Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Секуляризация и традиционные религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что в наши дни вера в Бога не так распространена в европейских странах, как это было в прошлом. Снижение влияния традиционных религий на жизнь общества и людей рассматривается социологами как проявление растущей секуляризации общества. Атеисты оценивают этот факт положительно, видя в нем еще одну степень свободы человека и общества (освобождение от предрассудков). Традиционалисты же… Читать ещё >

Секуляризация и традиционные религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие секуляризации

Очевидно, что в наши дни вера в Бога не так распространена в европейских странах, как это было в прошлом. Снижение влияния традиционных религий на жизнь общества и людей рассматривается социологами как проявление растущей секуляризации общества. Атеисты оценивают этот факт положительно, видя в нем еще одну степень свободы человека и общества (освобождение от предрассудков). Традиционалисты же, напротив, связывают с этим упадок морали и разрыв социальных связей в обществе. Большинство социологов предпочитают не участвовать в этих дискуссиях, рассматривая религию как частное дело каждого человека. Вопрос, волнующий социологов, заключается в том, действительно ли современное общество подверглось секуляризации, а если да, то в какой степени. То есть снижается ли религиозность людей по мере модернизации общества или она просто принимает другие формы?

Секуляризация — это процесс ослабления влияния религии на жизнь общества, когда религиозные мышление, практика и организации теряют социальную значимость.

Социологическое понятие секуляризации включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это «приватизация религии», т. е. уход религии из публичных институтов общества и превращение ее в частное дело каждого человека. В результате происходит снижение социальной значимости религии в обществе. Во-вторых, это десакрализация («расколдовывание», по выражению М. Вебера) мира, т. е. вытеснение в общественном сознании сакрального (священного, непостижимого) рациональным объяснением.

Уход религии из публичной сферы является следствием отделения церкви от государства, освобождения от контроля церкви сфер образования, медицинского и социального обеспечения, а также экономического поведения и нравственности.

В Средние века церковь доминировала в культуре европейских стран и имела монополию на моральную власть в обществе. Рождаясь, человек становился не только членом того или иного общества, но и последователем определенной религии. То есть человек фактически не имел выбора, принадлежать церкви или нет. В секуляризованном обществе существует огромное число деноминаций (религиозных направлений), которые конкурируют за верующих. В этой ситуации религия все больше становится предметом индивидуального выбора каждого человека.

Когда религия становится вопросом индивидуального выбора и личной веры каждого человека, общество сталкивается с проблемой моральной легитимности. На уровне общества традиционные религии больше не выполняют функцию духовного лидерства при принятии тех или иных решений морального плана. Что хорошо, а что плохо, каждый человек должен решать сам. Можно сказать, что современные общества живут в условиях морального релятивизма. Вместе с тем очевидно, что современные общества не находятся в состоянии постоянной аномии. Моральный индивидуализм людей дополняется и общими ценностями, разделяемыми большинством членов общества. То есть большинство членов общества не ставят под сомнение те ценности, к которым они были социализованы. И хотя эти ценности могут стать предметом рационального переосмысления и критики, в повседневной жизни людей они принимаются как само собой разумеющиеся вещи.

Рождаясь и социализуясь в обществе с определенной культурой и религией, большинство люди руководствуются именно этими принципами при решении нравственных вопросов. Религиозные обязательства людей в современном обществе действительно слабеют, но их религиозные и моральные представления сохраняют определенную устойчивость. Поэтому сколько-нибудь серьезная конкуренция между религиями очень ограничена по своим масштабам (например, конкуренция ислама и христианства в Европе).

Говоря о растущей секуляризации современного общества, социологи отмечают большой разрыв в религиозной принадлежности и религиозной вере людей. Тогда как принадлежность гой или иной религиозной общине, выражающаяся, в частности, в посещении церкви, неуклонно падает, цифры, отражающие приверженность религиозной вере, дают совсем другую картину (табл. 8.1 и 8.2).

Таблица 8.1

Посещают церковь минимум один раз в неделю, %

Страна.

% взрослых.

Нигерия.

Ирландия.

Филиппины.

Южная Африка.

Польша.

США.

Великобритания.

Франция.

Финляндия.

Япония.

Россия.

Таблица 8.2

Последователи различных религий в мире, млн чел.

Религия.

1900 г.

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2010 г.

Христиане.

558,1.

1236,4.

1482,6.

1747,5.

1999,6.

2292,5.

Мусульмане.

199,9.

553,5.

759,0.

962,4.

1188,2.

1549,4.

Индуисты.

203,0.

462,6.

578,7.

686,0.

811,3.

948,5.

Этические религии Востока.

380,0.

231,9.

288,4.

347,7.

384,8.

473,8.

Буддисты.

127,1.

233,4.

275,7.

323,1.

360,0.

468,7.

Анимисты.

117,7.

160,3.

180,9.

200,0.

228,4.

264,2.

Иудеи.

12,3.

14,8.

14,0.

13,2.

14,4.

14,6.

Нерелигиозные.

3,2.

697,5.

774,2.

853,8.

918,2.

1100,0.

Таким образом, большинство людей в современном мире заявляют о своей приверженности той или иной религии, хотя их взгляды и не связаны с какой-либо определенной религиозной доктриной или практикой. Получается, что религия присутствует в жизни большинства членов современных западных обществ, играя при этом совсем незначительную роль и практически не влияя на их политические и социальные ценности.

В современном европейском обществе унаследованная религиозная традиция постоянно сталкивается с опасностью эрозии (размывания) под влиянием тенденций к секуляризации, встроенных в культуру общества модерна. Становясь предметом личного выбора каждого человека и теряя качество обязательности, религия превращается в один из видов досуговой деятельности. Становясь досуговой деятельностью, религия начинает конкурировать с другими видами досуга, составляющими важную сторону современной жизни общества.

Другим аспектом секуляризации является то, что Вебер назвал расколдовыванием или десакрализацией мира. Это означает, что современное общество во многом теряет духовное измерение, которое раньше обеспечивалось традиционными религиями.

Средневековый человек жил как бы в двух измерениях: мирском и сакральном (земном и духовном) и все события его повседневной жизни имели (в его представлении) связь со сверхъестественными силами. Ведьмы, духи, ангелы и др. были такими же «реальными» участниками жизни людей, как, скажем, их родственники и соседи. Начиная с эпохи Просвещения, различные сферы социальной жизни и знания, одна за другой, стали освобождаться от религиозного содержания и ограничений, становясь предметом рациональной критики. В современном обществе практические проблемы решаются на основе науки и технологий, а не магии и религии, и люди все менее склонны верить в те вещи и объяснения, которые противоречат научным принципам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой