Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-технологические аспекты управления процессами формирования имиджа политического лидера средствами печати

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Амелин B.H., Устименко C.B. Технология избирательной кампании. -М.: Союз, 1993; Дубов И. Г., Русова Ю. О. Как победить на выборах в России. -M.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993; Зотова З. М. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. -M., 1995; Иванов В. Н. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении// Некоторые актуальные проблемы. -M… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологический анализ процессов 16 формирования и продвижения имиджа политического лидера
    • 1. Эволюция подходов к пониманию имиджа (образа) политического 16 лидера
    • 2. Социально-технологические аспекты формирования имиджа 52 политического лидера
    • 3. Место и роль средств массовой информации в управлении 69 процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера
  • Глава II. Особенности социальных технологий формирования, 89 продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати
    • 1. Управление процессами формирования и продвижения имиджа 89 политического лидера средствами печати
    • 2. Приемы и методы формирования, продвижения и коррекции 117 имиджа политического лидера средствами печати
    • 3. Факторы оптимизации управления процессами формирования, 150 продвижения и коррекции политического имиджа средствами печати
  • Заключение

Социально-технологические аспекты управления процессами формирования имиджа политического лидера средствами печати (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результативность выборного процесса во многом предопределяется еще до старта избирательной кампании общей концепцией формирования имиджа претендента, включая элементы возможной коррекции. Российские избиратели, традиционно тяготеющие к политикам харизматического типа, ориентированы прежде всего на личностные характеристики потенциального лидера. Именно персонализация политики во многом обусловила маркетинговый характер выборов, когда имидж (образ) лидера выдвигается на первый план конкурентной борьбы и становится «товаром» .

Имидж политического лидера постоянно соотносится с интересами, потребностями, ориентациями и поведением избирателей и других субъектов политической жизни. Воспроизводство и трансляция имиджа осуществляются самим субъектом и средствами массовой коммуникации в соответствии с особенностями и запросами избирательного рынка. Такой социальный заказ ложится в основу социально-технологического подхода к проблемам формирования имиджа.

В управлении процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера решающая роль принадлежит средствам массовой информации. Под их воздействием складывается определенное отношение к политику в общественном и индивидуальном сознании, которое, в конечном итоге, влияет на принятие решения в момент выбора.

Особое значение и популярность в процессе медиатизации имиджа приобретают печатные издания, которые более доступны и маневренны для политических лидеров (кандидатов) любого уровня и имеют высокую степень охвата. Важная роль отводится также средствам наглядной агитации.

Проблемы социальных технологий управления процессами медиатизации имиджа заложены прежде всего в практике столкновения интересов различных политических сил в информационном пространстве и, как следствие, в раскручивании механизма сознательного манипулирования электоральным поведением граждан. Это становится причиной социально-политической фрустрации электората, подрыва доверия к политической системе и политическим лидерам, ценностям самих государственных устоев.

Анализ социальных технологий формирования имиджа политика, методов его продвижения и коррекции данными средствами позволяет говорить о недостаточном государственном регулировании и правовой регламентации этих видов деятельности, которую, повинуясь законам избирательного маркетинга, разворачивают кандидаты, их команды и партии.

Таким образом, актуальность исследования социальных технологий управления процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа лидера средствами печати обусловлена следующими обстоятельствами:

— во-первых, несбалансированностью места и роли средств печати в общей структуре средств массовой информации;

— во-вторых, манипулятивным характером социокультурной модели медиатизации имиджа лидера средствами печати;

— в-третьих, несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы использования печати как средства медиатизации имиджа;

— в-четвертых, существованием монополии на средства печати отдельных политических сил, что зачастую ставит в неравные условия участников предвыборных кампаний.

Противоречие между потребностью в эффективных социальных технологиях управления процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа лидера средствами печати и реальными формами и методами медиатизации имиджа обусловили выбор данной темы.

Степень научной разработанности темы.

Проблема имиджа политического лидера, технологии его создания, продвижения и коррекции в настоящее время привлекает большое внимание органов власти, глав администраций различного уровня, лидеров общественно-политических движений, партий, предпринимателей, средств массовой информации, исследователей и специалистов в области политического и избирательного маркетинга, социологии политических коммуникаций, имиджмейкеров. Этот интерес широко отражен в многочисленных публикациях об имидже политических лидеров на Западе, а в последние годы и в нашей стране. В целом, научные исследования концентрируются по нескольким направлениям:

Среди первых исследователей общетеоретических проблем образа лидера государства в массовом сознании можно выделить Н. Макиавелли, рассматривавшего пути завоевания политического господства и образы тех, кто олицетворяет государственную и политическую власть, Г. Лебона, описавшего роль образа лидера при взаимодействии с массами, Г. Тарда, определившего механизм выдвижения лидера и роль публицистов в управлении толпой, Н. К. Михайловского, изучавшего механизмы взаимодействия масс (толпы) со своим лидером (героем). Отдельные аспекты названных проблем отражены в работах М. М. Ковалевского, М. Вебера, 3. Фрейда, Э. Фромма1 и др.

Исследование проблем имиджа, механизмов его формирования и / функционирования получают развитие в трудах Р. Михельса, посвященных, в частности, вопросам профессионализации политического лидерства и репрезентативности партийного руководства, К. Левина о личности и ее социальном поведении, Г. Лассуелла, рассматривавшего роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики власти политическими лидерами. Большое влияние на исследование данных проблем оказали идеи Т. Парсонса о роли символических посредников на «рынке» политической поддержки, Р. Мертона и П. Лазарсфельда о «лидерах мнений» в многоступенчатом потоке информации, Ю. Хабермаса о социальных технологиях и политически функционирующей общественности, С. Липсета2 о природе взаимоотношений имиджа политического лидера и электората в процессе избирательной кампании.

В числе специальных зарубежных исследований по выработке социально — технологических механизмов формирования и продвижения имиджа можно выделить работы С. Блэка, П. Бурдье, Д Бурстина, Ж. Блонделя, Р. Дентона, Г. Вудварта, К. Поппера и др.3.

1 Н. Макиавелли. Государь. — M.: Планета, 1990; Попов В. А. Психология толпы по Тарду, Сигеле, Ломпброзо, Михайловскому, Ле Бону и др. -M., 1902; Тард Г. «Законы подражания» , — Спб., 1899- Тард Г. «Публика и толпа» .- M., 1899- Тард Г. «Социальные законы» .-Спб., 1900; Михайловский Н. К. Сочинения. — Спб., 1896- Лебон Г. Психология народов и масс. — Спб., 1896- Фромм Э. Иметь или быть, — М., 1989; Фромм Э. Бегство от свободы.- M., 1990; Фрейд 3. Психология бессознательного, — М., 1989; Вебер М. Избранные произведения / Пер. С нем. — М., 1990; Вебер М. Харизматическое господство //Социологические исследования. — 1988. — № 5.

2 Michels R. Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie. -Leipzig, 1925; Lewin K. A dynamic theory of personality. N.Y., 1935; Lasswell H. D., Smith B.L., Casey R.D. Propaganda, communication and public order. -Princeton, 1946; Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda. — In: Public Opinion / Ed. B. Berelson, M. Janowitz. -N.Y., 1953; Parsons T. Societies: evolutionare and comparative perspectives. New Jersey, 1966; Lazarsfeld P.F. The people’s choice. N.Y., 1969; Merton R. Social theory and social structure. N.Y., 1957; Habermas J. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie — Was leistet die Systemforschung? Fr./M., 1971; Lipset S.M. Political Man: The Social Bases of Politics. Baltimore, 1988.

3 Блэк С. Паблик рилейшнз: что это такое? -М.: Изд-во Новости, 1990; Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. — М.: Socio-Logos, 1993; Поппер К. Открытое общество и его враги. -М., 1992; Boorstin D.J. The Image. -Hammondsworth: Pelican Books, 1963; Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. Пер. с англ. яз. — М., 1992; Denton R.E. Woodward G.C. Political Communication in America. — N.Y., Praeger, 1985.

Анализ историко-философских аспектов формирования имиджа политического лидера присутствует в работах А. И. Герцена, Н. А. Бердяева, В. Соловьева, П. А. Сорокина. Разработке методологических проблем социологии политической коммуникации, социологии пропаганды, раскрывающие особенности воздействия средств массовой информации на сознание избирателей, анализ общественного мнения и описывающие, как правило, электоральный опыт зарубежных стран посвящены работы таких отечественных ученых как М. Острогорский, К. С. Гаджиев, Б. А. Грушин, Г. Г. Дилигенский, Ю. А. Ермаков, А. И. Ковлер, B.C. Комаровский, С. К. Рощин, Д. В. Ольшанский, JI.H. Федотова4.

Однако в отечественной литературе советского периода вопросы формирования имиджа политического лидера, управления процессами его продвижения и коррекции средствами печати не получили должного и полного изучения и практического разрешения. Во многом это было связано с критическим отношением к западным концепциям избирательного маркетинга, которые в условиях социалистической идеологии и демократии считались буржуазными, что неизбежно ограничивало возможности социологического анализа технологий формирования имиджа.

Демократизация избирательной системы и формирование открытого «политического рынка», усиление внимания к разработке проблем осуществления выборов, обусловленное практикой проведения.

4 См.: Острогорский M. Демократия и политические партии. -M.: Изд-во Ком. Академии, 1927.-Т.1- Гаджиев С. К. Политическая наука. -М., 1994; Грушин Б. Г. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987; Грушин Б. Г. Общественное мнение в системе управления // Социологические исследования.-1988.-№ 3.-с.24−29- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. -М.: Новая школа, 1996; Ермаков Ю. А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1995; Ковлер А. И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. -М.: Наука, 1990; Комаровский B.C. Изучение, формирование и учет общественного мнения в деятельности партийных организаций. -М., 1984; Рощин С. К. Психология и журналистика. -М: Наука, 1989; Ольшанский Д. В. Психология массовых настроений в мировой политике. -М.: AOH при ЦК КПСС, 1989; Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. -М.: Изд-во МГУ, 1996. избирательных кампаний в новой России, предопределило возникновение в начале 90-х г. г. нового междисциплинарного направления избирательные технологии.

В рамках этого направления отчетливо выделяются два подхода. Первый — интегративный — основывается на общей логике организации и проведения эффективной избирательной кампании с позиций политического маркетинга.5 Он объединяет ряд исследовательских методов, присущих различным наукам при анализе избирательной практики, соединении теоретических, прикладных начал, выработке технологических рекомендаций на основе системного подхода.

Второй подход — дискретный — базируется на углубленном изучении специальных научных направлений, связанных с избирательными технологиями: организация, менеджмент, маркетинг выборных кампаний, привлечение средств для их проведения. В рамках этого подхода активно формируется новое для отечественной науки направление, акцентирующее свое внимание на исследовании технологий формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера. Эти вопросы отражают монографии В. Н. Амелина, О. И. Гордеевой, Е. Егоровой-Гантман, З. М. Зотовой, А. Н. Колесникова, B.C. Комаровского, В. А. Пызина, А.П.

5 См.: Амелин B.H., Устименко C.B. Технология избирательной кампании. -М.: Союз, 1993; Дубов И. Г., Русова Ю. О. Как победить на выборах в России. -M.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993; Зотова З. М. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. -M., 1995; Иванов В. Н. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении// Некоторые актуальные проблемы. -M., 1992; Избирательные кампании: подготовка, организация, проведение. Методическое пособие. Ред.-составитель Комаровский B.C. -М.: РАГС, 1995; Как победить на выборах. Организация избирательной кампании. Методическое пособие. Книги 1−5. -М., Цетр прикладных политических исследований ИНДЕМ, 1991; Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995; Колесников А. Н. О роли социальных технологий в предвыборной борьбе // Социологические исследования. -М., 1995. -№ 2- Левчик Д. Наука побеждать на выборах (рекомендации по организации агитационной работы в ходе предвыборной кампании). -М., 1991; Максимов А., Румянцев О. Как победить на выборах. -М., 1995; Пешин Н. Л. Как выиграть избирательную кампанию. -М.: Союз российских городов, 1993; Политический консультант в российских избирательных кампаниях. Под. ред. Егоровой-Гантман Е., Мшпусова И. — М., 1995; Самый короткий путь к власти. Технология выборов. Под ред. H.H. Петропавловского. Таганрог, 1995; Слепенков И. М., Аверин Ю. П., Усманов Б. Ф., Розенталь Э. М. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. -М., 1995; Кудинов О. П., Колосова C.B., Точицкая H.H. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в российском регионе. -М., 1997 и др.

Ситникова, Е. П. Тавокина, В. М. Шепеля, Е. Б. Шестопал, C.B. Устименко и др.'.

Анализ проблем информационной поддержки избирательных кампаний в условиях острой предвыборной борьбы, вопросы создания и совершенствования социальных технологий в этой области, управление процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами массовой информации и, особенно, средствами печати нашли свое отражение в работах В. Н. Амелина, Г. Вачнадзе, П. С. Гуревича, JL Войтасика, А. Н. Колесникова, C.B. Разворотневой, C.B. Устименко, O.A. Феофанова, И. Яковлева и других авторов.7.

Следует отметить, что в нашей стране проблема управления процессами формирования и коррекции имиджа политического лидера средствами печати разрабатывается сравнительно недавно. Тем не менее, анализ публикаций непосредственно по теме диссертационного.

6 См.: Абашкина Е. И др. Политиками не рождаются. Психологическое пособие для политиков в 2-х томах. -М.: «Антиква», 1993; Амелин B.H., Левчик Д. А., Устименко C.B. Воюют надписи. Имидж кандидата и способы его актуализации. -M., Изд-во «ИСПТ», 1995; Гордеева О. И. Политический имидж в избирательной кампании / Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. -M., 1993; Жмыриков А. Н. Как победить на выборах. -Обнинск: Титул, 1995; Как делать имидж политика. Психологическое пособие для политиков и политических консультантов. Под ред. Егоровой-Гангман Е., Минтусова И. М. -M., 1995; Юрьев A.B.

Введение

в политическую психологию. -Спб, 1992; Потемкина О. Ф. Имидж политического лидера // Региональные выборы в России. M.: Российский центр избирательных технологий, 1996; Пызин В. А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. — М.: «Дружба народов», 1996; Ситников А. П. Акмеологоический тренинг программно-целевой направленности. — M.: Луч, 1995; Тавокин Е. П. Социологические прогнозы электорального поведения // Социологические исследования. -M., 1996. -№ 7-. Шепель В. М. Имвджелогия: Секреты личного обаяния. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 и др.

7 См.: Андреев Э. М. Средства массовой информации и информирование в России. // Социально-политический журнал. -М., 1996.-№ 4- Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992; Викенгьев И. Л. Приемы рекламы. -СПб, 1995; Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991; Дзялошинский И. М. Как создаются «герои» и «дьяволы» // «Советник» , — 1997. -№ 1- Дмитриев А., Латынов В. Ложь в политике: причины, формы, способы выявления. // «Власть» .- М., 1996. -№ 3- Дубов И. Г., Пантелеев C.P. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал, -1992.-T. 13.-№ 6- Информационно-аналитическое обеспечение избирательных кампаний. Сб. статей и аналиг. материалов // Под ред. C.B. Устименко. М., 1996; Киричек П. Н. Публицистика и политология: природа альянса. Изд-во Мордовского ун-та, 1995; Красников Е. Стратеги информационной войны // «МН». -1996.-№ 28- Международная комиссия по изучению проблем коммуникаций. Заключительный доклад. Париж, ЮНЕСКО, 1980; Петренко В. Ф.

Введение

в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983; Разворотнева C.B. Язык власти, власть языка (анализ исследований политической коммуникации в Америке). // США: ЭПИ, 1993.-№ 3- Сулакшин С. Избиратель, осторожно! -М.: Фонд развития политического центризма, 1997; Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.: Изд-во МГУ, 1996; Феофанов O.A. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. 1980. № 6- Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973; Яковлев И. Предвыборная борьба и средства массовой информации // «Власть» .-1996.-№ 2. и др. исследования позволил автору выделить противоречие между довольно большим количеством публикаций и их фрагментарным, описательным, популистским, а часто и откровенно манипулятивным характером. Такого рода работы не позволяют вникнуть в сущность социальных механизмов формирования имиджа политика, выработать технологии управления процессами продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати, методы государственного регулирования электоральной коммуникации. Поэтому проблема управления процессами формирования политического имиджа как составной части социальных технологий продвижения к власти находится в плоскости интересов существования сбалансированного гражданского общества и требует всестороннего и глубокого теоретико-методологического изучения.

Специальных монографических исследований, в той или иной степени охватывающих комплекс вопросов, связанных с описанием технологической цепочки медиатизации имиджа политического лидера средствами печати, раскрывающих алгоритм размещения агитационных материалов в зависимости от стадии проведения избирательной кампании, описания диагностических средств при проведении процедуры коррекции имиджа политического лидера до сих пор недостаточно. В то же время социологическая наука и общественная практика остро нуждается в решении актуальных исследовательских задач, связанных с всесторонним изучением процессов формирования, продвижения и коррекции имиджа в период избирательной кампании и управления ими. Все это, вместе взятое, обусловило цель и задачи данного исследования.

Цель диссертационного исследования: отработать социально-технологические приемы формирования имиджа политического лидера средствами печати в период избирательных кампаний.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

— проанализировать теоретико-методологические основы применения социальных технологий формирования и продвижения имиджа политического лидера;

— изучить социально-технологические приемы формирования имиджа лидера (зарубежный и отечественный опыт);

— определить место и роль средств массовой информации в управлении процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера;

— исследовать особенности управления процессами медиатизации имиджа средствами печати в условиях избирательной кампании;

— описать и классифицировать способы продвижения и коррекции имиджа лидера средствами печати;

— выявить факторы оптимизации управления процессами формирования, продвижения и коррекции политического имиджа средствами печати.

Объект исследования: имидж политического лидера, формирующийся в сознании электората.

Предмет исследованиясоциальные технологии управления процессами формирования имиджа политического лидера средствами печати.

Теоретико — методологическую основу диссертационного исследования составили диалектико-материалистическая теория познания, комплекс общенаучных и специальных методов познания социальных, политических, психологических, масскоммуникационных явлений и процессов.

Автор опирался на логику социологического подхода к проблемам формирования имиджа средствами печати, в основе которого лежат фундаментальные идеи М. Вебера о социальной природе политического лидерства, Г. Лассуелла о роли массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики власти политическими лидерами, П. А. Сорокина о социокультурных системах, социальной стратификации и социальной мобильности, Р. Мертона о типах поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры, П. Лазарсфельда о социокультурной модели убеждения и основанной на ней, с точки зрения структурно-функционального подхода, многоступенчатого потока информации, а также о «лидерах мнений» .

В диссертации применяются системный, формально-логический, конкретно-социологические, сравнительно-правовой, исторические методы научного познания.

Эмпирическая база диссертации:

— результаты социологических исследований, проведенных при участии автора в ходе кампании по выборам Президента Республики Саха (Якутия) в июле и ноябре 1996 г. Было опрошено 1 500 человек, для чего использовалась квотная, многоступенчатая, случайная выборка, составленная на основе избирательных списков;

— результаты экспертного опроса 80 представителей региональной элиты г. Мирный в августе 1996 г.;

— контент-анализ в апреле-июне 1996 г. изданий федерального уровня («Независимая газета», «Сегодня», «Коммерсант-с1аПу», «Правда», «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Труд», «Аргументы и факты»);

— рейтинг изданий Республики Саха (Якутия) в октябре — декабре 1996 г. («Республика Саха», «Эдэр Саас», «Саха-Сирэ», «Наше время», «Эхо недели», «Якутск вечерний», «Молодежь Якутии», «Сахаада», «Туймаада», «Кыым»);

— в том числе материалы прямой и косвенной политической рекламы в средствах печатиданные социальной статистикиматериалы итогов выборов руководителей исполнительной власти субъектов федерации (сентябрь 1996 — январь 1997) — обобщенные результаты наблюдений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

— уточнена сущность понятия «имидж политического лидера», как эмоционально окрашенной вариантной совокупности личностных и характерологических черт политического лидера, базирующейся на постоянном соотнесении с интересами, потребностями, ориентациями и поведением избирателей и иных субъектов политической жизни. Она формирует в массовом и индивидуальном сознании определенное отношение к лидеру, которое воспроизводится и транслируется средствами массовой коммуникации. Обладая системообразующими характеристиками соразмерности, гармоничности, целостности и реалистичности, имидж является резонатором предпочтений избирателей.

— отработаны оригинальные социальные технологии формирования имиджа лидера. В частности, применены фрагменты «парадоксальных сценариев», технология векторного стимулирования активности избирателей и др.

— определены место и роль средств массовой информации в управлении процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера. Установлено, что степень задействования электронных и прочих коммуникационных каналов медиатизации имиджа зависит от уровня проведения избирательной кампании (областные, краевые, республиканские и т. п.), способов формирования стратегий медиатизации и принципов регулирования объема информации, а также обусловлена различиями, связанными с финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением избирательной кампании.

— отмечены особенности управления процессами формирования и продвижения имиджа политического лидера средствами печати. Трудности в управлении процессами медиатизации имиджа обусловлены ослаблением внимания массовых газет к политической проблематике, снижением тиражности, обострением борьбы за влияние на издания и т. п.

— Рейтинги доверия избирателей подтверждают преимущество местных / средств печати перед региональными и федеральными.

— упорядочены и классифицированы конкретные социально-технологические приемы и методы формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати, связанные с практикой манипулирования общественным сознанием.

— выявлены факторы оптимизации управления процессами продвижения и коррекции политического имиджа средствами печати. Они заключаются в создании системы управления агитационно-пропагандистской деятельностью политических лидеров в период избирательных кампаний, реализации правового и социального надзора за процессами медиатизации имиджей политических лидеров, осуществлении административного и гражданского контроля за электоральной пропагандой, разработке комплекса мер по правовой регламентации доступа к информационному пространству.

Практическая значимость.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для проведения социологических исследований по проблемам управления процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати на основе социальных технологий, при проведении избирательных кампаний различного уровня, в учебном процессе, при проведении реформ административных органов и избирательных комиссий, в практической управленческой и политической деятельности при решении вопросов формирования и медиатизации имиджа, а также в дальнейшей разработке данной темы другими исследователями.

Апробация работы.

Основные идеи, теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертации изложены в научных публикациях автора, выступлениях на конференциях и круглых столах. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертации.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования, социально-политическая и предвыборная практика последних лет остро ставит на передний план проблему манипулирования сознанием электората в процессе продвижения и коррекции имиджа лидера. В ходе исследования намечены некоторые факторы оптимизации управления процессами медиатизации имиджа политического лидера средствами печати, пути законодательной и практической нейтрализации воздействия недобросовестного использования выборных технологий. Однако социология управления в сфере процессов формирования имиджа лидера выдвигает на передний план все новые и новые задачи, решение которых даст обществу право свободного и демократического самоопределения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В период избирательных кампаний использование социальных технологий управления процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа средствами печати определяется как спецификой выборного процесса, так и социальными, экономическими, политическими, правовыми и иными регулятивными механизмами, существующими в обществе.

Имидж политического лидера в системе общественных отношений являет собой в определенном смысле воплощение социального заказа на того или иного лидера, адекватного потребностям общества, который постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. В самой сущности имиджа заложена основа для функционирования и регуляции механизмов его медиатизации, то есть трансляции и продвижения по каналам информации в соответствии с особенностями и запросами социальной среды и избирательного рынка.

В процессе медиатизации имиджа особенно четко проявляется практически неограниченное формирующее и манипулятивное воздействие средств массовой информации, именно они обеспечивают лидеру максимально широкий выход на огромную аудиторию, часто дезориентируя и подавляя сознание людей. Различия в уровнях выборов, бюджет на проведение предвыборной агитации, сложившаяся система коммуникаций, практика завоевания и структурирования доступа лидеров к информационному пространству во многом обуславливают выбор каналов формирования и продвижения имиджа лидера.

Завоевание во многом монополизированного информационного пространства подчас представляется сложной задачей для бюджета избирательной кампании и команды кандидата. Проведенный на примере избирательной кампании по выборам президента Республики Саха (Якутия) эмпирический анализ социально-технологических аспектов управления процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати доказывает, что именно традиционные средства предвыборной агитации, изготовленные с учетом региональной специфики, являются наиболее приемлемыми и доступными по сравнению с электронными средствами массовой информации. Данные исследования подтверждают, что половина российской газетной аудитории выбрала местный информационный орган. Местная пресса удерживает доверие избирателей и привлекает их внимание почти наравне с местным телевидением. Кроме того, использование средств печати в управлении процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера имеет ряд преимуществ по сравнению в другими формами, заключающихся в возможности планирования и контроля со стороны команды лидера, отслеживания эффективности подачи материала, внесения изменений в содержание и объем информации, а также возможность вдумчивого и осмысленного восприятия материала электоратом.

Неравные условия доступа к средствам печати и массовой информации в условиях раскола общества на непримиримые, противостоящие друг другу силы, находящие свое персонифицированное выражение в политических фигурах, делают важнейшим ресурсом кампании внимание со стороны прессы. Именно оно зачастую и становится фактором, определяющим силу политического лидера и исход предвыборной борьбы.

Это положение усугубляется также тем, что относительно короткие дистанции предвыборной борьбы подразумевают проведение массированного натиска на сознание электората, достигаемого за счет недобросовестного применения социальных технологий управления процессами формирования, продвижения и коррекции имиджа в целях сознательного манипулирования электоральным поведением граждан.

Теоретические и научно-практические обобщения в ходе исследования позволили диссретанту сделать вывод о том, что технологии продвижения имиджа средствами печати во многом направлены на оживление архаичных стереотипов и их иррациональную проекцию в сознании массового избирателя. В контексте пропагандистской войны за влияние на политические ориентации электората такое легитимное символическое насилие провоцирует в людях регенерацию черт тотального индивида.

Вычлененные нами приемы, средства и методы медиатизации имиджа тесно взаимосвязаны, характеризуются многообразием и разнородностью, в значительной степени зависимостью от статуса кандидата. Органично вплетаясь в социальные технологии управления процессами формирования имиджа лидера, они проводятся в жизнь на основе диагностики избирательного корпуса и подчиняются критерию полезности для избирательной кампании кандидата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М., 1970.
  2. С. Выборы 95 в Государственную Думу России. М.: Ассистент, 1995.
  3. В.П. «Культурный» империализм без грима. М., 1985.
  4. A.A., Кано X. Национальная специфика коммуникации и словарь русских жестов // Словари и лингвострановедение. М., 1982.
  5. A.A., Громова Л. А. Пойми меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание между людьми. М., 1993.
  6. В.Н., Левчик Д. А., Устименко C.B. Воюют надписи: Имидж кандидата и способы его актуализации. М.: Институт социальных и политических технологий, 1995.
  7. В.Н., Устименко C.B. Технология избирательной кампании.
  8. В.Н., Устименко C.B. Технология избирательной кампании. М.: Союз, 1993.
  9. Американский электорат: новые тенденции. М., 1992.
  10. Американское общественное мнение и политика. М.: Наука, 1978. 11. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  11. Е.Ю. Экспериментальная психосемантика. М., 1979. 1 З. Асеев В. Г. Нормативное управление социальным развитием. М., 1988.
  12. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986.
  13. Э. Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990.
  14. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. С англ. СПб, 1992.
  15. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: АСЭС, 1009.
  16. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  17. Е.А., Гомеров И. Н. культура политических выборов: политологический анализ. Сибирская академия государственной службы. Новосибирск, 1995.
  18. А. Визуализация: Направление движений вашего ума. -Нью-Йорк, 1979.23 .Браун Л. Имидж Путь к успеху. СПб: Питер Пресс, 1996.
  19. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.
  20. М. Избранные произведения / Пер. С нем. М., 1990.
  21. В.А. Уловки в деловом споре. СПб., 1992.
  22. Л.Н. Очерки коллективной психологии. Психологиг общественных движений. Л.: Гос. изд-во, 1925.
  23. С.К. Политическая наука. М., 1994.
  24. С. Как создается имидж в американской политике // США: ЭПИ1990. № Ю.
  25. ЯЗ. Логика мифа. М., 1987.
  26. Л., Груздева Е., Комаровский В. Шахтеры-92: Социальное сознание рабочей элиты. М., 1993.
  27. И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. М.: Молодая гвардия, 1991.
  28. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
  29. Н. Страна по имени провинция. М.: Экспертный институт, 1996.
  30. A.A. Психологическое исследование образов. М., 1992. /
  31. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. М.: Национальный демократический институт международных отношений (США), 1994.
  32. Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы / Пер. С англ. Воронеж, 1993.
  33. .А. Массовое сознание. М., 1988.
  34. Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования, 1994. № 2.
  35. . Политика и ее имиджи. Париж, 1986.
  36. П.С. Приключение имиджа. Типология ТУ образа. М., 1991.
  37. П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа к парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991.
  38. В. Герои и еретики. М., 1967.
  39. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
  40. Г. Г. В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М., 1986.
  41. A.B. Политическая социология США. JL, 1971.
  42. И.Г. Как победить на выборах в России. М., 1993.50Дубов И.Г., Пантелеев С. Р. Восприятие личности политического лидера 7 Психологический журнал. Т. 13. № 6. 1992.
  43. Е. В. Психологические методики исследования личности политических лидеров капиталистических стран. М., 1988.
  44. А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательной кампании. Обнинск: Титул, 1995.
  45. Э. Белый дом: президенты и политика. М., 1976.
  46. Избирательные системы стран мира/Справочник/. М.: Госполитиздат, 1961.
  47. Имидж лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. M., 1994.
  48. Информационно- аналитическое обеспечение избирательных кампаний. Сб. статей и аналит. материалов // Под ред. C.B. Устименко. М., 1996.
  49. Как победить на выборах (книга 1−5). М.: Издательство Центра прикладнь к политических исследований «Индем», 1991.
  50. А. Бунтующий человек. М., 1992.
  51. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян, ¦ Политические исследования. 1994.№ 1,2.
  52. С.Д. Содержание слова, значения и обозначения. М., 1965.
  53. Н.М., Смолина И. Г. Правовая культура избирательной кампанш — помощь избирателям и организаторам выборов. Абакан: Изд-во Хакасского госуниверситета, 1995.
  54. В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993.
  55. А.И. Избирательный технологии: российский и зарубежный опыт. М.: Институт государства и права РАН, 1995.
  56. B.C., Колесников А. Н., Чудаков Ю. Г. Организация технология выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. JVL: «ЭОС-Консалтинг», 1995.
  57. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  58. H.A. Политико-психологический анализ социально территориальных систем. М., 1994.
  59. H.A. Социальная психология и международные отношения. M 1983.
  60. В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб, 1995.
  61. В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.
  62. М.А. Выборы у нас и у них. М., Изд-воИМО, 1962.
  63. М.А. Лицо и маска буржуазных выборов. М.: Юридическая литра, 1970.
  64. Т.Б. Особенности формирования и развития общественно-политической лексики и терминологии. М.: Наука, 1989.
  65. О.П. Шестнадцать шагов к победе на региональных выборах: пособие активиста ВОПД «Наш дом Россия» по проведению избирательных кампаний. М.: Исполком ВОПД НДР, 1996.
  66. О.П., Колосова C.B.,. Точицкая H.H. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в регионе. М., 1997.
  67. Ф.А. Имидж бизнесмена. М.: «Ось-89″, 1995.
  68. A.B. Буржуазная массовая культура. М., 1985.
  69. Ю.А., Дубин Б. В., Седов Л. А. и др. Анализ результатов опросов. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995, № 1.
  70. В.И. Выборная кампания социал-демократии в Петербурге // Полн. Собр. Соч. Изд-е 5-е. Т. 14.
  71. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1991.
  72. Л.А. Психологические особенности деятельности. М.: Знание, 1981.
  73. У. Общественное мнение., М., 1922.
  74. М.А. Мифология древняя и современная. М., 1985.
  75. В.Л., Василенко И. А., Паутов В. Н. Мировое общественное мнение: выборы в России. М., 1993.
  76. В.И. Выборы и представительные органы в Новой Европе: политологический опыт и тенденции 80 90-х г. г. М.: Наука, 1994.
  77. М.А. Приемы и методы формирования общественного мнения — буржуазном обществе // Актуальные вопросы критики современного антикоммунизма. М., 1972.
  78. В.В. Образ, знак, условность. М., 1980.
  79. Массовая информация в современном промышленном городе. М., 1980.
  80. Между народная комиссия по изучению проблем коммуникаций. Заключительный доклад. Париж, ЮНЕСКО, 1980.
  81. В.А. Политология: Учеб. Мн. Выш.шк., 1996.
  82. Дж. Стюарт Размышления о представительном правлении. СПб., Изд. Яковлева, 1863.
  83. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека в массовом сознании. М.: Проектная группа по правам человека, 1995.
  84. В.А. Социально- политическая стратификация. М.: РАГС, 1996.
  85. Национально-культурная специфика вербальной коммуникации. М., 1977.
  86. Дж. Абурден П. Мегатенденции, год 2000. Новые направления 1990-х годов. // „Человек, наука, общество: комплексные исследования“. М., 1992.
  87. Т.М. Мимика и жесты в лекции. М., 1972. ЮО. Николаус Б., Энкельман И. Преуспевать с радостью. М., 1993. Ю1. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. М.: Экономика, Академия здоровья, 1990.
  88. Общественно-политические институты и движения: проблемы теории I истории. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.
  89. ГПаркинсон С. Н. Законы Паркинсона. М.: Прогресс, 1989.
  90. К., Хед К., О' Коннел Ш. Стратегия планирования избирательной кампании. М.: Национальный демократический институт международных отношений (США), 1995.
  91. З.Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. 1 М. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мыли других людей по их жестам? Новгород, 1992.
  92. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
  93. Политические партии и движения в России и на западе: процесс формирования. Методы исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994.
  94. Политолог: взгляд на современность. М.: ЭКО ЭНРОФ, 1995.
  95. Политология общая и прикладная // Учебное пособие под ред. проф. Б. И, Краснова. М.: Союз, 1996.
  96. В.Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа государственной службы. М.: РАГС, 1996.
  97. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1995.
  98. Региональные выборы в России. М.: Российский центр избирательных технологий, 1996.
  99. Россия на выборах: Уроки и перспективы: Политгеографический анализ / Под ред. В.А. Колосова/. М.: ЦПТ, 1995.
  100. Россия сегодня: политический портрет в документах. 1985 1991г.г. М.: Международные отношения, 1991.
  101. Россия: партия, выборы, власть. Общ. Ред. Краснов В. Н. М.: ИИА „Обозреватель“, 1996.
  102. С.К. Западная психология как инструмент психологии и политики. М.: Наука, 1980.
  103. Русский характер. Психосемантика // Вопросы психологии. 1993. № 3.
  104. Ф.Н. Как происходили выборы при царизме. Изд-е 3-е дополн. М.: Госполитиздат, 1945.131 .Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / П^-д ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  105. Э.П. Оптимальное управление системами. М., 1982.
  106. Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? М., 1986.
  107. Д.Г. Сила ума. СПб.: СПИКС, 1994.
  108. И.Н. и др. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М.: Российский центр избирательных технологий, 1995.
  109. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  110. A.A., Суховрольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями: выборы и референдумы в России в 1991 1993 г. г. М.: Проект. Группа по правам человека, 1995.
  111. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Отв. Ред. Ю. М. Левада. М., 1993.
  112. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
  113. П.Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс-академия, 1992.
  114. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  115. Социально-активные слои России: условия и пути их консолидации. Результаты социологического исследования. / Авт. коллектив: Яцков В. А., Амелин В. Н., Устименко C.B., Колесников А. Н., Тавокин Е. П. и др. М., 1991.
  116. В.К. Персонал-технология. Л., 1989.
  117. Теория и история партий и общественно- политических движений. РАЙ, Политологический центр. М.: Луч, 1993.
  118. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный отечественный опыт. Ред. и сост. Комаровский B.C. М.: РАУ, 1993.
  119. .Г. Имидж как социально-психологическая проблема (учебно-методические материалы). Екатеринбург: Уральский кадровый центр, 1995. /
  120. Д. Новая динамика победы: Пер. С англ. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
  121. Л.Н. „Реформистские“ настроения и „спираль умолчания“ / Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1994. № 6.
  122. O.A. 41 полезный совет тому, кто хочет победить на выборах М., 1993.
  123. O.A. Стереотип и „имидж“ в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. 1980. № 6.
  124. O.A. США: реклама и общество. М., 1974.
  125. Физиогномика / Под ред Авраменко A.B. Ессентуки: Изд-во Контакт ООП статистики, 1990.
  126. Фрейд 3. О психоанализе. Я и Оно // Хрестоматия по социально психологии. М., 1980.
  127. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  128. Э. Бегство от свободы М., 1990.
  129. э. Душа человека. М., 1992.
  130. Э. Иметь или быть. М., 1989.
  131. К.Г. Некоторые вопросы развития массового политическог j сознания // Мировая экономика и международные отношения. 1979. № 6.
  132. Человек, политика, культура. Взгляд через призму политического участия. М.: Изд-во международного информационного нобелевского центра, 1994.
  133. А. Введение в семантику., 1963.
  134. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  135. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  136. Е.Б. Личность и политика. М., 1988.
  137. Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
  138. В. Люди, сообщения и средства общения: подход к человеческой коммуникации. М., 1973.1 бб. Эллюль Ж. Пропаганда. М., 1972.
  139. Р. Секреты уверенности в себе. М.: Мирт, 1994.
  140. ЮнгК. Архетип и символ. М., 1991.
  141. А.И. Введение в политическую психологию. С.-Пб.: Издание С.-Петербургского университета, 1992.
  142. ПО.Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. Спб., 1992. 171. Яницкий О. Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., 1991.
  143. Benoit J.M., Benoit Ph., Lech J.-M. La politique a' 1' affects. Affiche electorals of publicite politique. 1965 1986.
  144. Blondel J. Political Leadersship: Towards a General Analysis. London Beverley Hill Delhi: Sage Publications, 1987.
  145. Boorstin D.J. The Image. Hammondsworth: Pelican Books, 1963.
  146. Campbell A. The Voter Decides. Chicago, 1954.
  147. Coleman J., Katz E. and Menzel H. The Diffusion of Innovation Among Phusicians // Sociometry. 1957. Vol. 20.
  148. Dahrendorf R. The modern social conflict: An essay on the politics of liberty. L.: Weidenfeld a. Nicolson, 1988.
  149. Fowles J/ Mass Advertising as a Social Forecast. A Proposed Method the Futures Research // Futures, 1975. Vol. 7. N 2.
  150. Janda K., Berry J.M., Goldman J. The challenge of Democracy. Goverment in America. 2nnd Edition, Houghton Mifflin Company, Boston 1989.
  151. Katz E. and Lazarsfeld P. Personal Influence: the Part Played be People in the Flow of Mass Communications. Glencoe, 1955.181 .Lazarsfeld P., Mcphee W. Voting. Chicago, 1954.
  152. Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda. In: Public Opinion / Ed. B. Berelson, M. Janowitz. New York: Free Press Glencoe, 1953.
  153. Lionberger H. Adoption of New Ideas and Practices. Iowa, 1960.
  154. Lipset S.M. Political Man: The Social Bases of Politics. Baltimore, 1988.
  155. Mass Communications and The Advertising Indastry. UNESCO. Reports and Papers on Mass Communications. 1984.
  156. Modigliani F. And others. American Voting Behavior. Glencoe, 1959.
  157. Murrey H. Explanations in Personality. N.Y., 1938.
  158. Noelle Neumann E. Turbulence in the Climate of Opinion: Metodologica. Applications of the Spiral of Silence Theory // Public Opinion Quarterly. 1977. N 2.
  159. Nohlen D. Wahlsysteme. Staat und Politik. Heildelberg, 1991.191 .Riesman D. The Lonely Crowd. N/Y/, 1953.
  160. Robinson J. Interpersonal Influence in Election Campaigns: Two-Step Flov
  161. Hypotheses // Public Opinion Quarterly. 1976. Vol. 40. N 3.
  162. Rogers E. The Diffusion of Innovations. N.Y., 1962.
  163. Salmore St. A., Salmore B.G. Candidates, Parties and Campaigns. ElectonJpolitics in America, 1985.
  164. Schultze R.-O. Wahlforschung. Wahlsoziologie. Staat und Politik. 1991.
  165. Schultze R.-O. Wechselwaehler. Staat und Politik. 1991.
  166. Benoit J.M., Benoit Ph., Lech J.-M. La politique a 1' affects. Affiche electorals of publicite politique. 1965 1986.
  167. Blondel J. Political Leadersship: Towards a General Analysis. London Beverle Hill Delhi: Sage Publications, 1987.
  168. Boorstin D.J. The Image. Hammondsworth: Pelican Books, 1963.
  169. Campbell A. The Voter Decides. Chicago, 1954.
  170. Coleman J., Katz E. and Menzel H. The Diffusion of Innovation Among Phusicians // Sociometry. 1957. Vol. 20.
  171. Dahrendorf R. The modem social conflict: An essay on the politics of liberty. L. Weidenfeld a. Nicolson, 1988.
  172. Fowles J/ Mass Advertising as a Social Forecast. A Proposed Method the Futures Research // Futures, 1975. Vol. 7. N 2.
  173. Janda K., Berry J.M., Goldman J. The challenge of Democracy. Goverment in America. 2nnd Edition, Houghton Mifflin Company, Boston 1989.
  174. Katz E. and Lazarsfeld P. Personal Influence: the Part Played be People in the Flow of Mass Communications. Glencoe, 1955.
  175. Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda. In: Public Opinion / Ed. B. Berelson, M. Janowitz. New York: Free Press Glencoe, 1953.
  176. Lionberger H. Adoption of New Ideas and Practices. Iowa, 1960.
  177. Lipset S.M. Political Man: The Social Bases of Politics. Baltimore, 1988.
  178. O.Mass Communications and The Advertising Indastry. UNESCO. Reports and
  179. Papers on Mass Communications. 1984. 211. Modigliani F. And others. American Voting Behavior. Glencoe, 1959.
  180. Murrey H. Explanations in Personality. N.Y., 1938.
  181. Noelle Neumann E. Turbulence in the Climate of Opinion: Metodologicai Applications of the Spiral of Silence Theory // Public Opinion Quarterly. 1977. N2.
  182. Nohlen D. Wahlen. Wahlrecht. Staat und Politik. Heiidelberg, 1991.
  183. Nohlen D. Wahlsysteme. Staat und Politik. Heiidelberg, 1991.
  184. Riesman D. The Lonely Crowd. N/Y/, 1953.
  185. Robinson J. Interpersonal Influence in Election Campaigns: Two-Step Flow Hypotheses // Public Opinion Quarterly. 1976. Vol. 40. N 3.
  186. Rogers E. The Diffusion of Innovations. N.Y., 1962.
  187. Salmore St. A., Salmore B.G. Candidates, Parties and Campaigns. Electoralpolitics in America, 1985. 220. Schultze R.-O. Wahlforschung. Wahlsoziologie. Staat und Politik. 1991. 221. Schultze R.-O. Wechselwaehler. Staat und Politik. 1991.
  188. Значимость черт имиджа политических лидеров, в % от общегоколичества5% Я 2%12%12%21%113%1. Справедливость1. Компетентность1. Смелость1. В Честность ¦ Опытность1. Ум ¦Энергичность
  189. Умение расположить к себе ¦ Умение вызвать симпатию
  190. Доверие к политическим лидерам, кандидатам в президенты1. РЯ ©, в %
  191. И Николаев М. И. ИТумусов Ф.С.? Таких нет
  192. А.Н. ? Штыров В А. ¦ Затрудняюсь с1. Ш Борисов С. С. ¦Другие
  193. Черты имиджа кандидатов в президенты РЯ ©, июль 1996 г. X1. Штыров В. А.1. О Тумусов Ф.С.1. Борисов С.С.1. Алексеев А.Н.1. Николаев М.И.оо1. Штыров В. А.1. ЕЗТумусов Ф.С.1. Борисов С.С.1. Алексеев А.Н.1. Николаев М.И.
  194. Доверие избирателей РЯ © к центральным газетам
  195. Электорат Ельцина И Электорат Зюганова ПДругие30 28,5
  196. Доверие избирателей РЯ © к республиканским газетама Электорат Ельцина ¦ Электорат Зюганова? Другие50
  197. Проблемы властей республики в глазах избирателей
  198. Электорат Ельцина ¦ Электорат Зюганова? Другие
  199. Защита интересов населения в глазах избирателей
  200. Электорат Ельцина ¦ Электорат Зюганова? Другие50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 045,11 431. О к, °1. России сейчас нужна |мсильная рука»
  201. Демократия олучшая из известных форм правления"1. Восстановис СССР"
  202. Поддержим 0 правительство"1. Долой правительство" — Я1
  203. Павительство обязанан гарантировать права и свободы граджан"
  204. Россий должна остаться великой военной державой"
  205. Не допустим распада России"
  206. Поставим преграду американской экспансии"
  207. Не допустим распродажи земли"
  208. Развивать отечественное производство"1
Заполнить форму текущей работой