Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Человек как субъект деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показал Ф. Т. Михайлов в книге «Загадка человеческого Я» (М., Прогресс, 1981), сама индивидуальная потребность, являясь первичным стимулом того или иного действия, воспитывается, детерминируется общественными средствами ее удовлетворения. Общественное и индивидуальное буквально отождествляются в жизнедеятельности человека. Самая естественная биологическая потребность (сон, питание и т. п… Читать ещё >

Человек как субъект деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнедеятельность человека включается в готовую, исторически сформировавшуюся структуру человеческих отношений. Внешний мир, осязаемый движениями организма, сформирован задолго до его рождения. Перед ребенком он предстает как такой мир, где каждое действие объединяет людей, каждый предмет имеет свое назначение, а достижение самых элементарных, самых естественных целей может осуществляться лишь с помощью специально приспособленных предметов.

Как показал Ф. Т. Михайлов в книге «Загадка человеческого Я» (М., Прогресс, 1981), сама индивидуальная потребность, являясь первичным стимулом того или иного действия, воспитывается, детерминируется общественными средствами ее удовлетворения. Общественное и индивидуальное буквально отождествляются в жизнедеятельности человека. Самая естественная биологическая потребность (сон, питание и т. п.) всегда выступает как потребность в предметах общественной жизни. Подушка под головой, одеяло, бутылочка с соской, одежда — все предметы осваиваются в движениях организма как необходимые факторы его жизнедеятельности. Каждый из них устроен в соответствии со своим общественным назначением, и, к чему бы ни потянулась рука младенца, что бы ни увидели его глаза, — все регулирует, направляет его жизнедеятельность в соответствии с выработанными обществом правилами жизни и взаимного общения людей.

Так ребенок включается в «язык реальной жизни», в которой люди, общаясь друг с другом, постоянно используют предметы как знаки своих потребностей, способностей, воли и т. д. Именно поэтому предметы регулируют взаимоотношения между людьми, информируют их о своем назначении.

Освоение общественных предметов в процессе целенаправленного использования есть овладение их предметной сущностью. Ребенок осваивает практическое назначение предметов. И здесь решающую роль играют взаимоотношения взрослых и их отношение к ребенку. Только при целенаправленном, сознательном руководстве действиями ребенка вещи приобретают для него определенный смысл. И не только вещи — что-то для него значат прежде всего сами люди, их действия, отношения.

Незримо присутствующие в процессе восприятия автоматизированные навыки действий с предметами накладываются на необычную форму нового предмета. Таким образом как бы проверяется возможность того или иного действия с ним, а также нащупывается и его предметное, практическое назначение. И точно так же, как любое стремление (потребность) социального существа есть потребность в предметах, созданных обществом, так и мотивированное социальной потребностью индивидуальное действие в принципе всегда как бы рассчитано на поддержку и одобрение других людей.

В детстве это проявляется в самой непосредственной и явной форме. Криком (действие) ребенок требует, чтобы взрослые его накормили, перепеленали и т. п. Каждым движением он тянется к людям, каждое движение адресовано им. Вся жизнедеятельность организма строится как осуществляемая совместно с другими людьми деятельность, как общественная взаимозависимость. И при любых внутренних, личных стимулах к действию само действие всегда что-то объективно значит и для других людей.

При этом с первых же шагов ребенка вместе с движениями, в которых осваивается предметный мир, формируются и движения органов речи, обеспечивающих специфическую координацию действий между людьми. Понятно, что функции речевых органов формируются не биологическими закономерностями самими по себе. Активное и целенаправленное включенис ребенка в человеческие общественные взаимоотношения, регулируемые речью, — вот что побуждает организм осваивать в движениях органов речи фонетический строй языка.

И в действиях личностей в их чувственно-практическом отношении к миру вещей и вещных значений, и в отношении друг к другу относительно самостоятельная система языка постоянно корректируется практикой, соотносится с «языком реальной жизни». Отделить язык, слово от действия, от чувственно-практического отношения личности к действительности — значит рассматривать его как замкнутую и абсолютно самостоятельную систему, в которой знаки обладают лишь тем значением, которое определяется формальными правилами их сочетаний. Но в том-то и дело, что индивид всегда использует знаки в реальной, предметной ситуации, организуя совместное действие, помогающее достичь общей цели. В постоянном взаимопроникновении слова и дела, в постоянной их взаимообусловленности выверяется совпадение их значений для жизнедеятельности общества.

При характеристике состояния самоощущения мы сталкиваемся с объективным противоречием. Внешний предмет является нам во внутреннем движении органов чувств, а переживание самого движения, жизнедеятельности как таковой, в отличие от предмета, есть ощущение организмом самого себя. Получается, что одно и то же состояние организма есть и фиксация внешнего по отношению к нему объекта, и самооценка данного состояния.

Субъект деятельности заключает в себе источник своего существования. Он нс просто движется, а производит движение сам. Здесь речь идет о воспроизведении любых измерений человеческой жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя, — говорят, что оно представляет собой субъект деятельности (активности).

Быть субъектом — значит воспроизводить себя, быть обязанным себе за продолжение своего существования. Из этого понимания вытекают основные характеристики субъекта:

  • 1) субъект — целеустремленное (т.е. целеполагающее и целедостигающее) существо: иначе ни о каком воспроизводстве нет и не может быть речи;
  • 2) субъект — рефлектирующее существо, обладатель образа себя; иное немыслимо, так как самовоспроизводство подразумевает наличие образа того, что должно быть воспроизведено;
  • 3) субъект есть свободное существо (он отвечает за процесс, не направляет его и не заключает о том, что все завершилось или должно быть продолжено);
  • 4) субъект — развивающееся существо (ибо приходится действовать в изменчивой, непредсказуемой среде, и по этой причине воспроизводству подлежат новые способы самовоспроизводства, обозначившиеся на предшествующем шаге активности).

Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально, практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Практическое отношение человека к действительности включает в себя следующие составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид; б) социальная группа; в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют деятельность: индивидуальную; коллективную, или групповую; и общественно-историческую, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.

Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Согласно А. Н. Леонтьеву целостная деятельность имеет составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу), и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности. Оба пласта составляют психологическое содержание деятельности.

В деятельности есть еще и третий пласт — взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и др.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.

Анализ конкретной деятельности человека можно осуществлять только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.

Источником активности человека, его деятельности выступают потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.

Переживаемая человеком потребность побуждает его к совершению деятельности, поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности — это ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение и определение деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность.

Мотив — это опредмеченная потребность. Иными словами, предмет потребности есть мотив. Па основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Тог или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, выяснению цели, которая, будучи поставленной, в определенных условиях требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие — составная часть деятельности, отвечающая поставленной цели. Любая деятельность представляет собой систему действий.

Однако деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от условий, в которых оно совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные (освоенные) действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

В деятельности человека постоянно происходят взаимные превращения: деятельность — действие — операция и мотив — цель — условия. Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными и материальными мотивами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой