Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные положения общей теории социального управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теория менеджмента относится к теории управления, как часть к целому. Известно, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. Однако несомненно, что в каждом случае речь идет о различных видах управления. Растения, машины и химические элементы являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем развитии законам природы. Эти… Читать ещё >

Основные положения общей теории социального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

.

С точки зрения общей теории социального управления под термином «управление» понимается сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов деятельности (как отдельного лица, так и совокупности лиц, например, органов власти) на людей, образовательные, экономические и другие объекты (в ряде случаев образующие в совокупности некую социальную систему), осуществляемое с целью направить их действия на получение желаемых результатов.

Социальное управление — один из основных видов управления, функция которого заключается в реализации потребностей развития общества через регулирование поведения людей, их социальных отношений на основе познания и использования законов общественного развития. Содержание социального управления включает в себя формирование критериев и показателей социального развития объекта, выделение возникающих в нем проблем, разработку и применение методов их решения, достижение планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов. Задачи социального управления решаются путем согласования противоречивых интересов отдельных людей, коллективов, социальных групп с общенародными, общегосударственными интересами. Субъектом социального управления в узком смысле являются специализированные государственные и общественные органы и службы управления, а в широком — все общество. Как и любое другое, социальное управление, имея циклический характер, включает следующие стадии: прогнозирование, проектирование, регулирование, непосредственное руководство социальными процессами.

На практике наблюдается два типа социального управления: стихийный и сознательный. В первом случае воздействие на общество осуществляется в ходе спонтанного взаимодействия различных социальных факторов (рынок, традиции, обычаи и т. п.). Второй тип управления предполагает наличие органов социального управления, действующих по заданной программе. Например, программно-целевое управление социальными процессами предполагает активное познание закономерностей его развития и разработку соответствующей целенаправленной программы деятельности. Среди самых многообразных видов управления выделяют:

техническое управление, например, управление движением самолетов или поездов, сборкой автомобилей или ядерным реактором;

  • — государственное управление, направленное на решение задач социально-экономического развития общества посредством формирования его различных институтов (правовой системы, органов власти федерального, регионального или муниципального уровня);
  • — идеологическое управление как внедрение в сознание людей определенных взглядов и ценностей;
  • — хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в условиях рыночных отношений.

В исследованиях зарубежных и отечественных специалистов по проблемам управления все чаще используется метод моделирования, основанный на изучении моделей реально существующих в природе и обществе явлений. В настоящее время разработаны следующие модели социального управления:

  • а) линейная модель — прямое воздействие на объект управления и сосредоточение в одних руках всех функций руководства;
  • б) функциональная модель, представляющая собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, которые решают отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т. п.;
  • в) штабная модель — она реализуется через консультативные или обслуживающие полномочия, поддерживающие тс виды деятельности, которые непосредственно связаны с достижением поставленных целей. Штабные (аппаратные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия;
  • г) проектная модель, в рамках которой деятельность распределяется по двум группам. Группа развития отвечает за стратегическое планирование, ресурсное и кадровое обеспечение. Проектная группа занимается реализацией планов, анализирует окончательные результаты деятельности по всему проекту;
  • д) матричная модель — здесь наряду с функциональными отделами образуются временные проектные группы для решения конкретных проблем. Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: постоянными членами проектной группы и другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов, при этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов и служб;
  • е) адаптирующая модель — вместе с функциональными отделами образуются временные проектные группы для решения конкретных проблем;
  • ж) дивизиональная модель — ей присущи множественность принципов дифференциации при создании отделений в данном учреждении, сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением, когда ключевыми фигурами в управлении организациями становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения;
  • з) модель «венчурной организации» — это небольшие организации, в кратчайшие сроки осуществляющие научные идеи, создающие на их основе продукты или технологии, например экспериментальные педагогические площадки. Данная модель отличается высокой степенью са м остоя тел ь н ости ру ко води тел е й п од раздел е н и й.

Основные понятия теории социального управления. Помимо понятий «управление» и «социальное управление» существует ряд других основных категорий в данной области знаний.

* Управленческое решение — формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие ее члены. В содержание управленческого решения входят обоснование его необходимости и формулировка цели предполагаемого изменения. Принятие управленческого решения означает включение его в систему организационных отношений; осуществление подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели. Степень осуществления управленческих решений — это показатель управляемости объектом.

• Управляемые переменные — это независимые переменные величины, отражающие социальные процессы, которые могут непосредственно регулироваться и контролироваться социальным управлением, т. е. могут быть изменены с помощью прямых управляемых воздействий. Например, уровень исполнительской дисциплины в педагогическом коллективе регулируется в ходе контроля за исполнением приказов, распоряжении, инструкций и других руководящих документов, результаты которого могут служить основанием для поощрения или наказания работника.

~ Управляемость — это характеристика управленческих отношений в трудовых организациях, означающая ту степень контроля, которую руководитель осуществляет по отношению к объекту управления, а также ту степень автономии, которую объект управления сохраняет по отношению к руководителю.

ш Управленческая деятельность — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемых подсистем по достижению запланированного результата. Выделяют следующие виды управленческой деятельности (функции управления): анализ, целеопределение, планирование, организация, регулирование, контроль. Управление как деятельность имеет определенную структуру. В нее входят следующие компоненты:

  • — цели (представления о результате управления);
  • — предмет труда;
  • — средства труда;
  • — совокупность профессиональных служебных обязанностей (функционал);
  • — уровень компетенции (права и ответственность);
  • — производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Цель управленческой деятельности — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого эта деятельность направлена. Будучи значимой и «прозрачной», она определяет характер и способы достижения целей, стоящих перед управляемой системой, посредством подготовки, принятия и реализации эффективных управленческих решений, дополняемых контролем за результатами функционирования объекта управления.

В последнее время в России наряду с термином «управление» активно используется понятие «менеджмент» (от англ, manage — управлять, заведовать, руководить). Одни считают его тождественным управлению, другие — частью управления. В современной науке менеджмент рассматривается с двух точек зрения:

  • — как управление организацией, самостоятельно действующей в условиях рынка и часто принимающей рискованные решения в самых неожиданных обстоятельствах;
  • — как управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающем создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений «звезд» эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т. п.

При этом цель менеджмента и в том и в другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего положения вещей.

Кроме того, под менеджментом понимается учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. американский промышленник Джозеф Уортон[1]. С этой точки зрения менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.

Особенно интересен взгляд на менеджмент для некоммерческой сферы деятельности, высказанный известным американским теоретиком менеджмента Питером Друкером. По его мнению, современный менеджмент — это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей[2].

Из приведенного фрагмента очевидно, что взгляды Друкера сфокусированы в первую очередь на работе с людьми как основном «участке» социальной технологии эффективности производства.

Теория менеджмента относится к теории управления, как часть к целому. Известно, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. Однако несомненно, что в каждом случае речь идет о различных видах управления. Растения, машины и химические элементы являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем развитии законам природы. Эти объекты не обладают свойством субъектности. Когда речь идет об управлении людьми, ситуация существенно меняется, поскольку люди обладают индивидуальным сознанием, волей, психикой, интересами, стремлениями. Здесь вступают в действие методы социального управления, разновидностями которого выступают государственное, военное, хозяйственное управление и т. п. Менеджмент является разновидностью хозяйственного управления в рыночных условиях, в отличие от такого же управления в условиях административно-командной, плановой системы регулирования экономики.

Из сказанного закономерно следует вывод: подходы менеджмента не только можно использовать в сфере образования без всякого ущерба для специфики последнего, но более того, успешное развитие управления школой абсолютно невозможно без опоры на общие основы менеджмента организаций. Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо условия деятельности людей, их цели, задачи постоянно меняются. Менеджмент учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие «правила игры».

  • [1] При университете Пенсильвании до сих успешно действует бизнес-школа Уортона (Wharton).
  • [2] Цит. по: Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришколыюе управление. М., 2000. С. 11.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой