПВТ проверяют первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, данные бухгалтерской отчетности, а также сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи, для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;
  • 7) выборочность. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное™ и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС. В современных условиях интенсификации мировой торговли осуществление тотального контроля в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕЛЭС, невозможно. Должностные лица таможенных органов осуществляют выбор форм таможенного контроля таким образом, чтобы таких проверочных мероприятий было достаточно для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС. Принцип выборочное™ предполагает:
    • — выбор таможенными органами подлежащих применению форм таможенного контроля,
    • — выбор (как правило, на основе СУР) товаров и транспортных средств международных перевозок, подлежащих отдельным проверочным мероприятиям[4];
  • 8) сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;
  • 9) взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

II. Принципыу основанные на национальном праве. В этой группе можно выделить общие принципы, имеющие межотраслевое значение, они проецируются на ТКПВТ с теоретико-правовой точки зрения. Вторую группу составляют специальные принципы, которые направлены конкретно на порядок осуществления ТКПВТ.

  • 1. Общие принципы:
  • 1) принцип законности означает, что таможенные органы и подконтрольные им субъекты обязаны совершать действия в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных законов и иного законодательства, в том числе международно-правовых актов. Таможенный контроль может осуществляться исключительно в порядке, установленном таможенным законодательством;
  • 2) принцип гласности выражен во многих нормах о правах граждан на получение информации о деятельности органов публичного управления[5]. Данный принцип закреплен в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
  • 2. Специальные принципы:
  • 1) достаточности. Принцип достаточности предполагает, что проведение таможенными органами ТКПВТ должно осуществляться в рамках форм таможенного контроля, объективно обеспечивающих выявление и выяснение наиболее значимых фактов и информации, способствующих достижению целей проведения данного вида контроля. Требования таможенных органов, предъявляемые при проведении последующего контроля, не должны препятствовать осуществлению деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это необходимо;
  • 2) целеполагания. Целеполагание является одним из важнейших условий достижения результата. Целеполагание используется практически во всех областях, и таможенное дело не является исключением. В отношении ТКПВТ роль целеполагания в продуктивности его проведения нельзя недооценивать. Так, для того чтобы ТКПВТ был результативным, необходимо установление таможенным органом в отношении каждого отдельного случая проведения таможенного контроля после выпуска определенной цели, которая должна быть достигнута в результате контроля. Если у таможенных органов не будет цели проведения контроля, то выбор формы проведения последующего контроля представляется в условиях неопределенности очень сложным. В условиях выездной таможенной проверки, осуществляемой таможенными органами в рамках ТКПВТ, цель проверки обусловливают основания ее проведения. Например, основанием проверки является получение в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов ЕАЭС, данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС и иного законодательства государств — членов ЕАЭС. Целью проведения таможенного контроля при данном основании является установление соответствия между полученными таможенным органом данными и фактами, выявленными в результате проверки. Таким образом, целеполагание есть связь между основанием и результатом проведения таможенной проверки после выпуска товара;
  • 3) оперативности. Чтобы быть эффективным, ТКПВТ должен проводиться таможенными органами в определенные сроки, установленные ст. 99 ТК ТС, но с учетом специфических свойств, характеристик товара и прочих условий, на основании которых товар был выпущен. Таможенные органы проводят контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, а срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать двух месяцев;
  • 4) категорирования участников ВЭД. ФТС России проведена работа по категорированию участников ВЭД на два сектора — с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле и все остальные. Деление участников ВЭД по группам осуществляется на основе «отраслевого» подхода (на основе заявительного порядка; он применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность) и автоматического категорирования (анализ деятельности всех организаций, осуществляющих импорт товаров).

Субъектно-ориентированный подход необходим в целях ускорения проведения таможенного контроля (выбор субъекта проверки) как до, так и после выпуска товаров;

  • 5) соблюдение интересов участников ВЭД. Следует выделять данный принцип, прежде всего, для того чтобы каждая сторона получила необходимый результат. Осуществление ТКПВТ не должно причинять неправомерный ущерб проверяемому лицу, в том числе недопустимо оказывать какое-либо противодействие в осуществлении им ВЭД; должна быть обеспечена сохранность документов, изъятых для проверки, а также гарантирована конфиденциальность информации о деятельности участника ВЭД, полученной должностным лицом таможенного органа в ходе проверки. Без тесного взаимодействия с участниками ВЭД достаточно сложно достичь необходимого высшего уровня эффективности таможенных органов. Деятельность таможенных органов должна быть направлена в первую очередь на повышение качества предоставления услуг и сокращение издержек участников ВЭД;
  • 6) ответственности должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контрольных мероприятий. Во-первых, содержание данного принципа включает в себя право любого лица обжаловать решения таможенных органов или их должностных лиц в порядке и в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле (ст. 9 ТК ТС). Во-вторых, за неправомерные решения или действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность (ч. 1 ст. 25 Закона о таможенном регулировании). В-третьих, вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 25 Закон о таможенном регулировании).

Перечисленные принципы ТКПВТ — основа для создания идеальной модели взаимоотношений между таможенными органами и проверяемыми лицами. Разработанные принципы охватывают все правоотношения, возникающие при осуществлении последующего контроля. Они позволяют определить характер и общую направленность применения законодательства по поводу осуществления ТКПВТ, дают возможность разрешить отношения, неурегулированные нормами права.

  • [1] Словарь русского языка: в 4 т. // под ред. А. П. Евгеньевой; РАН, Ин-тлингвистических исследований. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 3: П-Р. С. 428.
  • [2] См.: Сергеев Е. В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 22—26; Юркин Т. Ю. Правовоерегулирование таможенного контроля при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности: дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 44−60.
  • [3] Таможенное право: учеб, пособие / отв. ред. О. Ю. Бакаева. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 39.
  • [4] Таможенное право: учебник для бакалавров / А. В. Зубач [и др.]; под. общ.ред. А. В. Зубача. М.: Издательство Юрайг, 2013. С. 295.
  • [5] Административное право России: учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2013.С. 24.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой