Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Консультативные советы в системе органов государственной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более того, ситуация внутри парламента также была достаточно напряженной, и заседания его отдельных комитетов показали, что идет серьезная борьба за дальнейшее упрочение и утверждение большей самостоятельности парламента. Так, например, решения, необходимые правящим кругам, по таким важным вопросам внутриполитического развития, как легализация профсоюзного движения, сохранение на территории… Читать ещё >

Консультативные советы в системе органов государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль консультативных советов существенно различается в монархиях Персидского залива, хотя, как уже отмечалось, в последние годы наметилась тенденция к расширению их полномочий.

В Саудовской Аравии закон «Об учреждении Консультативного совета» был принят королем в марте 1992 г. и должен был играть роль законосовещательного органа при главе государства. Закон подчеркивает, что Совет шуры «образован по велению Аллаха и подчиняется мусульманскому праву. Члены Совета должны служить общественным интересам, защищать единство мусульман, целостность государства и интересы Уммы». Положение о Консультативном совете Королевства Саудовская Аравия ставит во главу утла право «высказывать мнение по общей политике государства, предоставленной Советом министров». Далее упор делается на обсуждении генерального плана экономического и социального развития, заслушивании годовых отчетов министров и глав других государственных учреждений и возможности внесения предложений по данным вопросам. В компетенцию этого органа входит интерпретация издаваемых законов, а также изучение международных договоров, соглашений и вопросов о предоставлении концессий с соответствующим внесением собственных предложений.

Не менее 10 членов Совета сами имеют право законодательной инициативы: они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему закону и представить их председателю Совета, который обязан передать такие предложения королю.

Председатель Совета имеет право приглашать для заслушивания членов правительства, а также обращаться за доступом к любым правительственным документам, находящимся в распоряжении правительственного аппарата, которые, по мнению Совета, необходимы для его успешной работы. Председатель Совета может также представить председателю Совета министров запрос о присутствии на заседании Совета шуры любого правительственного чиновника, когда обсуждаются вопросы, входящие в его компетенцию. Приглашенные на заседания имеют право участвовать в обсуждении вопроса, но не имеют права голосовать.

Король ежегодно выступает на Консультативном совете с посланием о внутренней и внешней политике государства, а председатель Совета направляет ежегодный доклад королю о работе Совета в соответствии с его внутренним регламентом.

Однако исключительные прерогативы в отношении Совета принадлежат королю. Консультативный совет в этом государстве первоначально состоял из председателя и 60 членов, назначаемых королем на 4 года из числа наиболее «просвещенных, опытных и компетентных лиц», права, обязанности и направление деятельности которых определяются королевским декретом. В настоящее время численность Совета увеличена до 120 человек. При обновлении Совета как минимум половина его членов заменяется: первая ротация была произведена в 1997 г., вторая — в 2001 г. при формировании советов второго и третьего созывов соответственно.

Член Совета должен отвечать следующим требованиям: быть саудовцем по рождению и проживать в Саудовской Аравии, обладать компетенцией и быть добропорядочным гражданином не моложе 30 лет. Член Совета не может использовать свое членство в этом органе государственной власти в своих личных интересах, запрещено также совмещать членство в Совете с любым другим правительственным постом или управлением какой-либо компанией, с оговоркой, если король не примет по данному вопросу иное решение.

Совет шуры имеет свой руководящий орган в составе председателя Совета, его двух заместителей и руководителей специализированных комитетов. Председатель, его заместители и генеральный секретарь Совета назначаются и освобождаются от должности королевским декретом, что автоматически делает их должностными лицами государственного аппарата, находящимися в административной зависимости от главы государства. Их полномочия, права и обязанности, а также все вопросы, касающиеся их деятельности, также устанавливаются королевским декретом. Внутренним регламентом Совета, который устанавливается королевским декретом, определяется порядок проведения его сессий, руководство его работой и работой его комитетов и способы голосования, порядок дебатов, этика обсуждения и другие вопросы, которые обеспечивают порядок и дисциплину внутри Совета.

Совет обеспечивается из средств специального королевского декрета, который расходуется в соответствии с правилами, также утверждаемыми декретом короля. Члены Совета получают 20 000 риалов в месяц и по своим привилегиям приравнены к служащим 15-го разряда. Осуществление прерогатив Совета должно быть направлено на «благо королевства и процветание его народа».

В положении «О Государственном и Консультативном советах» в Омане говорится: «Консультативный совет оказывает помощь правительству во всех важных вопросах оманского общества и высказывает свое мнение для упрочения его устоев и фундаментальных ценностей». После преобразования Консультативного совета в двухпалатный орган в 1996 г., функции между двумя палатами были распределены следующим образом: в компетенцию назначаемого Султаном Государственного совета (верхняя палата) входит обсуждение и вынесение решений по поправкам и предложениям, которые предлагает ему Консультативный совет (избираемая на всеобщих выборах нижняя палата). Предложения Государственного совета затем повторно обсуждаются в соответствующих комитетах Консультативного совета и только после согласования направляются главе государства и правительству. Таким образом, законосовещательный характер Консультативного совета Омана сохранен, однако его участие в подготовке проектов законов является достаточно действенным.

Кроме того, Консультативный совет в Омане имеет право выступать с инициативой внесения поправок в действующие законы и принимать их большинством в 2/3 голосов; заслушивать министров по вопросам, входящим в их компетенцию; требовать любую информацию от соответствующих ведомств для рассмотрения вопроса и принятия решений по нему. Отчетность государственных чиновников высшего ранга считается революционным нововведением в стране, где долгое время общение между правителем и подданными осуществлялось в одностороннем порядке посредством фирманов, вывешивавшихся на воротах Маската.

По инициативе не менее 5 членов Консультативного совета могут быть организованы дебаты по вопросам, представляющим особую значимость (обычно это касается проектов экономических и социальных законов, передаваемых правительством в Совет). Члены Совета могут предлагать поправки к ним. Голосование по законопроектам проводится сначала в соответствующем комитете, а затем в Совете в целом. Таким образом, компетенция Совета шуры в Омане, согласно законодательству, весьма значительна, однако этот орган государственной власти по-прежнему носит подчиненный правительству характер, так как все его решения носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для главы государства, а кроме того, Совет лишен возможности участвовать в обсуждении политических вопросов, таких как оборона, внешняя политика, нефть и др.

Консультативный совет в Омане в настоящее время является полностью выборным органом. Еще в 1991 г. (до принятия конституции) султан Кабус впервые (с 1981 г., когда Совет был образован[1]) ввел выборную процедуру: страна была поделена на 59 округов, каждый из которых избирал 3 представителей[2], а султан, в свою очередь, выбирал одного из них в Совет. В результате такого нововведения в состав Консультативного совета прошли не только представители богатых семейств и племенных лидеров, но и представители интеллигенции. Это свидетельствовало не только о значительном расширении общественного представительства в этом органе, но и том, что наметилась серьезная тенденция к разделению исполнительной и законодательной ветвей власти, так как Совет строился как собрание общественных представителей, дополняющих собой государственное управление и включенных в систему власти.

В 1994 г. султан Кабус объявил о дальнейшем расширении представительства за счет увеличения числа членов Совета до 80 человек, а затем до 82 и выделении в нем 2 мест от каждых 30 тыс. подданных. В соответствии с новым порядком формирования Совета, каждая провинция номинировала двух человек, из которых один избирался членом Совета. По новому постановлению женщины могли претендовать на членство в Совете от всех провинций (хотя прежним уложением только 6 вилайетов округа Маскат могли выдвигать женщин). В 1996 г. султан провел новую реформу, преобразовав Консультативный совет в двухпалатный орган, состоящий из Консультативного совета, который стал играть роль нижней палаты, и Государственного совета (верхняя палата), численность которого не должна была превышать ½ численности Консультативного совета. Государственный совет назначался султаном из наиболее компетентных специалистов, вышедших в отставку: бывших министров, заместителей министров, послов, судей, высших офицеров, а также представителей творческой интеллигенции, преподавателей университетов, бизнесменов и других деятелей. В этом же году впервые в Государственный совет были назначены 4 женщины. Консультативный совет было решено формировать на выборной основе, причем в избирательный корпус страны вошли не только мужчины, но и женщины, наделенные как пассивным, так и активным избирательным правом[3].

Работа в Консультативном совете Омана ведется под надзором мактаба — бюро в составе президента, назначаемого указом султана, и двух вице-президентов, которые избираются членами Совета. В состав бюро входят еще 5 человек, которые также избираются Советом. Президент Совета назначает генерального секретаря, ответственного за организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа, для чего имеет небольшой штат сотрудников. Совместные заседания Совета министров и членов бюро проводятся регулярно два раза в год, в ходе их координируется деятельность между исполнительной ветвью власти и законодательной, которая на самом деле выполняет преимущественно совещательные функции.

Консультативный совет проводит 4 сессии в год, кроме которых могут созываться и чрезвычайные сессии. Совет имеет собственный бюджет, утверждаемый султаном и подлежащий регулярному аудиту специалистами из генерального секретариата.

Консультативный совет образует 5 комитетов: юридический, экономический, здравоохранения и социальных дел, образования и культуры, а также услуг и развития местных общин; он может формировать и другие структуры в случае необходимости, а также создавать отдельные комитеты для рассмотрения конкретных вопросов. Количественный состав комитетов определяется бюро. Председатели и заместители в комитетах избираются их членами абсолютным большинством голосов.

Что касается Катара, то Консультативный совет действует в этой стране с 1972 г., когда эмир подписал указ о создании этого органа, в функции которого входило рассмотрение всех законов и постановлений, связанных с организацией и ведением государственных и гражданских дел. Совет вырабатывал свои рекомендации по вопросам законодательной и исполнительной власти и вносил их на рассмотрение Совета министров и главы государства. После одобрения их эмиром Совет утверждал новые законы и постановления. Этот орган был правомочен, прежде всего, обсуждать «общую политику государства» в ее основных сферах — политической, экономической, административной — по тем вопросам, которые выносились на его обсуждение. Затем в перечне прерогатив следовало обсуждение государственных дел в социальной и культурной областях, передаваемых Советом министров проектов законов, проекта государственного бюджета, а также других важных проектов. Консультативный совет мог обращаться с запросом по любому внутреннему вопросу, касающемуся общей политики правительства и относящемуся к его компетенции, а также направлять запрос любому министру по вопросам, находящимся в ведении возглавляемого им министерства, но при этом не был наделен правом вмешиваться в действия исполнительных и судебных властей. Временной Конституции Катара 1996 г. в общем виде формулировала задачи Консультативного совета следующим образом: «Консультативный совет создается, чтобы выражать свое мнение Эмиру и Совету министров для содействия им в выполнении ими своих обязанностей».

В настоящее время деятельность Совета претерпела качественную трансформацию и довольно подробно регламентируется конституцией (2003 г.), что придает этому органу значительно более высокий и юридически стабильный статус. Более того, согласно новому основному закону, на Совет шуры возлагаются теперь функции законодательной власти. Согласно новой постоянной конституции система управления в Катаре основана на разделении властей. Наследник престола назначается декретом эмира после консультаций с членами правящей семьи. В случае кончины эмира или его неспособности осуществлять свои обязанности, Совет министров и Совет шуры на своем совместном закрытом заседании обсуждают вопрос о вакансии поста эмира и объявляют наследника престола новым главой государства.

Законодательная власть в государстве осуществляется Советом шуры, который одобряет общую политику правительства, бюджет страны и осуществляет контроль над исполнительной властью. Если эмир вводит в стране чрезвычайное положение, то Совет должен быть оповещен о таком декрете в течение 15 дней после его издания, а если Совет не заседает, то он должен быть проинформирован об этом на своем первом заседании. Чрезвычайное положение может быть объявлено на ограниченный период времени и не может быть продлено, если не одобрено Советом шуры. Согласно конституции, в «исключительных случаях, требующих принятия чрезвычайных мер», а также в периоды, когда Совет не заседает, эмир обладает правом издавать декреты, имеющие силу закона, которые должны быть представлены в Совет на его первом заседании. Большинством в 2/3 голосов своих членов Совет в течение 40 дней с момента представления такого декрета-закона может его отклонить или потребовать внести в него изменения, в результате чего декрет эмира теряет законную силу с момента его отклонения.

Каждый член Совета может предлагать законопроект, который передается в соответствующий комитет для детального изучения и рекомендаций, после чего представляется для рассмотрения в Совет. Если Совет принимает это предложение, он передает его уже в форме законопроекта со своими поправками. Любой законопроект, принятый Советом, передается эмиру для ратификации. Если эмир отказался одобрить переданный ему законопроект, он должен вернуть его с мотивированным отказом в течение 3 месяцев с момента получения. В случае, если законопроект возвращен в Совет в указанный срок, а Совет одобряет его вторично большинством в 2/3 всего состава, то эмир обязан ратифицировать и промульгировать этот закон. Однако в чрезвычайных обстоятельствах эмир может приостановить действие закона на период, который он считает необходимым для «реализации высших интересов страны». Проект генерального бюджета должен быть представлен в Совет в течение 2 месяцев с начала финансового года и не может быть введен в силу до тех пор, пока Совет его не одобрит. С одобрения Совета министров Совет шуры может вносить поправки в проект бюджета.

Конституция устанавливает, что Совет шуры «может выразить правительству свою заинтересованность в общественных делах», при этом, если правительство не способно удовлетворить этот интерес, оно должно объяснить причины этого. Каждый член Совета может задать вопрос любому министру или премьер-министру по проблемам, входящим в его компетенцию, и дать комментарии к полученному ответу. Любой член Совета при поддержке 1/3 его членов может представить интерпелляцию министрам по вопросам, входящим в их компетенцию, при этом каждый министр несет ответственность перед Советом за деятельность своего министерства. Голосование о доверии министру обсуждается по требованию самого министра или 15 членов Совета, поддержанному большинством в 2/3 членов. Министр покидает свой пост с даты утверждения резолюции о недоверии его деятельности.

1/3 членов Совета шуры так же, как и эмир, могут предлагать поправки к одной или нескольким статьям конституции. Если большинство членов Совета принимает поправку в принципе, Совет может начать ее обсуждение постатейно. Поправка принимается большинством в 2/3 голосов членов Совета, однако она считается вступившей в силу только после ее одобрения эмиром и публикации в «Официальной газете». Если предложение о поправке было отклонено в принципе, она не может быть повторно вынесена на обсуждение в течение года со дня ее отклонения.

С 1972 г., когда эмир подписал указ о создании Консультативного совета, этот орган состоял из 35 членов, назначаемых эмиром сроком на 4 года. Согласно тексту временной конституции в новой редакции (1996 г.), Консультативный совет в Катаре формировался из 20 членов, назначение которых производилось приказом эмира, который мог в любой момент удалить любого члена Совета в случае, если «он утратил доверие и уважение». Кроме того, эмир мог распустить весь Совет, «если этого требуют высшие интересы».

Согласно новой Конституции Катара 2003 г., Совет шуры состоит из 45 членов, 30 из которых избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, а 15 человек назначаются эмиром из министров или других лиц. (Срок пребывания в Совете назначенных министров заканчивается, если министры уходят в отставку или освобождаются со своих постов.).

Член Совета шуры должен иметь катарское гражданство по рождению, быть не моложе 30 лет, уметь хорошо читать и писать по-арабски, не находиться под следствием по обвинению в преступлении, включающем позорные или бесчестные поступки, либо быть оправданным в соответствии с законом; обладать всей полнотой избирательных прав (статья 80). При вступлении в должность члены Совета приносят следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом быть верным стране и эмиру, уважать законы шариата, конституцию и действующие законы, защищать интересы народа и честно и добросовестно выполнять свои обязанности». Член Совета шуры может быть из него исключен только в том случае, если он потерял доверие или был дисквалифицирован по основаниям, требуемым для его членства, или если он игнорирует выполнение своих обязанностей. Резолюция о прекращении полномочий члена Совета должна быть принята большинством в 2/3 голосов членов Совета. За исключением случаев ареста на месте преступления, член Совета не может быть арестован, заключен под стражу, подвергнут обыску или быть под следствием без предварительного разрешения на то Совета или его председателя, если Совет не заседает.

Эмир может распустить Совет шуры путем издания декрета, в котором должны быть указаны причины такого роспуска, однако Совет не может быть распущен дважды по одним и тем же основаниям. В случае роспуска Совета новые выборы должны состояться в течение 6 месяцев с даты его роспуска. До того как новый Совет будет избран, эмир с помощью Совета министров осуществляет законодательные полномочия.

Бахрейн до 1973 г. был абсолютной монархией, когда высшая светская и духовная власть находилась в руках наследного правителя — шейха из рода аль-Халифа. В июле 1973 г., после принятия конституции, шейх подписал декрет о выборах в Национальное собрание[4]. Общее количество депутатов было определено в 44, при этом 14 членов получали депутатский мандат автоматически, а 30 — избирались по восьми избирательным округам. В Конституции Бахрейна 1973 г. Национальному собранию была посвящена часть 2 «Законодательная власть», в соответствии с которой закон не мог вступить в силу, если он не одобрен Национальным собранием и не утвержден эмиром. Каждый член Национального собрания имел право требовать от правительства и его членов разъяснений, не нарушая рамок их компетенции. Проявившему инициативу депутату разрешалось прокомментировать полученный ответ. Равным образом каждый член Национального собрания мог направить премьер-министру и министрам запрос о делах, входящих в их компетенцию. Кабинет министров после своего сформирования должен был представлять Национальному собранию программу, в которую оно могло вносить любые поправки. Каждый министр нес персональную ответственность за работу своего министерства перед Национальным собранием. Выражение недоверия министру обязывало последнего подать заявление об отставке. Вопрос о доверии мог быть поставлен либо самим министром, либо не менее 10 членами Национального собрания. Поскольку премьер-министр непосредственно не руководил работой того или иного министерства, запрещалось ставить вопрос о недоверии ему в Национальном собрании. Однако, если последнее по какой-либо причине не могло сотрудничать с премьер-министром, оно могло обратиться к эмиру, который и решал этот вопрос: распустить либо кабинет министров, либо Национальное собрание. В случае, когда Национальное собрание нового созыва высказывается в поддержку соответствующего решения предыдущего собрания, председатель Совета министров считался смещенным с занимаемого поста, и эмир должен был издать указ о формировании нового кабинета.

Таким образом, после принятия конституции Бахрейн трансформировался из абсолютной монархии в конституционную, однако, проведя подобную реформу, Эмир Иса бен Сальман аль-Халифа и правящая элита приняли все меры, чтобы свести на нет возможности Национального собрания как законодательного органа. Для этого, в частности, вводилась тщательно продуманная система выдвижения кандидатур и избрания депутатов, которая гарантировала наличие в Национальном собрании преданного режиму большинства, укомплектованного из представителей бюрократии, чиновничества и верхушки местных деловых кругов. Политические партии были запрещены, установлен строгий полицейский надзор над деятельностью общественных организаций. Статья конституции, предусматривавшая автоматическое включение в состав Национального собрания всех членов Совета министров, была дополнена особым пунктом, предусматривающим в течение первых четырех лет право участия в голосовании премьерминистра и министров; при необходимости допускалась пролонгация указанного права на более длительный срок.

Как показала практика первых лет функционирования парламента, все его попытки оказать какое-либо влияние на политическую жизнь в стране, как правило, сразу же подавлялись, поэтому законодательная инициатива носила формальный характер.

Более того, ситуация внутри парламента также была достаточно напряженной, и заседания его отдельных комитетов показали, что идет серьезная борьба за дальнейшее упрочение и утверждение большей самостоятельности парламента. Так, например, решения, необходимые правящим кругам, по таким важным вопросам внутриполитического развития, как легализация профсоюзного движения, сохранение на территории эмирата иностранных военных баз и др. принимались только благодаря участию в голосовании премьер-министра и министров. Это свидетельствовало о том, что Национальное собрание содержит в себе серьезную угрозу ограничения исполнительной власти в лице эмира и правительства. Поэтому, даже после провозглашения конституции на Бахрейне было сохранено чрезвычайное положение, введенное в 1956 г., а затем эмир издал указ «О государственной безопасности», которое Национальное собрание утвердить отказалось. Тогда, воспользовавшись статьей конституции, эмир распустил парламент в 1975 г., но новых выборов не назначил (как это было предусмотрено той же статьей). Все последующие годы в стране вместо парламента действовал Консультативный совет с крайне ограниченными полномочиями. Его прерогативы были несколько расширены только в сентябре 1996 г., когда он получил возможность обсуждать не только те проблемы, которые ставило перед ним правительство, но и право запрашивать Совет министров по тем или иным вопросам.

Следующие выборы в парламент состоялись спустя 27 лет после первого парламентского эксперимента в этой стране, только в 2002 г., что было связано с приходом к власти в 1999 г. нового правителя шейха Хамада бен Иса аль-Халифа, твердо взявшего курс на либерализацию политической системы страны. Серьезная трансформация государственного строя произошла в этой стране после принятия новой конституции 2002 г. и возвращения Бахрейна на парламентский путь развития.

Законодательным органом государственной власти в соответствии с конституцией теперь является Национальная ассамблея, которая состоит из Палаты депутатов (нижняя палата) в составе 40 человек, избираемых путем прямого, тайного и всеобщего голосования в соответствии с положениями закона (статья 56), и Консультативного совета (Маджлис аш-шура, который выполняет функцию верхней палаты парламента), состоящего также из 40 человек, назначаемых указом короля[5]. Председателя Совета шуры назначает король, а председателя Палаты депутатов избирают из своего состава сами депутаты.

Согласно конституции Палата депутатов может быть распущена королем, однако выборы в новую палату должны быть проведены не позднее 4 месяцев с даты ее роспуска. Если же выборы в этот период не смогли состояться, то распущенная Палата депутатов сохраняет в полном объеме свои конституционные полномочия и продолжает свою деятельность до момента избрания новой Палаты. Король, однако, может отложить выборы Палаты депутатов, если к этому вынуждают чрезвычайные обстоятельства и если Совет министров считает невозможным проведение выборов в данный момент. Если неблагоприятные обстоятельства будут сохраняться, то король с учетом мнения Совета министров может восстановить распущенную Палату депутатов и своим декретом созвать ее на сессию. Эта Палата будет считаться действующей с даты издания королевского декрета о ее восстановлении и будет в полном объеме осуществлять свои конституционные полномочия.

Правительство представляет свою программу развития в Национальную ассамблею, которая может высказывать по ней любые мнения.

По предложению, подписанному не менее 5 членами Палаты депутатов, любому министру могут быть заданы вопросы по проблемам, входящим в сферу его компетенции. Данный запрос может привести к постановке вопроса о доверии министру, выдвинутым Палатой депутатов. Каждый министр несет ответственность перед Палатой депутатов за деятельность своего министерства. Вопрос о доверии министру может быть поставлен только по его собственному желанию или по обращению, подписанному не менее 10 членами Палаты депутатов после состоявшихся дебатов по запросу министру. Если Палата большинством в 2/3 своих членов голосует за выражение недоверия министру, он считается отстраненным со своего поста с даты голосования и должен представить прошение об отставке. Однако вопрос о доверии премьер-министру не может быть поставлен в Палате депутатов. Если же 2/3 членов Палаты депутатов считают, что невозможно сотрудничать с премьер-министром, то вопрос передается на рассмотрение всей Национальной ассамблеи, которая после 7 дней с даты постановки решает этот вопрос. Если Национальная ассамблея большинством в 2/3 своих членов выносит решение о невозможности сотрудничества с данным премьер-министром, то вопрос передается на рассмотрение королю, который либо освобождает премьер-министра от занимаемой должности и назначает новое правительство, либо распускает Палату депутатов. Палата депутатов может выразить свои пожелания правительству в письменной форме по публичным вопросам, и, если правительство не способно удовлетворить эти пожелания, оно должно объяснить причины этого также в письменной форме.

Согласно конституции, теперь один закон не может быть промульгирован до тех пор, пока он не одобрен Консультативным советом и Палатой депутатов. Премьер-министр может представить законопроект в Палату депутатов, которая должна его рассмотреть, может дополнить или отвергнуть. После этого законопроект передается в Консультативный совет, который также рассматривает законопроект, дополняет, отвергает его или вносит поправки. Если Консультативный совет не одобряет законопроект, одобренный Палатой депутатов, вносит в него поправки или дополнения, то председатель Консультативного совета возвращает законопроект для пересмотра в Палату депутатов. Если Палата депутатов принимает законопроект в том виде, в котором она получила его из Консультативного совета, председатель Консультативного совета направляет этот законопроект премьер-министру, который представляет его королю. Палата депутатов может отклонить любую поправку, предложенную к законопроекту Консультативным советом, и может настаивать на своем предыдущем решении без какихлибо изменений законопроекта. В этом случае законопроект должен быть возвращен в Консультативный совет для пересмотра, который может принять решение Палаты депутатов или настаивать на своем предыдущем решении. Если две палаты парламента дважды расходятся относительно законопроекта, Национальная ассамблея собирается на совместную сессию под председательством председателя Консультативного совета для рассмотрения спорных вопросов. Для принятия законопроекта необходимо решение большинства присутствующих членов; если законопроект отвергнут тем же самым большинством, он не может быть представлен Национальной ассамблее повторно на той же сессии. Когда законопроект одобрен, председатель Консультативного совета передает одобренный законопроект премьер-министру, с тем чтобы тот вручил его королю. Что касается экономических или финансовых вопросов, требующих срочного разрешения, то в случае расхождения мнений по ним между двумя палатами парламента король может принять законопроект своим декретом и придать ему силу закона.

Выборам в законодательный орган власти в 2002 г. предшествовали муниципальные выборы, которые проводились по пяти избирательным округам под надзором судебных органов (что подчеркивало высокий уровень правового обеспечения избирательного процесса) и в которых активное участие приняли женщины (которые получили как активное, так и пассивное избирательное право и были уравнены в этом вопросе с мужчинами). Интересной особенностью нового закона о муниципальных выборах стало то, что закон гарантировал право на участие в них не только бахрейнцам, но и тем подданным государств — членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), которые постоянно проживают в Бахрейне, а также эмигрантам, владеющим недвижимой собственностью и участками земли.

Члены Консультативного совета и Палаты депутатов представляют весь народ и заботятся об общественных интересах, поэтому при выполнении своих обязанностей они не могут находиться под влиянием какой-либо власти.

В ходе очередных парламентских выборов (2010 г.) в нижнюю палату прошли различные оппозиционные группы (как суннитские, так и шиитские), заняв почти половину мест в нижней палате, а шиитская группа «Аль-Вифак» (Исламское общество национального согласия) сформировала крупнейшую оппозиционную фракцию (в марте 2011 г. 11 из 18 членов парламента от этой партии ушли в отставку, заявив о своей поддержке массовых антиправительственных выступлений).

4 мая 2012 г., идя навстречу требованиям оппозиции король Бахрейна Хамад бен Иса аль-Халифа объявил в своем обращении к нации о подписании им закона о внесении поправок в действующую конституцию, назвав это событие «поворотным моментом в истории Бахрейна». Однако шиитская оппозиция охарактеризовала эти изменения как «формальность», не способную положить конец вновь обострившемуся политическому кризису в стране.

Поправки, по сути, сводятся к следующему: парламент получает право обращаться к монарху с просьбой об отставке министров и премьер-министра; требовать отчета от главы правительства и частично контролировать деятельность правительства на предмет ее соответствия национальным интересам. В соответствии с предлагаемыми изменениями король теперь должен консультироваться с главами избранного парламента и назначенного Консультативного совета перед роспуском законодательного органа. Только избираемая палата теперь будет иметь право голосовать по вопросу о доверии премьер-министру и вручать свое решение королю, который будет принимать окончательное решение об отставке премьер-министра.

  • [1] В 1981 г. Совет состоял из 45 членов, 17 из которых назначались Советом министров, 11 представляли частный сектор и 17 выдвигались от провинций. В 1983 г. числочленов Совета было доведено до 55, 36 из которых представляли различные провинциистраны, а 19 являлись доверенными лицами султана. Члены Совета назначались султаном на двухлетний период, по истечении которого их полномочия могли быть продлены.
  • [2] Процесс делегирования представителей в Совет шуры строился следующим образом: губернаторы каждой из 59 провинций созывали авторитетных граждан — мужчини женщин с определенным социальным статусом в количестве 100—200 человек, которые выбирали 3 наиболее достойных.
  • [3] 16 октября 1997 г. прошли первые в истории Омана выборы в Консультативныйсовет. Страна была разделена на избирательные округа — вилайеты с населениемв 30 тыс. и более человек. Вилайеты выдвигали по 4 кандидата, двое из которых, набравших наибольшее число голосов, становились депутатами. Вилайеты, население которыхсоставляло менее 30 тыс., выдвигали по 2 кандидата — победитель входил в Консультативный совет. Накануне выборов была проведена широкая избирательная кампанияс активным участием СМИ. Среди 736 кандидатов было выдвинуто 27 женщин. Депутатами стали 82 человека, включая 2 женщин.
  • [4] Идея укрепления режима представительным органом была подсказана правящимкругам Бахрейна британскими советниками еще в середине 1950;х гг. В 1956 г., когдана Бахрейне резко обострилась внутриполитическая борьба, шейх Сальман бен Хамадаль-Халифа предпринял попытку добиться стабилизации положения путем проведенияряда реформ, включая реформу, на основе которой учреждался выборный совещательный орган. Однако эта попытка осталась безрезультатной. Кампания гражданского неповиновения, активизировавшаяся под влиянием Суэцкого кризиса, вынудила правящиекруги Бахрейна перейти от реформ к репрессиям. Созданный совещательный орган быланнулирован, а ряд его членов арестованы. В течение последующего 17-летнего периода, завершившегося получением Бахрейном политической независимости, правящиекруги категорически отвергали всякую возможность демократизации государственногостроя. И только в начале 1970;х гг. они уступили давлению общества и санкционировали проведение мероприятий, которые должны были означать переход к парламентской форме правления.
  • [5] В соответствии с новой конституцией 2002 г. эмират был преобразован в конституционное королевство, а сам Эмир Бахрейна провозглашался королем.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой