Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аналитическая философия социологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решающая мысль Хоманса состояла в том, что люди действуют не произвольным образом, а сопоставляя, с одной стороны, вознаграждения, в частности, поощрения, и, с другой стороны, затраты, в том числе наказания. Совершаются те действия, результаты которых представляют для субъекта наибольшую ценность. Согласно постулату рациональности избирается та альтернатива действий, для которой произведение… Читать ещё >

Аналитическая философия социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социологический мэйнстрим ориентируется на идеалы аналитической философии. Для абсолютного большинства англоязычных авторов такая ориентация является настолько естественной, что они даже не дают ее подробную характеристику и, тем более, обоснование. Согласно нашим исследованиям наиболее выразительно представляют аналитическое направление в социологии сторонники теории социального обмена. Следовательно, именно к ним следует обратиться в первую очередь.

Создателем теории социального обмена является Дж. Хомане1. В качестве аналитика он стремился детально рассмотреть характер поведения социального субъекта. Его главная мысль состояла в том, что люди, действуя, сопоставляют вознаграждения и наказания.

Решающая мысль Хоманса состояла в том, что люди действуют не произвольным образом, а сопоставляя, с одной стороны, вознаграждения, в частности, поощрения, и, с другой стороны, затраты, в том числе наказания. Совершаются те действия, результаты которых представляют для субъекта наибольшую ценность. Согласно постулату рациональности избирается та альтернатива действий, для которой произведение ожидаемого результата на вероятность его достижения является наибольшей[1][2]. По сути, он формулирует не что иное, как прагматистскую максиму в социологии.

П. Блау, исходя из теории социального обмена, пытался объяснить статус больших групп людей. Межличностный обмен приводит, к неравенству статуса отдельных субъектов, следовательно, возникают властные отношения, образуются нормативы, которые определяют возможность непрямого социального обмена[3].

Р. Эмерсон доказывает, что структуры обществ вторичны, они определяются социальным обменом[4].

Думается, самым слабым местом теории социального обмена является недоопределение субстанции обмена. Чем люди обмениваются? Марксисты полагали, что экономические субъекты обмениваются абстрактным трудом, но его не удалось обнаружить. На наш взгляд, нет какой-либо субстанции обмена. Люди совершают поступки, т. е. что-то говорят и оперируют предметами. При этом участники речевых и предметных актов укрепляют свои теории, т. е. совершенствуют концептуальное содержание теории. Строго говоря, следует говорить о теории не социального обмена, а управления ценностями посредством предметных действий и речевых актов.

Если иметь в виду поступательное развитие теории социального обмена, то Блау преумножил усилия Хованса, а Эмерсон развил воззрения Блау. В этой связи резонно записать следующий интерпретационный ряд:

Аналитическая философия социологии.

  • [1] Homans G. С. The Human Group. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1950.
  • [2] Homans G. C. Social Behavior: Its Elementary Forms. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1974. P. 39−43.
  • [3] Blau P. Exchange and Power in Social Life. N. Y.: Transaction Publishers, 1964. P. 255.
  • [4] Emerson R. M. Social Exchange Theory // Annual Review of Sociologv. 1976. Vol. 2. Ns 1.P. 335−362.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой