Новый этап развития транспорта и связи
С 1830-х годов в России электротехник Б. С. Якоби провел первые опыты по применению электрического тока для организации дальней телеграфной связи вместо оптического (семафорного) телеграфа, а затем началось строительство государственной телеграфной сети. К середине 1850-х годов ее длина составляла более 2000 верст. Настоящим прорывом в развитии экономики страны стало появление железнодорожного… Читать ещё >
Новый этап развития транспорта и связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главным средством сухопутных сообщений в начале XIX в. оставался гужевой транспорт, но хороших дорог почти не было. Шоссейные дороги строились очень медленно, в основном в районах Петербурга, Москвы, Варшавы.
Постепенно расширялась сеть каналов, связывавших бассейны главных рек. В 1803 г. был построен Северо-Екатерининский канал, соединивший Северную Двину с Камой; в 1808 г. завершено сооружение Мариинской, а в 1811 г. — Тихвинской системы каналов.
Расширение водных коммуникаций имело большое экономическое значение, так как надежно связало Петербург с Волжским бассейном и другими районами страны.
Именно на водном транспорте раньше, чем в промышленности, начался в России технологический переворот. В 1815 г. на Неве появился первый пароход заводчика Берда. Вскоре на Пожвинском заводе в Прикамье отечественные специалисты построили несколько пароходов, которые стали курсировать по Каме и Волге.
В 1840 г. по рекам страны ходили 40 пароходов, в 1850 г. — 99, в 1860 г. — уже 339. Пароходное сообщение было установлено на Неве, Волге, Днепре, Волхове, Ладожском, Онежском, Ильменском озерах, Байкале, Черном и Каспийском морях. Только по Волге в середине века курсировали более 200 пароходов.
Настоящим прорывом в развитии экономики страны стало появление железнодорожного транспорта. Первая железная дорога была построена в 1833—1834 гт. на Урале и обслуживала Нижнетагильский завод. Проектирование и руководство ее сооружением осуществляли крепостные (посессионные) рабочие — отец и сын Черепановы.
Первая собственно пассажирская железная дорога была построена в 1837 г. для увеселительных и просветительских целей от СанктПетербурга до Царского села и Павловска. Это была небольшая, в 25 верст' (26,5 км) линия пригородного значения.
Многие крупные сановники (например, министр финансов Канкрин) противодействовали строительству новых дорог, усматривая в них «повреждение нравов».
Основным толчком для строительства и развития железных дорог послужили соображения военного характера. В 1839 г. было решено построить Варшавско-Венскую железнодорожную линию стратегического назначения; в 1843 г. началось сооружение дороги Москва-Петербург, которое завершилось в 1851 г. Эта дорога строилась за казенный счет и быстро приобрела первостепенное экономическое значение.
' Верста — старая русская мера длины, равная 500 саженям, или 1065 м.
В 1853—1862 гг. была построена первая дорога с выходом в европейскую железнодорожную сеть — Петербургско-Варшавская. Другие дороги, например Москва — Нижний Новгород, также быстро приобретали огромное экономическое значение, связывая между собой крупнейшие промышленные центры.
Однако темпы механизации транспорта и строительство железных дорог резко отставали от политических и экономических потребностей страны. К 1861 г. общая протяженность железных дорог по Российской империи составила всего 1500 верст (около 1600 км). В то же время в Англии, площадь которой была в 60 меньше, длина железнодорожной сети составляла более 16 тыс. км.
С 1830-х годов в России электротехник Б. С. Якоби провел первые опыты по применению электрического тока для организации дальней телеграфной связи вместо оптического (семафорного) телеграфа, а затем началось строительство государственной телеграфной сети. К середине 1850-х годов ее длина составляла более 2000 верст.