Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коучинг как модель управленческого консалтинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональный — направленный на развитие интеллекта в той профессиональной деятельности, в которой специализируется клиент. Например, в профессиональной деятельности менеджера по продажам прежде всего необходим высокий уровень вербального, социального, эмоционального интеллекта, а бухгалтера — наглядно-образного, практического и логического интеллекта, цифровых интеллектуальных способностей… Читать ещё >

Коучинг как модель управленческого консалтинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коучинг (англ. coaching) — метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.

Другие определения.

  • 1. Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
  • 2. Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.
  • 3. Коучинг — это использование индивидуального потенциала человека с целью максимального повышения эффективности его деятельности.

С точки зрения концепции управления знаниями организации коучинг — это индивидуальный консалтинг, направленный как на повышение эффективности текущей деятельности человека, так и на его стратегическое развитие на основе совершенствования интеллекта, приобретения и использования новых специфических знаний и умений.

Следует отличать коучинг от тренинга и наставничества.

Тренинг — это процесс практического научения, получения новых знаний, умений и навыков, который не обязательно направлен на развитие, а может обеспечивать достижение текущих целей, например освоения новой технологии работы. Тренинг можно использовать как инструмент коучинга.

Наставничество во многом схоже с коучингом, но есть и отличия:

  • — наставник является сотрудником этой же организации, что и его подопечный, а коучер — это внешний специалист;
  • — наставник не является профессиональным консультантом, а коучер является;
  • — наставничество применяется прежде всего для адаптации новых сотрудников, а коучинг — для развития давно работающих сотрудников, имеющих опыт;
  • — наставничество применяется к низшим должностям по иерархии менеджмента, а коучинг — по отношению к ведущим специалистам и руководителям.

Виды коучинга.

1. По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.

Карьерный коучинг в последнее время называют карьерным консультированием. Оно включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

  • 2. По участникам различаются индивидуальный, групповой, корпоративный коучинг.
  • 3. По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.

Процесс коучинга.

  • 1. Постановка цели и ее уяснение клиентом.
  • 2. Проверка реальности, приведение целей в соответствие с потребностями, возможностями, потенциалом.
  • 3. Построение программы и детализированного плана коучинга.
  • 4. Выполнение плана с проведением необходимых изменений и получением определенных результатов.
  • 5. Контроль результатов и формирование обратной связи.

Отличие коучинга от всех видов консультирования заключается в упоре на реализацию потенциала самого клиента, его стремления к совершенствованию и развитию. Это в свою очередь требует непрерывных изменений, что является достаточно сложным.

Таким образом коучер должен способствовать изменениям своего клиента, и здесь он выступает как фасилитатор — специалист, облегчающий этот зачастую болезненный процесс.

Цикл изменений многими зарубежными авторами представляется в виде, показанном на рисунке 6.

Цикл изменения человека в процессе его развития.

Рисунок 6 — Цикл изменения человека в процессе его развития

Как видим, изменения связаны с отрицательными эмоциональными реакциями и состояниями человека, которые необходимо преодолевать. В связи с этим большое значение имеют внешние (исходящие от коучера) стимулы и внутренние (принадлежащие самому человеку) мотивы.

Такие мотивы, как любознательность, интерес к новому, целеустремленность, стремление стать лучше или даже лучшим, а также умение получать радость и удовольствие от достигнутых результатов, окрашивают процесс индивидуальных изменений в положительные эмоциональные цвета.

В условиях экономики знаний на первое место выходит интеллектуальный коучинг, который делает упор на интеллектуальное развитие человека с формированием индивидуального интеллектуального капитала.

В основе интеллектуального коучинга находится рефлексия, т. е. умение человека взглянуть на себя со стороны, отследить и подвергнуть анализу свое мировоззрение, социально-психологическое состояние, поступки, поведение в целом. Интеллектуальный коучинг является в большей степени самокоучингом. Задача консультанта — «пробудить» клиента, сделать его более осознанным, дать необходимые технологии и инструменты личностного саморазвития.

Интеллектуальный коучинг может быть и групповым, что обеспечивает эффект синергии, но при этом необходим тщательный подбор группы, постепенное вхождение в совместную работу, в тренинги.

Можно также выделить два вида интеллектуального коучинга:

  • 1. Профессиональный — направленный на развитие интеллекта в той профессиональной деятельности, в которой специализируется клиент. Например, в профессиональной деятельности менеджера по продажам прежде всего необходим высокий уровень вербального, социального, эмоционального интеллекта, а бухгалтера — наглядно-образного, практического и логического интеллекта, цифровых интеллектуальных способностей. В некоторых случаях руководителю и специалисту требуется сочетание профессиональных знаний, умений и навыков и, следовательно, проявлений интеллекта. Например, ведущий специалист в области бухучета должен обладать также дивергентным и стратегическим мышлением.
  • 3. Светский — направленный на развитие интеллектуальных способностей, необходимых в светской жизни, что позволяет значительно обогатить жизнь человека, сделать ее разнообразной, насыщенной, интересной.

Это интересно — коучинг в России.

Россия участвует в Международной федерации коучей (МФК) — профессиональной ассоциации персональных и бизнес-коучей, цель которой — поддержание стандартов качества коучинга в мировом сообществе.

МФК:

  • — помогает людям находить коучей, наиболее подходящих для их потребностей;
  • — поддерживает и способствует развитию коучинга как профессии;
  • — проводит программы поддержания и развития профессиональных стандартов коучинга;
  • — осуществляет программу аккредитации для коучей, устанавливающую их соответствие международным стандартам;
  • — проводит ежегодную международную конференцию и другие образовательные мероприятия для коучей.

В заключение этого вопроса отметим, что коучер — это высококвалифицированный консультант, который должен обладать следующими способностями и умениями:

  • 1. Умение проводить исследования, осуществлять анализ и синтез, использовать индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение. Умение видеть реальное положение дел, строить модель сложившейся ситуации.
  • 2. Управление собственными эмоциями, способность к пониманию эмоционального состояния клиента, его регулирование.
  • 3. Креативные способности, комбинаторное, дивергентное мышление.
  • 4. Коммуникативные способности, умение убеждать клиента, влиять на него, управлять конфликтами, социальным поведением.
  • 5. Волевые качества, целеустремленность, стрессоустойчивость, большая работоспособность.
  • 6. Владение современными социально-психологическими, информационными технологиями, подходами и методами современного менеджмента. Способность осваивать знания в смежных областях. Стремление к непрерывному обучению.
  • 7. Умение самому делать то, чему коучер учит клиента, т. е. постоянно совершенствоваться, развиваться, проводить личностные изменения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой