Диагностика профессиональных установок подростков
![Реферат: Диагностика профессиональных установок подростков](https://gugn.ru/work/6566898/cover.png)
Высокая самооценка. Высокие значения свидетельствуют о завышенной самооценке, вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упорстве и готовности к преодолению трудностей. Низкие значения характеризуют заниженную самооценку и наличие неудачного опыта решения жизненных задач. Инструкция. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два… Читать ещё >
Диагностика профессиональных установок подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Краткая информация о методике Методика1 разработана И. М. Кондаковым на основе методики «Шкала зрелости профессиональных установок» Дж. Крайтса. Она направлена на изучение профессиональных установок: готовности подростка принимать профессионально важные решения, которые, с позиции автора, обусловлены как объективными требованиями ситуации профессионального выбора, так и опытом решения жизненных задач.
Методика прошла статистическую обработку, в том числе была подвергнута факторному анализу. Выделенные факторы легли в основу ключа и интерпретации.
Описание методики и процедура проведения Методика предъявляется респонденту на бланке. Может проводиться как индивидуально, так и в группах с соблюдением стандартных правил группового обследования. Примерное время тестирования — 20—30 минут.
Бланк методики.
Инструкция. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «Верно» и «Неверно». Прочти каждое предложение и подумай, правильно ли оно описывает тебя, твою точку зрения, качества личности. Если да, подчеркни слово «Верно», если нет — «Неверно».
Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа, т. е. подчеркивать оба варианта.
Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
1. | Я слишком плохо знаю мир профессий. | Верно. | Неверно. |
2. | Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций. | Верно. | Неверно. |
3. | От многого сейчас ценного я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей. | Верно. | Неверно. |
4. | Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума. | Верно. | Неверно. |
5. | Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе. | Верно. | Неверно. |
6. | В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и помощь. | Верно. | Неверно. |
7. | Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения. | Верно. | Неверно. |
8. | Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной. | Верно. | Неверно. |
9. | Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом. | Верно. | Неверно. |
1 Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122—131.
10. | Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников. | Верно. | Неверно. |
11. | В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности. | Верно. | Неверно. |
12. | Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно. | Верно. | Неверно. |
13. | Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии. | Верно. | Неверно. |
14. | В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам. | Верно. | Неверно. |
15. | Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других. | Верно. | Неверно. |
16. | Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии. | Верно. | Неверно. |
17. | Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер | Верно. | Неверно. |
18. | Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности. | Верно. | Неверно. |
19. | У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом. | Верно. | Неверно. |
20. | Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей. | Верно. | Неверно. |
21. | Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь. | Верно. | Неверно. |
22. | Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать па эту тему. | Верно. | Неверно. |
23. | Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость. | Верно. | Неверно. |
24. | Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача. | Верно. | Неверно. |
25. | В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам. | Верно. | Неверно. |
26. | Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии. | Верно. | Неверно. |
27. | Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства. | Верно. | Неверно. |
28. | Я чувствую эмоциональный подъем мри мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия. | Верно. | Неверно. |
29. | Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного. | Верно. | Неверно. |
30. | Я совсем нс тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого. | Верно. | Неверно. |
31. | Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии. | Верно. | Неверно. |
32. | Я не доверяю внешней привлекательности профессий. | Верно. | Неверно. |
33. | В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию. | Верно. | Неверно. |
34. | Мой профессиональный выбор будет окончательным, раз и навсегда. | Верно. | Неверно. |
35. | Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию. | Верно. | Неверно. |
36. | У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее. | Верно. | Неверно. |
37. | Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии. | Верно. | Неверно. |
38. | Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений. | Верно. | Неверно. |
39. | В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное. | Верно. | Неверно. |
40. | В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать. | Верно. | Неверно. |
Обработка и оценка полученных результатов
Ответы респондента сопоставляются с ключом (табл. 4.33). Каждый ответ «Верно» дает 1 балл в оценку соответствующего фактора.
Таблица 433
Ключ к Шкале профессиональных установок
№. | Название фактора. | Пункты шкалы. |
1. | Нерешительность профессионального выбора. | 1,6, 11, 16,21,26,31,36. |
2. | Рационализм профессионального выбора. | 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37. |
3. | Оптимизм в отношении профессионального будущего. | 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38. |
4. | Высокая самооценка. | 4,9, 14, 19, 24,29,34,39. |
5. | Зависимость в профессиональном выборе. | 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40. |
Показатели выраженности фактора:
- — 0—2 — низкий уровень;
- — 3 — средний с тенденцией к низкому;
- — 4—5 — средний;
- — 6 — средний с тенденцией к высокому;
- — 7—8 — высокий уровень.
Интерпретация факторов
- 1. Нерешительность профессионального выбора. Высокие значения показателей по данному фактору отражают выраженность нерешительности, неуверенности, трудности с началом деятельности, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохую информированность о мире профессий. Низкие значения показателей свидетельствуют о решительности и уверенности осуществления профессионального выбора.
- 2. Рационализм профессионального выбора. Высокие значения характеризуют основательность, рационализм, рассудочность, готовность действовать по план}'. Низкие значения свидетельствуют об импульсивности и неосновательности.
- 3. Оптимизм в отношении профессионального будущего. Высокие значения говорят о склонности к идеализации, «юношеском максимализме», чувстве избранности, ощущении, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Низкие значения отражают реализм профессионального выбора.
- 4. Высокая самооценка. Высокие значения свидетельствуют о завышенной самооценке, вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упорстве и готовности к преодолению трудностей. Низкие значения характеризуют заниженную самооценку и наличие неудачного опыта решения жизненных задач.
- 5. Зависимость в профессиональном выборе. Высокие значения характеризуют несамостоятельность, податливость, зависимость от других, социальную незрелость. Низкие значения свидетельствует о независимости в профессиональном выборе.