Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные этапы формирования стратегического менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Планирование было краткосрочным, носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control), рассматривалось как составление годового бюджета, где подробно учитывались все доходы и расходы компании. Оно было основано на предположении о стабильности внешней деловой среды и ресурсного потенциала компании. Однако научно-техническая революция, начальное насыщение рынка товарами, возникновение… Читать ещё >

Основные этапы формирования стратегического менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История формирования стратегического менеджмента (стратегического управления компаниями) прошла четыре этапа (рис. 1.1)[1].

Первый этап, 1900—1950 гг., — бюджетирование и контроль, для которого характерны: внутренняя направленность отчетности и плановой информации; отсутствие систематизированной информации о внешних условиях деятельности компании.

Планирование было краткосрочным, носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control), рассматривалось как составление годового бюджета, где подробно учитывались все доходы и расходы компании. Оно было основано на предположении о стабильности внешней деловой среды и ресурсного потенциала компании. Однако научно-техническая революция, начальное насыщение рынка товарами, возникновение первых транснациональных корпораций привели к необходимости долгосрочного планирования.

Второй этап, 1951 — 1960 гг., — долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование на уровне компании в условиях рыночной экономики сформировалось в теоретическом и практическом плане в 1950;х гг.[2] Сначала оно выступало как собственно долгосрочное планирование (long range planing), которое базировалось на предположении о переносе тенденций развития компании на будущее. Положительные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда тенденции роста с большой вероятностью прогнозировались в будущее. Накопленный ресурсный потенциал использовался для получения дополнительной прибыли.

Этапы становления и развития стратегического менеджмента (стратегического управления компаниями).

Рис. 1.1. Этапы становления и развития стратегического менеджмента (стратегического управления компаниями) Исторический экскурс Следует отметить, что в Советском Союзе в 1950;х гг. начинают выходить первые издания исследований по проблемам управления послевоенных лет1. Весьма.

' Каменицер С. Е. Организация и планирование социалистического промышленного предприятия. М., 1950; Козлова О. В., Кузнецов И. Н. Совершенствование организации управления производством в машиностроении. М., 1962; Теплое Г. В. Планирование на промышленном предприятии (Теория и практика). М., 1964.

глубоко и детально проанализированы вопросы исторического наследия отечественной управленческой мысли этого периода и первой половины 1960;х гг. в статье Н. В. Овчинниковой[3].

Третий этап, 1961—1980 гг., — стратегическое планирование. К началу 1960;х гг. деловая окружающая среда стала нестабильной, поэтому трендовые показатели не давали положительных результатов. Возросшая конкуренция, борьба за потребителей потребовали пересмотра содержания долгосрочного планирования. Планирование стало целевым, при котором ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план включал набор нескольких альтернативных вариантов развития компании в зависимости от прогноза изменения деловой окружающей среды. Данный подход к планированию получил название «стратегическое планирование» {strategic planning).

Для данного подхода к управлению характерны:

  • — отход от экстраполяции оценок;
  • — анализ внутренних возможностей компании и внешних факторов;
  • — поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей с учетом внешних ограничений и соответствия имеющихся резервов требованиям внешней среды;
  • — альтернативность решений.

Отличие стратегического планирования от долгосрочного заключается в разной трактовке будущего.

При долгосрочном планировании будущее определяется на основе экстраполяции прошлых тенденций. При стратегическом планировании будущее не может быть определено на основе экстраполяции прошлых тенденций. При стратегическом планировании учитывается влияние на деятельность компании как внутренней, так и внешней среды.

Общепризнанными «отцами» стратегического планирования считаются А. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф.

Исторический экскурс Альфред Чандлер в книге «Стратегия и структура: главы из истории промышленного предприятия» (1962)[4] впервые исследовал компанию через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Ключевое положение книги: стратегия предопределяет организационную структуру компании.

Кеннет Эндрюс обосновал ключевую роль высшего руководства компании в процессах разработки и реализации стратегии развития. В коллективном учебнике Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса: Текст и кейсы» (1965) компания впервые стала рассматриваться как открытая система. При этом оценка внутренних.

сильных и слабых сторон компании приводит к идентификации ее отличительных компетенций, а оценка угроз и возможностей внешней среды позволяет определить потенциальные факторы успеха. В монографии «Концепция корпоративной стратегии» (1971)[5] К. Эндрюс впервые предложил обоснованное разграничение понятий стратегий корпоративного и бизнес-уровней. Под корпоративной стратегией он понимал совокупность решений, которая определяет и раскрывает задачи и цели компании, задает ее основную политику и планы достижения поставленных целей, очерчивает область бизнесов, в которых компания собирается действовать, а также выявляет характер экономических и неэкономических результатов, которые она может получить для своих акционеров, работников, клиентов и населения тех территорий, где она будет осуществлять свою деятельность. Стратегию бизнес-уровня он трактовал как элемент корпоративной стратегии. Бизнес-стратегия определяет набор бизнесов, в которых компания конкурирует. Бизнес-стратегия определяет то, как компания будет конкурировать в конкретном бизнесе и позиционировать себя относительно конкурентов.

Игорь Ансофф в книге «Корпоративная стратегия: аналитический подход к политике роста и экспансии бизнеса» (1965)[6] и в других работах наглядно представил процессы стратегического планирования.

• используется понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства.

Реакцией на внешние сигналы является определение целей развития компании, затем осуществляется оценка ресурсного потенциала и внешней среды и выявляются возможности по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификацию производства.

  • [1] Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. Высшая школа менеджмента СПбГУ. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб.гос. ун-та, 2008.
  • [2] Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008; Стратегический менеждмеит: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. II. Петрова.3-е изд. СПб.: Питер, 2015.
  • [3] Овчинникова Н. В. Из истории реформирования управления народным хозяйствомв России (1950;е — первая половина 1960;х гг.) // Новый исторический вестник. 2005. № 12.URL: http://www.nivestnik.rU/20052/8.shtml (дата обращения: 28.10.2015).
  • [4] Chandler Alfred D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the AmericanIndustrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962.
  • [5] Andrews К. R. The concept of corporate strategy. R. D. Irwin, Homewood, 1971.
  • [6] — AnsoffH. Igor. Corporate Strategy: An Analytic Approach to Business Policy for Growth andExpansion. N.Y.: McGraw-Hill, 1965.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой