Вопросы и задания
1] Обсудите в микрогруппах, какими специфическими характеристикидолжна обладать образовательная среда профессиональной образовательнойорганизации (во всех ее компонентах), в которой осуществляется подготовкано профессии/специальности. • «Сестринское дело». • «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». • «Парикмахерское искусство». • «Испытание летательных аппаратов… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Какие из перечисленных педагогических факторов можно отнести к «средовым», а какие — нет? Почему?
- • Авторитет мастера производственного обучения.
- • Рейтинговая система оценивания.
- • Содержание учебной программы по определенному курсу (дисциплине, модулю, МДК).
- • Требование преподавателя иметь готовое домашнее задание к каждому занятию.
- • Станочный парк учебных мастерских.
- • Привлечение профильных специалистов производственных предприятий-партнеров для проведения бесед и занятий со студентами.
- • Организация экскурсий для студентов на производственное предприятие.
- • Проведение внеклассного воспитательного мероприятия.
- 2. Каковы функции образовательной среды профессиональной образовательной организации в условиях реализации компетентностного подхода?
- 3. Определите тип («модальность») образовательной среды в образовательной организации, где вы работаете (или обучаетесь), пользуясь приведенной ниже диагностической методикой В. А. Левина.
Ответьте на следующие шесть вопросов.
- 1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде: а) личности; б) общества (группы)?
- 2. Кто к кому, как правило, подстраивается в процессе взаимодействия: а) педагог к обучающемуся; б) обучающийся к педагогу?
- 3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде: а) индивидуальная; б) коллективная (групповая)?
При ответе на каждый из вопросов 1,2,3 в случае выбора «а» ставится плюс один балл по шкале «свобода — зависимость», в случае выбора «б» — минус один балл.
Затем баллы, поставленные по шкале «свобода — зависимость», суммируются (см. схему ниже).
- 4. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление какой-либо инициативы: а) да; б) нет?
- 5. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание обучающегося: а) да; б) нет?
- 6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде творческие проявления обучающегося: а) да; б) нет?
При ответе на каждый из вопросов 4, 5, 6 в случае выбора «а» ставится плюс один балл по шкале «активность — пассивность», в случае выбора «6» — минус один балл.
Затем баллы, поставленные по шкале «активность — пассивность», суммируются.
Интерпретация результатов представлена в виде следующей схемы.
Шкала «свобода — зависимость». | |||
положительное значение. | отрицательное значение. | ||
Шкала «активность — пассивность». | положительное значение. | ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА. | КАРЬЕРНАЯ СРЕДА. |
отрицательное значение. | БЕЗМЯТЕЖНАЯ СРЕДА. | ДОГМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА. |
Сделайте выводы.
Примечание. Подробные характеристики четырех типов образовательных сред представлены в работах Ясвина.
- 4. В каких ситуациях в профессиональной образовательной организации оказываются востребованными локальные образовательные среды «карьерного» типа? Какие задачи могут решаться на основе такого типа сред? Предложите как можно больше различных вариантов ответа.
- 5. Проведите экспертную оценку образовательной среды вашей образовательной организации, используя следующие бинарные характеристики.
Характеристика. | Экспертная оценка. | Характеристика. |
Конкурентная. | 1 23 456 789 10. | Кооперативная. |
Технократическая. | 1 23 456 789 10. | Гуманистическая. |
Традиционная. | 1 234 56 789 10. | Инновационная. |
Характеристика. | Экспертная оценка. | Характеристика. |
Толерантная. | 1 23 456 789 10. | Унитарная. |
Доминантная. | 1 23 456 789 10. | Либеральная. |
Насыщенная. | 1 23 456 789 10. | Разреженная. |
Согласованная. | 1 23 456 789 10. | Противоречивая. |
Творческая. | 1 23 456 789 10. | Регламентированная. |
Деятельностная. | 1 23 456 789 10. | Пассивная. |
Открытая. | 1 23 456 789 10. | Замкнутая. |
Неформальная. | 1 23 456 789 10. | Формализованная. |
Мобильная. | 1 23 456 789 10. | Ригидная. |
Какие характеристики образовательной среды в наибольшей степени отвечали бы миссии и целям вашей образовательной организации?
Сделайте выводы о потенциальных возможностях образовательной среды вашего вуза, основных проблемах и приоритетных направлениях развития.
6. Прочитайте (перечитайте) повесть Ивана Василенко «Звездочка» (1948), удостоенную Сталинской премии.
«— Во-первых, — сказала она, — станок обслуживают две бабки: одна очень старая и совсем неподвижная, а другая помоложе и страшно вертлявая. С бабками надо ладить, а то они тебе жизни не дадут. Есть на станке салазки. Надоест работать — садись и катайся. Главное, остерегайся кулачков. У станка их целых три. Как что сделал не так, сейчас тебя кулачком по лбу — раз!
У девочки было серьезное лицо, но, как и при первой встрече, Паше показалось, что в глазах у нее смех".
Ответьте на следующие вопросы.
- • Какие локальные образовательные среды фигурируют в произведении?
- • К какому типу (творческому, карьерному, безмятежному, догматическому) относится образовательная среда училища? Обоснуйте ответ.
- • Определите степень выраженности характеристик из предыдущего задания в образовательной среде училища.[1]
- 8. Какие элементы образовательной среды вашей образовательной организации (и каким образом) призваны решать задачи формирования общих компетенций? Насколько эффективно данные элементы выполняют свои задачи на практике? В чем причины возможной неэффективности?
- 9. Какие общие (инвариантные) требования к образовательной среде предъявляют действующие ФГОС СПО?
- 10. Вы направлены с инспекцией в профессиональную образовательную организацию. Перед вами поставлена задача: определить степень насыщенности образовательной среды (в рамках обучения по определенной профессии/специальности) профессиональным контекстом. По каким признакам вы сможете это определить? Чем будут отличаться образовательные организации, образовательная среда которых характеризуется высокой и низкой насыщенностью профессиональным контекстом?
- 11. Разработайте памятку преподавателя профессиональной образовательной организации, включающую два раздела:
- 1) требования по охране труда;
- 2) требования к дидактическому оформлению кабинета.
- 12. Поясните, как именно использование информационно-компьютерных технологий в образовании позволяет разрешить противоречия: а) «между ростом требований к уровню подготовки и содержанием обучения»; б) «между ограниченностью времени на усвоение и объемом учебной информации»; в) «между массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подхода» (М. Л. Кондакова).
- 13. Используя открытые интернет-ресурсы и различные, знакомые вам, информационные технологии, подготовьте виртуальную мини-экскурсию (продолжительность не более 5 мин) для абитуриентов и их родителей: а) по вашей профессиональной образовательной организации; б) но одномудвум предприятиям-партнерам вашей профессиональной образовательной организации.
Результат работы может быть представлен, например, в формате презентации Power Pointy комментированного слайд-фильма, видеофильма, блога или др.
- 14. Разработайте в микрогрупиах оптимальную структуру электронного портфолио студента профессиональной образовательной организации (с учетом особенностей профиля). Предварительно нужно ознакомиться с имеющимися аналогами, оценить их сильные и слабые стороны. В каких ситуациях и каким путем вы предполагаете использование этого портфолио?
- 15. Разработайте сценарий учебного занятия, предполагающего использование приемов повышения учебной мотивации студентов с привлечением возможностей информационно-компьютерных технологий.
- 16. Сформулируйте несколько вариантов проблем для разработки в рамках телекоммуникационного проекта (в том числе с учетом особенностей профессии/специальности, но которой осуществляется подготовка по программе СПО).
- 17. Поставьте в соответствие каждую из позиций, характеризующую возможности ИКТ в образовании, одному из трех уровней.
- 18. Какие субъекты РФ и (или) иностранные государства представляются вам оптимальными для привлечения к работе над телекоммуникационным проектом вместе с обучающимися вашей образовательной организации (с учетом особенностей профиля подготовки)?
- 19. Разработайте паспорт телекоммуникационного проекта, который вам предстоит реализовать в рамках ППССЗ в вашей профессиональной организации.
- 20. Какие из возможностей ИКТ наиболее целесообразно использовать при обучении по профессиям/специальностям СПО? Заполните таблицу, используя символ «+» для обозначения соответствия. По каждому случаю обоснуйте ваше решение.
Возможности И КТ. | Профессии НПО. | Специальности СПО. | ||||||
Делопроизводитель. | Лепщик-модельер архитектурных деталей. | Сталеплавильщик. | Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). | Оператор поста централизации (дежурный стрелочного поста). | Кинология. | Летная эксплуатация летательных аппаратов (пилот). | Биохимическое производство. | |
Наглядное представление в динамике физических, химических и т. п. процессов, недоступных для непосредственного наблюдения. | ||||||||
Ви рту ал ьное модел и рован ие дорогостоящих, крупноили микромасштабных, опасных, краткоили долгосрочных процессов и объектов профессиональной деятельности. | ||||||||
Быстрое проведение сложных вычислений, в том числе с представлением результатов в графике. | ||||||||
Формирование объемных баз данных. | ||||||||
Формирование навыков при работе с компьютеризованными тренажерами. | ||||||||
Оперативн ы й самоконтроль студента при выполнении им различных заданий. |
- [1] Обсудите в микрогруппах, какими специфическими характеристикидолжна обладать образовательная среда профессиональной образовательнойорганизации (во всех ее компонентах), в которой осуществляется подготовкано профессии/специальности. • «Сестринское дело». • «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». • «Парикмахерское искусство». • «Испытание летательных аппаратов». • «Берейтор-наездник лошадей». • «Сборщик трансформаторов».