Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социология и Просвещение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, хотя философы Просвещения интересовались социальным и тем, как оно могло и должно быть организовано, они не имели понятия «общество» как особого предмета изучения. Идея, что общество является предметом изучения само по себе, появилась только в XIX в., когда Лнри де Сен-Симон (1760—1825) и Огюст Конт (1798—1857) использовали понятие общества, чтобы описать новые институты, социальные… Читать ещё >

Социология и Просвещение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Так же как современные общества развились из обществ традиционных, новая наука — социология испытала на себе влияние более ранних научных и социальных теорий. Наиболее влиятельным в этом отношении было социальное и духовное движение, известное как Просвещение.

Просвещение — это рационалистическое течение в Европе (конец XVII — конец XVIII в.) в области духовной и социальной жизни, базирующееся на критике традиционного общества и его институтов и создании идиллической картины будущего, основанного на торжестве разума. Оно было названо Просвещением потому, что ученые верили в то, что они несут свет во тьму мира, которая ассоциировалась у них с традициями, предрассудками, иррациональностью и, прежде всего, религиозными догмами. Основными фигурами Просвещения были философы Рене Декарт (1596—1650) и Иммануил Кант (1724—1804), ученый Исаак Ньютон (1642/3—1727) и писатель Вольтер (1694—1778).

Хотя просвещенческие идеи и теории в разных странах Европы отличались определенным разнообразием, все теоретики Просвещения разделяли два основных принципа.

Во-первых, они верили в силу рациональности человека и его способность постигать мир. Наука служила доказательством существования разума и рациональности, поскольку она производила объективные знания, не зависящие от религиозных предрассудков.

Во-вторых, они были уверены, что человечество будет использовать научные знания, чтобы изменить мир к лучшему. Считалось, что научные знания будут давать людям все больше власти и контроля над природой и эта власть будет использована, чтобы улучшить условия человеческого существования. Например, научные достижения увеличат производительность сельского хозяйства, позволят производить больше товаров, помогут победить болезни и т. п.

Радикальность этих идей в то время очевидна. Ведь они бросали прямой вызов церковному мировоззрению, согласно которому миропорядок есть результат Божественного творения и поэтому не может быть изменен. Естественно, и до Просвещения были отдельные ученые, идущие против церковных догматов. Однако разница состоит в том, что Просвещение было нс только интеллектуальным, но и социальным движением, чье влияние распространялось далеко за пределы кабинетов ученых. Технологическое развитие, особенно в сфере транспорта и книгопечатания, вело к тому, что идеи ученых Просвещения достигали широких слоев грамотного населения, и монополия церкви на знания и информацию повсеместно подрывалась.

Таким образом, Просвещение означало культурный переворот в обществе, в ходе которого родилась новая концепция знания. Современный стиль мышления апеллировал к познанию не только природного мира, но также и мира социального. Зарождение социологических знаний можно усмотреть уже в трудах ученых Просвещения, поскольку они начали интересоваться тем, как устроена социальная жизнь. Это, в частности, отражено в интеллектуальном девизе И. Канта «Иметь смелость знать».

Однако смелость иметь знания о социальных отношениях и институтах не могла появиться у людей прежде, чем они усомнились в религиозных догматах, представлявших им эти отношения и институты в определенном свете. Имея знания о социальных отношениях и институтах, люди могли вести более осознанную деятельность, а значит, становились открытыми для изменений.

Что роднит социальные теории Просвещения и социологию? Здесь можно выделить две основные черты. Во-первых, это вера в разум человека и его способность познать общество. Во-вторых, вера в социальный прогресс, т.с. то, что общество изменяется к лучшему. Можно сказать, что социология возникла как часть грандиозного проекта XVIII в. по переустройству общества на разумных началах. Первые социологи верили в то, что, познав истину, они смогут обеспечить общественный прогресс, т. е. изменить общество к лучшему. В то же время, в отличие от теоретиков Просвещения, они видели двойственность происходящих социальных изменений. С одной стороны, это прогресс разума, а с другой — беспорядок и социальные проблемы, которые сопутствовали модернизации общества. Именно социальный беспорядок, сопутствовавший быстрым социальным и политическим трансформациям, заставил социологов размышлять над таким вариантом развития общества, который бы предполагал прогрессивное развитие при сохранении порядка (но без возврата в статичное прошлое). Проблема была в том, как обеспечить социальный прогресс и социальное единство общества одновременно, не жертвуя ни тем ни другим. Социальные теоретики, в зависимости от своих политических и философских взглядов, предлагали разные ответы на этот вопрос, часть из которых будет рассмотрена в параграфах 2.3—2.6.

Следует подчеркнуть, что просвещенческий идеал рационального познания общества с целью его улучшения, оказался настолько силен, что он не только вдохновлял родоначальников социологии, но и продолжает определять предмет этой науки и сегодня, несмотря на то что в современной социологии вера в разум и социальный прогресс уже не является универсальной.

Сравнивая социальные теории Просвещения и первые социологические учения, необходимо отметить нс только их преемственность, но и тот интеллектуальный разрыв, который существует между ними.

Во-первых, хотя философы Просвещения интересовались социальным и тем, как оно могло и должно быть организовано, они не имели понятия «общество» как особого предмета изучения. Идея, что общество является предметом изучения само по себе, появилась только в XIX в., когда Лнри де Сен-Симон (1760—1825) и Огюст Конт (1798—1857) использовали понятие общества, чтобы описать новые институты, социальные группы и процессы производства, возникающие на развалинах традиционного европейского общества.

Во-вторых, философы Просвещения были привержены идее индивидов как внеисторических рациональных и самодостаточных существ и рассматривали общество как совокупность таких индивидов. В то же время уже ранние социологи (О. Конт, Г. Спенсер) понимали общества как нечто большее, чем конгломерат индивидов, и считали, что хотя общество и создается индивидами, оно, в свою очередь, также влияет на то, как люди мыслят и поступают.

В-третьих, теоретики Просвещения оперировали понятиями не столько сущего, сколько должного, рисуя проекты будущего идеального устройства общества. Первые социологи делали акцепт на описании существующего общества, вскрывая его недостатки и пытаясь найти способы их преодоления.

Таким образом, социология появилась как самостоятельная наука, отдельная от философии и экономики, в Европе XIX в. как попытка объяснения глубоких и масштабных социальных изменений, происходивших в модернизирующихся европейских обществах. Социология была и продолжает оставаться под влиянием ключевых идей и ценностей Просвещения, таких как рациональность, научное понимание и применение знания для улучшения условий человеческого существования. Первые социологи пытались не только дать объяснения тем радикальным изменениям, которые происходили в сферах экономики, политики и духовной жизни общества, но и оценить нарождающееся общество с точки зрения тех проблем и противоречий, которые несла в себе модернизация.

Развитие социологии с момента возникновения и до 1940;х гг. схематически приведено на рис. 2.1.

Развитие социологии (до 1940;х гг.).

Рис. 2.1. Развитие социологии (до 1940;х гг.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой